Зарождение философии в Китае

Зарождение философии в Китае. В эпоху Шань-Инь XVIII- XII вв. до н.э. господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Одной из отличительных черт китайских мифов был зооморфный характер действующих в них богов и духов.

Многие из древнекитайских божеств имели явное сходство с животными, птицами или рыбами, были полуживотными полулюдьми. Древние китайцы полагали, что вс в мире зависит от предопределения неба и что воля неба постигается через гадания, а также предзнаменования. Религиозно-мифологические представления освящали систему господства родовой знати. Государь, правитель выступал перед своими подданными как сын неба. Важнейшим элементом древнекитайской религии был культ предков, который строился на признании влияния духов умерших на жизнь и судьбу потомков.

В этот культ входило также почитание мифических героев древности. Мифы изображали их великими благодетелями человечества. Почитание предков было также приспособлено для укрепления положения родовой знати. Для древнекитайской религии также было характерно жертвоприношение духам природы и предкам. Высшим посредником между духами и людьми являлся государь.

Только он мог приносить жертвы духам неба и земли, на долю знатных людей оставались жертвоприношения предкам. В мифологии существовало и сво объяснение происхождения мира, природы. В глубокой древности, когда ещ не было ни неба, ни земли, Вселенная представляла собой мрачный бесформенный хаос. Согласно одному мифу, в бесформенном мраке родились два духа инь и ян, которые занялись упорядочением мира. Впоследствии эти духи разделились дух ян стал управлять небом, а дух инь землй.

По другому мифу, мифический первочеловек Пань-гу ударил топором по мраку, в результате чего вс легкое и чистое тотчас же поднялось вверх и образовало небо, а тяжелое и грязное опустилось вниз и образовало землю. В мифах о происхождении Вселенной просматриваются зачатки натурфилософии. Мифологическая форма мышления просуществовала вплоть до первого тысячелетия. Многие мифологические образы переходят в позднейшие философские трактаты. Философы, жившие в V-III вв. до н. э часто обращаются к мифам для того, чтобы обосновать свои концепции истинного правления и нормы правильного поведения человека.

Философия зарождалась в недрах мифологических представлений, использовала их материалы. Как и философии других народов, древнекитайская философия тесно связана с мифологией. Однако эта связь имела некоторые особенности, вытекавшие из специфики мифологии в Китае. Китайские мифы предстают как исторические предания о прошлых династиях, но они содержат сравнительно мало материала, отражающего взгляды китайцев на становление мира и его взаимосвязь с человеком.

Поэтому натурфилософские идеи не занимали в китайской философии главного места. Однако все натурфилософские учения Древнего Китая, такие, как учения о пяти первостихиях, о великом пределе- тайцзи, о силах инь и ян и даже учение о Дао, ведут сво начало от мифологических построений древних китайцев о небе и земле, о восьми стихиях. Наряду с появлением космогонических концепций, в основе которых лежат силы инь и ян, возникают концепции, которые были связаны с пятью первостихиями.

Живое созерцание природных явлений привело древнейших китайских мыслителей к принятию таких взаимосвязанных между собой первоначал, как вода, огонь, металл, земля, дерево. В VII-III вв. до н. э. в идейной жизни Древнего Китая появляются новые явления, качественно отличные оттого, что знала китайская мысль предшествующего периода, и что было обусловлено серьезными социальными изменениями. В этот период в Древнем Китае происходят крупные экономические и общественные изменения, обусловленные появлением частной собственности на землю, развитием производительных сил, расширением видов ремесел, применением новых орудий и инструментов в сельском хозяйстве и промышленности, улучшением самих способов обработки почвы.

Указанный период китайской истории характеризуется также острой социальной борьбой внутри выдвинувшихся своей экономической и военной мощью царств, кровопролитной войной между ними, уносившими, по свидетельству источников, сотни тысяч жизней.

Единое Чжоуское государство фактически развалилось. Борьба за господство между царствами привела во второй половине III в. до н. э. к уничтожению Сражающихся царств и объединению Китая в централизованное государство под эгидой сильнейшего царства Цинь. Глубокие политические потрясения распад древнего единого государства и укрепление отдельных царств, острая борьба между крупными царствами нашли сво отражение в бурной идеологической борьбе различных философско-политических и этических школ. Этот период характеризуется расцветом культуры и философии.

Наследственная рабовладельческо-родовая знать по прежнему цеплялась за религиозные идеи неба, судьбы, правда, видоизменяя их применительно к особенностям борьбы того времени. Новые социальные группы, находившиеся в оппозиции к родовой аристократии, выдвигали свои взгляды, выступая против веры в небо или вкладывая в понятие небесной судьбы совершенно иной смысл. В этих учениях делались попытки осмыслить исторический опыт, выработать новые правила взаимоотношения между различными социальными группами населения, определить место отдельного человек, страны в окружающем мире, определить отношения человека с природой, государством и другими людьми. Именно в этот период происходит формирование китайских философских школ даосизма, конфуцианства, моизма, легизма, натурфилософов, оказавших затем огромное влияние на все последующие развитие китайской философии.

Именно в этот период зарождаются те проблемы, те понятия и категории, которые затем становятся традиционными для всей последующей истории китайской философии, вплоть до новейшего времени.