Реферат Курсовая Конспект
Значение Соловецкого сидения в расколе Русской Церкви - раздел Культура, Значение Соловецкого Сидения В Расколе Русской Церкви План Введение 1. Церков...
|
Значение Соловецкого сидения в расколе Русской Церкви План Введение 1. Церковная реформа России в 17 веке 1. Начало раскола 2. Исправление церковных книг 2. Соловецкое сидение 1. Причины Соловецкого бунта 2. Некоторые особенности реформ Никона 3. Начало и развитие событий в Соловецкой обители 4. Соловецкие челобитные царю 5. Царский ответ и первая осада 6. Вторая осада монастыря 7. Действия воеводы Мещеринова 8. Измена и расправа 3. Последствия и историческое значение Соловецкого сидения 19 Заключение 21 Библиографический список 22 Введение XVII век представляет собой очень интересную, богатую событиями страницу в истории России. Это был период правления царя Алексея Михайловича, однако этот век неизменно ассоциируется с именами патриарха Никона и протопопа Аввакума и таким явлением, как раскол в русской церкви, доставшийся в качестве серьезной проблемы в наследство Петру Первому.
Историки называют этот век бунташным.
Именно в этот период произошли два крупных крестьянских, два стрелецких, ряд городских восстаний и соловецкий бунт. Выбирая в качестве темы реферата историю соловецкого сидения, я руководствовалась в первую очередь тем, что учебники по истории очень кратко освещают этот необычный во всех отношения бунт, а во вторую личными впечатлениями, полученными во время посещения Соловецких островов.
В 17 веке в России шел процесс централизации государственной власти, при этом отчетливо стали проявляться тенденции формирования абсолютизма. Это прослеживалось в первую очередь в усилении единоличной власти царя, ограничении деятельности сословно-представительских учреждений, привлечении в государственное управление непородных людей, повышении роли приказов и окончательной победе светской власти над властью церковной. 1.Церковная реформа в России в 17 веке. Серьезное препятствие на пути перехода к абсолютизму создавала церковь, которая претендовала на большую власть.
Без сокрушительного удара по притязаниям церкви самодержавие укрепиться не могло. Борьба самодержавия за полноту власти ярче всего проявилась в деле патриарха Никона. В 1653г. Никон, желая укрепить авторитет церкви, начал проводить церковную реформу. Суть ее заключалась в унификации норм церковной жизни и православной церкви.
Например, Никон распорядился заменить при богослужении земные поклоны поясными. Креститься тремя пальцами вместо двух и привести иконы и книги в полное соответствие с греческими образцами. Исправление обрядов богослужебных книг нарушило сложившиеся традиционные русские формы церковных обрядов и вызвало недовольство части духовенства и светской власти. Лидеров противников Никона стал протопоп Аввакум. Выступление ревнителей старой веры нашли поддержку в разных слоях русского общества, что и привело к движению, получившему название раскол.
Раскольники яростно боролись на сохранение русского православия и старины. Их сторону принимали многие богатые и знатные люди. По указам царя 1666 г. воеводам предписывалось подвергать раскольников царским казнениям. С этого момента начинается открытая борьба государства и церкви со сторонниками старой веры. Аввакум и другие вожди раскола были сожжены в Пустозерске за великие на царский дом хулы в 1682 г. Пока Никон пользовался поддержкой царя, его положение было достаточно прочным.
Однако патриарх стал посягать на прерогативы светской власти и по инициативе царя в 1667г. В Москве был созван Собор вселенских патриархов, который снял с Никона патриарший сан. Собор признал православными всех греческих патриархов и все греческие богослужебные книги. Однако и после Никона церковь сохранила свою внутреннюю самостоятельность, свои земельные владения и оставалась значительной политической силой.
Правда борьба с расколом потеряла прежнюю страсть и накал. 1.
Причм, быстро обнаружилось, что установить верное и отбросить нелепост... Кроме того, после падения Византии Русь осталась единственной правосла... Вонифатьева пользовался Новоспасский архимандрит с 1649 года Митрополи... Требовался авторитетный богословский разбор, опирающийся на тысячелетн... 1.2..
2.. Исправление церковных книг. Уже тогда среди ревнителей наметились разногласия бояре Ртищев и Мороз... Этот же собор постановил правило о троеперстии в крестном знамении и и... Понимание догматического и таинственного смысла литургии, церковных св...
