Соловецкие челобитные царю

Соловецкие челобитные царю. В 1666 году архимандрит Варфоломей подписался под соборным деянием, в котором служение по новым книгам признавалось обязательным.

Когда об этом узнали на Соловках, оппозиционная Варфоломею группа монахов и мирян отстранила от дел его ставленников его келаря и казначея. Мятежники били челом царю утвердить настоятелем бывшего Саввинского в Звенигороде архимандрита Никанора1. Однако в Москве челобитчиков посадили под стражу, а в монастырь по повелению царя и Вселенских патриархов было послано Соборное повеление о приятии новоисправленных книг и чинов, его вез архимандрит Спасо-Ярославского монастыря Сергий.

Единственным результатом приезда архимандрита Сергия кстати в монастыре он содержался под стражей, а сопровождавших его стрельцов пытались побить камнями была увезенная им челобитная вторая, сентябрь 1666 года, которую первым подписал архимандрит Никанор, затем братия и миряне.

Они во всем обещали покориться царской власти, просили лишь не вели, государь, ему священно архимандриту Сергию, прародителей твоих государевых, благоверных царей и благочестивых великих князей, и начальников наших великих чудотворцев, преподобных и богоносных отец Зосимы и Савватия и Германа и преосвященного Филиппа, митрополита Московского и всея Руси предания нарушать. Первоначально московские церковные и светские власти пытались разрешить конфликт мирным путем вызванного в Москву в том же феврале 1667 г. Никанора встретили как архимандрита, он отказался от прежних взглядов, однако притворно, т. к вернувшись в монастырь, раскаялся вторично, с раскольники вчинися.

Архимандритом же назначили Иосифа, келейного брата и единомышленника Варфоломея. Архимандрит Иосиф пытался братию вразумить, чтобы они послушались указа Великого Государя и Вселенских Патриархов, но казначей и вся братия с великим шумом ему отказали нам де ты архимандрит не надобен, сиди де в келий.

Архимандрит Никанор, выждав в Архангельске пока без него, хотя и по его письму, будет отвергнут архимандрит Иосиф, 20 сентября прибыл в монастырь. Он объявил, что ему по-прежнему велено быть в монастыре на покое, о своем покаянии перед Собором и о послушании Соловецкой братии Собору ничего не сказал. По поводу этих событий в Москву был послан старец Кирилл Чаплин со следующей челобитной четвертой. Архимандрита Иосифа выслали из обители в безгодное зимнее время, и он обосновался в Сумском остроге, сосредоточив в своих руках управление вотчиной.

Мятежную братию возглавил архимандрит Никанор. 22 сентября 1667 года царю была отправлена известная Соловецкая челобитная, составленная казначеем Геронтием. Содержание е сводилось к тому, что были повторены все старообрядческие доказательства неправоты новой веры и канонические достоинства веры старой. 2.5.