Фрейдизм и неофрейдизм о культуре

Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации Волго-Вятская академия Государственной службы Факультет управления, экономики и права Заочное отделение Контрольная работа по курсу Культурологии на тему Фрейдизм и неорейдизм о культуре Выполнил студент 1 курса Группы 03ГЗ3 Егоров А.П. Проверила Веряскина А.Н. Нижний Новгород 2004 год Оглавление Введение. 3 Фрейдизм. 4 Теория Фрейда. 4 Роль культуры в развитии социальных отношений. 4 Роль личности в культуре. 5 Религия как общественный невроз. 6 Неофрейдизм 8 Карл Густав Юнг 8 Альфред Адлер 8 Культурный психоанализ 9 Вильгельм Рейх 9 Философия бессознательного Э. Фромма 10 Заключение 12 Список литературы 14 Примечания к тексту 15 Введение. В 1900 годах Зигмунд Фрейд выдвинул общепсихологическую теорию строения психического аппарата как энергетической системы, в основе динамики которой лежит конфликт между различными уровнями психики, прежде всего сознанием и стихийными бессознательными влечениями.

Расширяя сферу применения психоанализа Психоанализ от греч. psyche-душа и analysis-решение - часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом для диагностики и излечения истерии.

Затем он был переработан Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни, Фрейд попытался распространить его принципы на различные области человеческой культуры мифологию, фольклор, художественное творчество, вплоть до истолкования религии как особой формы коллективного невроза.

В целом идейная эволюция взглядов Фрейда шла от физиологического материализма и механизма школы Гельмгольца к утверждению автономии психического и антропологического построениям, близким натуралистическим разновидностям философии жизни.

Влияние идей Фрейда сказалось на самых различных направлениях буржуазной философии и социологии. Появилось такое течение, как Фрейдизм общее обозначение различных школ и течений, стремящихся применить психологическое учение Фрейда для объяснения явлений культуры, процессов творчества и общества в целом. Фрейдизм как социальную и философско-антропологическую доктрину следует отличать от психоанализа как конкретного метода изучения бессознательных психических процессов, принципам которого Фрейд придает универсальное значение, что приводит его к психологизации общества и личности.

Фрейдизм с самого начала своего существования не представлял собой чего-то единого, двойственное отношение самого Фрейда к бессознательному, в котором он видел источник одновременно как творческих, так и разрушительных тенденций, обусловило возможность различного, иногда прямо противоположного истолкования принципов его учения. Широкое распространение Фрейдизма началось после 1-и мировой войны 1914-18 и было связано как с общим кризисом буржуазного общества и культуры, так и с кризисом ряда традиционных направлений психологической науки.

При этом различные направления Фрейдизма стремились восполнить отсутствующее у Фрейда философское и методологическое обоснование положений его учения, опираясь на разные философские и социологические доктрины. В конце 1930-х годов возник неофрейдизм, который стремится превратить Фрейдизм в чисто социологическую и культурологическую доктрину, порывая при этом с концепцией бессознательного и с биологическими предпосылками учения Фрейда.

Влияние Фрейдизма особенно проявилось в социальной психологии, этнографии, литературоведении и художественной критике. Наряду с этим воздействие Фрейдизма сказалось в теории и практике различных художественных модернистских течений сюрреализм, претендовавший на расширение сферы искусства через привлечение бессознательного. Фрейдизм.

Теория Фрейда

Зигмунд Фрейд родился в 1856 году. Он является известным австрийским психиатром и психоаналитиком. Итогом его научных изысканий послужила теория психосексуального развит... Бессознание, согласно первому закону диалектики, является антагонистом... По мере развития цивилизации и общественных отношений Я формируется ку...

Роль культуры в развитии социальных отношений

Внимание ученого было привлечено к проблемам формирования и сущности ч... Надо заметить, что Фрейд переносит на все человечество психологические... По его мнению, вытеснение влечений - это мерило человечества является ... З. С одной стороны, культура угнетает человека, лишает его наслаждений за...

Роль личности в культуре

Лишь благодаря влиянию образцовых индивидов, признаваемых ими в качест... Как нельзя обойтись без принуждения к культурной работе, так же нельзя... Но для них существует опасность, что, не желая утрачивать своего влиян... Роль личности в культуре.

Религия как общественный невроз

Появление религии Фрейд рассматривает так человек слаб, и чтобы выжить... Нужен кто-то, способный вознаградить человека за его жертву своими вле... Такую же функцию выполняет и бог. Тем не менее религия имеет положи тельное значение. Дело в том, что частный невроз куда опасней общественного, так как он ...

Культурный психоанализ

Антропологические и социологические исследования этого периода способс... Культурный психоанализ. Поворот в психоаналитическом движении от биологической обусловленности...