Понимая губительность подобных притязаний, Патриарх Никон также сознав... В частности, при условии послушания Церкви, разрешал служить и по стар... Под влиянием архимандрита Илии черный собор, не вникая в существо испр... Митрополит Макарий пишет, что если бы Никон не оставил кафедры, раскол... 2.1..
Причин было несколько во-первых, сохранение древнего благочестия для с... Предшествующая его деятельность принятие Соборного Уложения 1649, огра... 2.2.. Причины Соловецкого бунта. В отсутствии Патриарха царь Алексей Михайло...
Заметим, что реформа не затрагивала основ православного вероучения она... сокращение числа просфор с 7 до 5 для проскомидии в начале литургии. 2.3.. Из книжных исправлений изменение написания имени Христа Иисус вместо И... Замена текста в Символе Веры до Никона Господа Истиннаго и Животворяща...
22 октября 1661 года он успел было составить вместе со всеми священник... На место его братия избрала постриженика своего же монастыря иеромонах... 2.4.. Начало и развитие событий в Соловецкой обители. Неприятие обрядовых изменений в Соловецком монастыре во многом определ...
Мятежники били челом царю утвердить настоятелем бывшего Саввинского в ... 22 сентября 1667 года царю была отправлена известная Соловецкая челоби... Однако в Москве челобитчиков посадили под стражу, а в монастырь по пов... 2.5.. Соловецкие челобитные царю.
Ответ последовал на четвертую челобитную. Численно среди сидельцев преобладали бельцы более четырех сотен москов... Невежественность мятежников особенно проявилась 7-го марта 1669 года, ... Действия Игнатия Волохова на протяжении 1668-1671 годов едва ли можно ... 28 декабря 1673 года в монастыре было решено за Великого Государя бого...
Летом 1674 года И. К зиме 167475 годов И. Мещеринову удалось установить довольно жесткую блокаду монастыря. Не изжитое малолюдство при воеводе было всего 185 стрельцов не позволи... Безрезультатными оказались попытки подкопов под угловые башни.
Он со 185 стрельцами устроил 13 батарей вокруг монастыря, стал вести п... В августе прибыло к нему ещ 800 стрельцов. Однако приступом взять мона... 8 ноября 1677 года в лагерь к Мещеринову вышел из монастыря чернец Фео... Мещеринов долго не решался осуществить этот замысел, однако бесплоднос... В живых из пятисот сидельцев осталось только 60 человек, которых подве...
Последствия и историческое значение Соловецкого сидения. Восьмилетнее сидение подорвало и духовную, и экономическую мощь монаст... В раскольничьих синодиках упоминается до 33-х имен страдальцев Соловец... Популярность сидельцев среди простого народа объясняется тем, что уже ... Церковь была лишена первостоятеля патриарха - и низведена до уровня го...
Заключение В научных трудах по истории раскола вопрос о причинах появления раскола не раз обсуждался. В объяснении этих причин существуют две тенденции одна понимает раскол как явление исключительно церковное другая видит в расколе общественное движение не исключительно религиозного содержания, но вылившееся в форму церковного протеста Щапов. Различая в этом деле вопрос о причинах возникновения раскола от вопроса о его быстром распространении, можно сказать, что протест, приведший к расколу, возник исключительно в сфере церковной по причине особенностей реформы Никона, что доктрина раскола, высказанная расколоучителями в их сочинениях, есть исключительно церковная доктрина, так что нет оснований рассматривать раскол иначе, как явление исключительно церковное.
Что же касается до вопроса о быстром распространении раскола, то здесь, кроме причин, лежавших в религиозном сознании наших предков, косвенным образом могли действовать и условия общественной жизни того времени жизнь шла очень тревожно и могла будить в обществе чувство неудовлетворенности, которое делало людей восприимчивее и в делах веры. Таким образом, условия общественной жизни могли отразиться на быстром распространении раскола.
Библиографический список. Под ред. 7. Н.Ф. I-II, М.
– Конец работы –
Используемые теги: значение, Соловецкого, сидения, расколе, Русской, Церкви0.089
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Значение Соловецкого сидения в расколе Русской Церкви
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов