Последствия и историческое значение Соловецкого сидения

Последствия и историческое значение Соловецкого сидения. Восьмилетнее сидение подорвало и духовную, и экономическую мощь монастыря. После мещериновского погрома в монастыре осталось только 14 монахов, а было их не менее 200 человек, в начале сидения того больше.

Из бельцов числом 300 человек не уцелел никто. Численность казненных и оставшихся в живых достоверно не известна. В раскольничьих синодиках упоминается до 33-х имен страдальцев Соловецких. Среди них, кроме архимандрита Никанора, ни одного иеромонаха или иеродиакона, а только 16 иноков да 16 бельцов. Позднее выяснилось, что среди участников и даже подстрекателей Соловецкого бунта оказались бывшие участники восстания Степана Разина и причина их участия в бунте была отнюдь не духовной.

Погибшие в годы восстания сидельцы снискали огромную популярность у населения Русского Севера, их поминали как мучеников. По рукам ходили списки Повести о отцех и страдальцех Соловецких Семена Денисова, многих других произведений. Популярность сидельцев среди простого народа объясняется тем, что уже во второй половине XVII века в церковной и государственной жизни России проявляются тенденции, которые реализовались позднее в царствование Петра I и были закреплены законодательно. Церковь была лишена первостоятеля патриарха - и низведена до уровня государственного департамента, древнее благочестие и национальные традиции осмеивались, образцом для подражания служила рационалистичная и потому материалистичная Европа.

В этих условиях старая вера становилась символом устремления горе, к Небесному Иерусалиму, к Святой Руси в противовес государственной императорской политике, тяготевшей к воплощению идеалов языческого Рима. Печально, что старообрядцы не распознали в Патриархе Никоне своего вернейшего союзника в борьбе за чистоту православной веры. Для восстановления и благоустроения Соловецкой обители, по указу царя Феодора Алексеевича и благословению Патриарха Иоакима, был поставлен настоятелем архимандрит Макарий из Тихвинского монастыря.