Начало раскола

Начало раскола. В 1646 году при дворе царя Алексея Михайловича сложился кружок боголюбцев, или ревнителей благочестия во главе с настоятелем Благовещенского собора в Московском Кремле Стефаном Вонифатьевым. В кружок входили постельничий позднее окольничий Федор Михайлович Ртищев, смоленский дворянин Симеон Потемкин, глава печатного двора князь A.M. Львов, игумен Макарьевского Желтоводского монастыря Иларион, игумен Московского Златоустовского монастыря Феоктист, настоятель Казанского собора на Красной площади Иван Неронов, протопопы костромской Даниил, муромский Логин, темниковский Даниил, юрьевский Аввакум.

Из членов кружка особым расположением царя и царского духовника С. Вонифатьева пользовался Новоспасский архимандрит с 1649 года Митрополит Новгородский, с июля 1652 года Патриарх Московский и Всея Руси Никон. Главная цель кружка состояла в оздоровлении церковной и духовно-нравственной жизни русского общества после Смутного времени.

Они полагали, что хотя русское благочестие и живая вера XVII века достойны были всякого восхищения, чистота древнего вероучения была опорочена изобретением новых, неизвестных Церкви, догматов величественный чин богослужения был обезображен искажением богослужебных книг и обрядов, многогласием в пении и чтении. Причм, быстро обнаружилось, что установить верное и отбросить нелепости и ошибки, противоречащие уставу и духу Церкви, в России чрезвычайно трудно.

Даже соборного определения было недостаточно своим не верили. Требовался авторитетный богословский разбор, опирающийся на тысячелетний богословско-литургический опыт Вселенской Церкви, выстраданный в острейшей борьбе с ересями. Кроме того, после падения Византии Русь осталась единственной православной мировой державой Третьим Римом, и ощущала ответственность за судьбу Рима Второго всех древних православных народов. 1.2.