Вильгельм Рейх

Написанная и опубликованная в 1936 г. Свой взгляд на структуру человека Рейх экстраполирует на социальную и ... Все подлинно революционные движения Рейх соотносит с глубинным слоем с... Политически организованным выражением промежуточного уровня структуры ... Таким образом, освобождение человека рассматривалось Рейхом только в п...

Философия бессознательного Э. Фромма

В книге Революция надежды Фромм излагает свои представления о путях гу... Но эта критическая направленность часто превращается в простое морализ... Это привело к тому, что психоаналитическое движение сегодня распалось ... Программа преобразования общества Фромма, таким образом, ориентирована... Философия бессознательного Э.

Заключение

Заключение Большое влияние на развитие философских исследований человека оказали фрейдизм и неофрейдизм.

Здесь, однако, следует подчеркнуть ошибочность нередко встречающегося мнения, согласно которому неофрейдизм - это движение современных последователей австрийского психиатра З.Фрейда. Неофрейдизм - это философское и психологическое направление, отмежевавшееся от ортодоксального фрейдизма.

Оно сформировалось в США в 30-е годы, как попытка смягчить потрясшие добропорядочную публику выводы Фрейда. Многозначительно смещение акцентов, происшедшее в эволюции психоанализа в ходе перехода от фрейдизма к неофрейдизму. Сам Фрейд, предостерегая от недооценки прав природно-подсознательного, сидящего в каждом из нас, все же, в конечном счете, желал победы разума над инстинктом, цивилизации над природой. Вся его методика ориентирована на мягкие не разрушительные технологии, посредством которых может быть достигнут желаемый баланс инстинктивного и социального, витальных импульсов и цивилизованной нормы, прерогативы которой в общем не ставились им под сомнение.

Что же касается современного неофрейдизма, то, по мнению Панарина А.С. www.patriotika.ru, он по-своему выразил тенденцию европейской эмансипации, которая началась с призыва устранить искусственные преграды, мешающие личной инициативе, а кончает потаканием невротической личности, вообще не способной выносить бремя социального долга, дисциплины и авторитета. Для фрейдизма базисом общества является семья.

Отделив поло-возрастные семейные роли от бытовых, Фрейд выделяет два ее начала то, что представляет собой делегированную власть общества над человеческой инстинктивной природой и олицетворяется требовательным Отцом, и то, что представляет собой давление природного начала, олицетворяемого симбиозом женского и детского. Специфическая психоаналитическая проницательность здесь проявляется в утверждении того, что Эдип убил своего отца вовсе не по неведению он не жертва трагического заблуждения, а бесстрашный революционер-тираноборец, устранивший с дороги мрачно-архаическую фигуру, мешающую всем нам сполна, ни на кого не оглядываясь, наслаждаться жизнью, отпустив на волю все наши инстинкты.

Таким образом, левый неофрейдизм интерпретирует главный для всего европейского модерна вопрос об эмансипации личности в духе биологизма как право на инфантильность, упорно не желающую взрослеть и подчиняться общественной норме.

История нового времени постоянно пытает человека чего он в самом деле хочет расширения реальных прав, сочетающихся с возрастанием социальной ответственности и соответствующего нравственно-волевого напряжения, или права на безответственное неучастие, на дезертирство от всех трудных общественных обязанностей. Какой участи мы в глубине души больше хотим участи тех, чья ответственность расширяется, требуя полной отдачи сил, или участи тех, чья хата с краю, кто ничего не желает знать и ни за что не отвечает И вс же, как бы там ни было, благодаря фрейдизму и неофрейдизму получили рациональное объяснение многие явления общественной и индивидуальной жизни, которые прежде были совершенно непонятными.

Открыв важную роль бессознательного в жизни как отдельного человека, так и всего общества, фрейдизм позволил объемно и на многих уровнях представить картину социальной жизни человека.

Список литературы

Список литературы 1. Фрейд. З. Будущее одной иллюзии Сумерки богов 2. Фрейд. З М 1990 С.94. 3. Фрейд З. Психология бессознательного М 1989. 4. Куликов.

В.И Хаценков. А.Ф. Современная буржуазная 5. Философия и религия М. Изд-во полит. литературы, 1977 г. 6. Алексеев. П.В, Большаков. А.В. и др. Хрестоматия 7. Основы философских знаний М. Изд-во полит. литературы, 1982 г. 8. Фромм Э. Душа человека М 1992. 9. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности М 1994. 10. Панарин А.С. О Державнике-Отце и либеральных носителях эдипова комплекса. Завтра, 17492 , 23.04.2003

Примечания к тексту

Примечания к тексту.