Живопись второй половины XIX века

Живопись второй половины XIX века. Во второй половине XIX века направление критического реализма, которое уже ранее утвердилось в русской литературе, провозгласившей необходимость не только объяснения жизни, но и ее оценки, приобрело ведущее значение в отечественной живописи.

Страстно и мощно показал в своих картинах судьбы народа В. Суриков. Глубокий интерес к переломным событиям русской истории, проникновение в дух древности, даже особый колорит, присущие его творчеству, означали поворот к историческому мышлению в живописи Утро стрелецкой казни, Меншиков в Березове, Боярыня Морозова.

В.М. Васнецов в своих картинах стремится воскресить историю, романтически былинную Русь и волшебную русскую сказку. Передвижничество ведущее направление в национальном искусстве второй половины XIX века, идейно противостоявшее академизму. Положение революционно-демократической эстетики определили программность творчества передвижников гражданственность, сознание общественных и психологических проблем своего времени, интерес к облику современника.

Художники-передвижники неоднократно обращались к исторической тематике, причем в их полотнах преобладала национальная тема. Они использовали в качестве сюжетов реальные события, стремились передать эпоху, характер исторических персонажей. Передвижникам свойственно было изображение переломных моментов в русской истории. Они по-новому трактовали исторические сюжеты, показывая отечественную историю через психологическую драму отдельной, как правило, выдающейся личности Н.Н. Ге Петр I допрашивает царевича Алексея, 1871 год И.Е. Репин Иван Грозный и сын его Иван, 1885 год. 6.4. Музыка В музыкальной культуре первой четверти XIX века сохранялись некоторые традиции века прошедшего.

В этот период все слои общества были охвачены патриотическим подъемом, вызванным наполеоновскими войнами. В этой же связи усилился интерес к своему историческому прошлому и к различным видам народного творчества.

Так, широкий общественный резонанс получило исполнение в Москве в канун Отечественной войны 1812 года оратории Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы, написанной крепостным музыкантом графа Шереметьева С. Дегтяревым. На волне патриотического подъема, связанного с войной 1812 года, была создана опера К. Кавоса Иван Сусанин. В целом опера занимала одно из главных мест в творчестве русских композиторов этого периода. Вторая треть XIX века по праву может быть названа глинкинской.

Могучая творческая личность М.И. Глинки подняла русскую музыку на новую ступень развития, заслонив собой почти все созданное его предшественниками. В опере Жизнь за царя впервые в русской музыке Глинка полностью отказался от разговорного диалога. В образе Ивана Сусанина он воплотил лучшие качества русского народного характера, придав ему реалистические жизненные черты. Демократические идеи второй половины XIX века нашли воплощение в творчестве группы композиторов, получившей название могучая кучка. Входившие в нее М.А. Балакирев, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, Ц.А. Кюи развивали традиции М.И. Глинки, достижения западноевропейских композиторов и выступали за народность, реализм, национальный стиль в искусстве.

Их произведения характеризовались теми коренными свойствами русской музыкальной классики, которые позволили ей занять достойное место на вершинах мировой музыкальной культуры. Жанр национальной историко-патриотической оперы, сложившийся в опере Жизнь за царя, нашел своеобразное продолжение в операх Князь Игорь А.П. Бородина, Борис Годунов, Хованщина М.П. Мусоргского. 7.