Стили и декоративное использование шрифта

Стили и декоративное использование шрифта. Одно из самых интересных направлений в декоративном использовании славянского устава является вязь. Вязью называется кирилловское декоративное письмо, имеющее целью связать строку в непрерывный и равномерный орнамент.

Эта цель достигается различного рода сокращениями и украшениями. Первые памятники южно славянского происхождения относятся к первой половине XIII века, а у русских к концу XIV века. И именно на русской почве искусство вязи достигло такого расцвета, что может по праву считаться нашим уникальным вкладом в мировую культуру. Данному явлению способствовало два обстоятельства 1. Техническим примом вязи является так называемая мачтовая лигатура.

То есть две вертикальные линии двух рядом стоящих букв соединяются в одну. В греческом алфавите 24 знака, из которых только 12 имеют мачты, что на практике допускает не более 40 двузначных сочетаний, то кириллица имеет 26 знаков с мачтами, из которых составлялось около 450 общеупотребительных сочетаний. 2. Распространение вязи совпало с тем периодом, когда из славянских языков стали исчезать слабые полугласные ъ и ь. Это привело к соприкосновению самых разных согласных, которые очень удобно сочетались мачтовыми лигатурами. 3. Ввиду своей декоративной привлекательности вязь получила распространение.

Ею украшали фрески, иконы, колокола, металлическую утварь, использовали в шитье, на надгробьях и т. д. Ещ один интересный феномен декоративного использования уставного шрифта это возникновение в середине XV века русского экслибриса. Описывая декоративное применение букв кириллического письма нельзя не упомянуть об инициалах. Тератологический стиль Прим выделения начальных букв важных текстовых фрагментов претерпел существенные изменения.

Славянская манера рисования инициалов и заставок получила название тератологический стиль. Существует два основных признака тератологии 1. Построены без геометрических рам и каркасов. 2. Сливаются ранее раздельные мотивы живого существа, плетенья, растения. Помимо необыкновенно выразительного графического исполнения инициалы имели насыщенную цветовую гамму. Но полихромия помимо художественного, имела ещ и прикладное значение.

Сложная конструкция рисованной буквы затемняла главное начертание письменного знака. И для его быстрого узнавания в тексте требовалось цветовое выделение. По цвету выделения можно определить место создания рукописи. Новгород - синий фон, Псков - зелный. Москве - светло-зелный фон иногда с добавлением голубых тонов. Тератологическая заставка Ещ один элемент украшения рукописной - заставка. Тератологическая заставка это два тератологических инициала, расположенных симметрично один напротив другого, обрамлнных рамой, с плетными узлами по углам.

Взаимодействие текста с миниатюрой и другими элементами ансамбля. Процесс создания книги сложный и многоступенчатый. В работу вовлечены многие мастера, работающие в самых разнообразных стилях. К концу XIV началу XV века во взаимодействии книжного текста и миниатюры происходит существенное изменение. С этого времени художественное оформления русской книги выделяется и начинает самостоятельное развитие иллюстрация.

Ещ одно направление - это пространственное расположение миниатюры по отношению к тексту. Миниатюры не выходили за ширину столбца, то с распространением длинной строки миниатюры уже переходящие в иллюстрации, начинают вытеснять текст. Так же естественно взаимодействуют между собой и другие элементы композиции. Не бывает, что инициалы выполнены в одном стиле например тератологические, а заставка или орнамент в другом например геометрическом. Даже внешние детали застжки, узор доски и т. д. не будут радикально отличаться от внутреннего оформления и конфликтовать с общим художественным замыслом. 5.