Царский ответ и первая осада

Царский ответ и первая осада. Ответ последовал на четвертую челобитную. 23 декабря 1667 г. были направлены две отдельные грамоты соловецким старцам, а также слугам и служебникам монастыря с предложением покориться, а 27 декабря 1667 г. был издан царский указ, означавший начало блокады монастыря за противство и непослушание светским и церковным властям, святейшим Вселенским патриархам.

В указе предписывал ось Соловецкого монастыря вотчинные села, и деревни, и соляные и всякие промыслы, и на Москве и в городех дворы со всякими заводы и с запасы, и соль отписать на нас, великого государя, и из тех сел, и из деревень, и ото всяких промыслов денег, и хлебных всяких запасов, и соли, и всяких покупок с Москвы и из городов в тот монастырь пропускать не велели.

Эти же предписания были повторены и в апреле 1668 г. не разрешать отправлять в монастырь его хлебные запасы, присланные из Вологды и хранящиеся в амбарах в Холмогорах, а послать их в монастырские соляные промыслы для работных людей. Тогда же в 1668 году Вселенскими Патриархами была написана грамота архимандриту Иосифу с проклятием Соловецких мятежников за непокорение ко Святей Церкви.

Весной 1668 г. на Соловки прибыл стряпчий Игнатий Волохов с небольшим отрядом стрельцов несколько более 100 человек. В ответ монастырь заперся, что было началом его сидения. По-видимому, в первый период царь Алексей Михайлович надеялся взять монастырь измором и устрашением, блокировав доставку продовольствия и других необходимых запасов, однако ее полному осуществлению препятствовали и природные условия, и связи монастыря с населением, оказывавшим поддержку прежде всего доставкой продовольствия.

С теми силами, которые были у Волохова, организация полной блокады островов оказалась делом невозможным. Восставшие пользовались авторитетом, сочувствием и поддержкой у поморского населения. На них смотрели как на сидельцев за Христово имя и Спасительный Крест. Численно среди сидельцев преобладали бельцы более четырех сотен московских стрельцов и донских казаков и боярских беглых холопов и крестьян, были разных государств иноземцы свийские немцы, и поляки, и турки, и татаровя.

Очевидно, бельцы играли заметную роль в руководстве восстанием. Не без их участия была организована караульная служба, налажено обучение сидельцев огневому бою, устроены окопы и земляной вал перед Никольской башней, надрублены раскаты деревянные стены на сушиле и проч. Однако и монахам военное ремесло было за обычей. Невежественность мятежников особенно проявилась 7-го марта 1669 года, когда они изорвали и сожгли более двухсот книг, а на оставшихся сделали раскольничьи приписки.

Авторитетным руководителем восстания был архимандрит Никанор. Позиция сидельцев и бельцов, и монахов была однозначной Мы, заявляли они, по новоисправленным книгам петь и говорить отнюдь не хотим и за то де мы хотим помереть все единодушно. Весьма сильными среди восставших были антиправительственные настроения. Действия Игнатия Волохова на протяжении 1668-1671 годов едва ли можно квалифицировать как осаду монастыря. Лето 1668 года было посвящено стоянию на Заяцком острове точно так же прошло и лето 1669 года. Приготовляясь к длительному сопротивлению, мятежники в июле 1669 года выслали из монастыря содержавшихся там в заключении греческого митрополита Макария, чернеца Герасима, попа Козьму, чернеца Иова Салтыкова, сына боярского Осипа Пирюгина.

В июне 1670 года под монастырем произошла стычка, во время которой был убит один стрелец и двое ранены потери восставших - трое убитых и двое раненых. На следующее лето военных действий вообще не было. Гораздо больше Волохова занимало выяснение отношений с архимандритом Иосифом.

Стряпчий и настоятель слали в Москву доносы друг на друга. В Москве не знали, кому и верить. В конце концов дошло до безобразия 16 марта 1672 года во время обедни приключилась драка - Волохов в церкви принародно архимандрита Иосифа бил и за бороду драл и, оковав, держал в тюрьме многое время. Правительство вынуждено было обоих отозвать в Москву. На место Иосифа был назначен старец Иоиль, на место Волохова голова Московских стрельцов Клементий Иевлев. 2.6.Вторая осада монастрыря Клементию Иевлеву предписывалось как мочно потеснить монастырь, но при этом ратных людей, стрельцов и иных по наряду для приступов к Соловецкому монастырю не посылать, и никакого воинского промыслу над монастырем не чинить, кроме того что у монастыря заставы учинить крепкие, чтобы отнюдь из монастыря никто ни с чем, также в монастырь тайно и явно не ездили.

Также рекомендовалось действовать убеждением, пытаться склонить мятежников к сдаче путем переговоров, за что правительство обещало 12 мая 1673 года бунтовщикам прежние их вины отдать. Лето 1673 года также не принесло К. Иевлеву сколько-нибудь заметного успеха.

За исключением того, что двинские стрельцы учинили бунт, едва не прибив своего начальника, посылавшего ратных людей на приступы без боевого запаса, от чего ратные люди несли большие потери. После бунта, едва избежав расправы, Иевлев бил челом царю об освобождении его от должности. 6 сентября 1673 года на смену Иевлеву был послан воевода Иван Алексеевич Мещеринов. 28 декабря 1673 года в монастыре было решено за Великого Государя богомолье отставить, тягчайшее по тем временам государственное преступление. 2.7.