Последний день Помпеи К. Брюллова

Последний день Помпеи К. Брюллова. Крупнейшим произведением Брюллова и самым знаменитым созданием русской живописи первой половины XIX века стала картина Последний день Помпеи 1830 1833. Реальное событие античной истории гибель города при извержении Везувия в 79 году нашей эры дало возможность художнику показать величие и достоинство человека перед лицом смерти.

Огненная лава надвигается на город, рушатся здания и статуи, но дети не оставляют родителей мать прикрывает ребенка, юноша спасает возлюбленную художник в котором Брюллов изобразил себя уносит краски, но, покидая город, он смотрит широко открытыми глазами, стараясь запечатлеть ужасное зрелище. Даже в гибели человек остается прекрасен, как прекрасна сброшенная с колесницы обезумевшими конями женщина в центре композиции.

В картине Брюллова отчетливо проявилась одна из существенных особенностей его живописи связь классицистической стилистики его произведений с чертами романтизма, с которыми брюлловский классицизм объединяет вера в благородство и красоту человеческой натуры. Отсюда удивительная уживчивость сохраняющей четкость пластической формы, рисунка высочайшего профессионализма, превалирующего над другими выразительными средствами, с романтическими эффектами живописного освещения.

Да и сама тема неизбежной гибели, неумолимого рока столь характерна именно для романтизма. Как определенный норматив, устоявшаяся художественная схема, классицизм во многом и ограничивал художника-романтика. Условность академического языка, языка школы, как называли Академию в Европе, в Помпее проявилась в полной мере театральные позы, жесты, мимика, эффекты освещения. Но нужно признать, что Брюллов стремился к исторической правде, стараясь как можно точнее воспроизвести конкретные памятники, открытые археологами и изумившие весь мир, восполнить зрительно сцены, описанные некогда чудом спасшимся в этой катастрофе Плинием Младшим в письме к Тациту.

Экспонировавшаяся сначала в Милане, затем в Париже, картина была привезена в Россию в 1834 году и имела шумный успех. О ней восторженно отзывался Гоголь. Значение произведения Брюллова для русской живописи определяется общеизвестными словами писателя И стал Последний день Помпеи для русской кисти первый день. 6.3.