Живопись первой половины XIX века

Живопись первой половины XIX века. После Отечественной войны 1812 года возрастание интереса к народной жизни, человеческой индивидуальности привело к складыванию нового идеала, в основе которого лежало представление о духовно независимой личности, глубоко чувствующей и страстно выражающей свои чувства.

Этот идеал нашел отражение в работах представителей новой творческой концепции романтизма, утверждение которого происходило одновременно с отмиранием классицизма. Наиболее значительным явлением в исторической живописи первой половины XIX века были гигантские полотна Брюллова, Бруни и Иванова. Оставляя на время в стороне степень субъективности исторических воззрений каждого из трех художников, видно, что во всех трех случаях мы имеем дело с изображением массовой сцены.

Внимание художника сосредоточено на событии в той мере, в какой оно преломляется в сознании и в судьбе целого народа, в сознании народной толпы. Не менее характерно то, что сами эти события драматичны и являются переломными, решающими в судьбе изображенного народа. 6.2.1.