Соловецкое сидение

Соловецкое сидение. В августе 1657 года на Соловки были присланы новоисправленные служебники. Под влиянием архимандрита Илии черный собор, не вникая в существо исправлений и опасаясь якобы содержавшихся в них многих ересей и новшеств лукавых, определил их как писание слуг антихристовых, ересь латинскую и приговорил новые служебники отставить, а службу править по-прежнему, как при Чудотворцах правили. 8 июня 1658 года братия скрепила соборный приговор поручными записями. Монастырь вступил в противоборство с официальной Церковью, а следовательно, с государством.

Немедленной реакции не последовало, так как в это время Никон, не снимая с себя патриаршего сана, удалился от дел, а фактически возглавивший Церковь Алексей Михайлович был слишком занят внешней политикой, в частности, войной с Речью Посполитой, а также делом Никона.

Будучи Патриархом, Никон принимал все меры к тому, чтобы в Русской Церкви не произошло раскола. В частности, при условии послушания Церкви, разрешал служить и по старым книгам, допуская разность мнений в вещах, не затрагивающих существа веры. Митрополит Макарий пишет, что если бы Никон не оставил кафедры, раскола в Русской Церкви не было бы. Понимая губительность подобных притязаний, Патриарх Никон также сознавал, что открытое сопротивление царской власти со стороны духовной власти может вызвать в России смуту, разрушающую религиозную основу русского бытия - любовь народа к Церкви-матушке и царю-батюшке.

После длительных молитвенных размышлений он выбрал единственно возможный для себя путь незаконным притязаниям не подчиняться, в открытое противостояние не вступать указывая на нетерпимость положения, рассчитывая на отрезвление и покаяние светской власти, оставить кафедру Московского первосвятителя и удалиться в Воскресенский монастырь . 2.1.