Эстетическая функция

Эстетическая функция. культуры, прежде всего, проявляется в искусстве, в художественном творчестве.

Как известно, в культуре существует некая сфера эстетического. Именно здесь раскрывается суть прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического. Эта сфера тесно связана с эстетическим отношением к действительности, к природе. В.Соловьев подметил, что красота, разлитая в природе в ее формах и красках, на картине является сосредоточенною, сгущенною, подчеркнутою, а эстетическая связь искусства и природы состоит не в повторении, а в продолжении того художественного дела, которое начато природой. Эстетическое чувство прекрасного сопровождает человека постоянно, обитает в его жилище, присутствует при всех важнейших событиях его жизни.

Даже в суровые минуты в истории человечества - минуты смерти, гибели, подвига - человек вновь обращается к прекрасному. В момент гибели английского парохода Титаник, столкнувшегося с айсбергом, музыканты, которым не хватило шлюпок, заиграли Героическую симфонию Бетховена.

А сколько раз в Великую Отечественную войну моряки России мужественно принимали смерть с песней о бессмертном Варяге. Элитарное искусство развивается в двух основных теоретических формах эстетического изоляционизма и панэстстизма. Типичным проявлением эстетического изоляционизма является концепция чистого искусства или искусства для искусства, реализовавшая себя в России в художественном объединении Мира искусства. Это объединение оформилось в 1898 1899 гг. в Петербурге.

А.Н. Бенуа лидер группы, К.А. Сомов, М.В. Добужинский, Е.Е Лансерс, Л.С. Бакст основные участники объединения. Главная организаторская роль принадлежала С.П.Дягилеву, а деятельными участниками выставок были В.А. Серов, М.В. Врубель, К.А. Коровин, И.Я. Билибин, И.Э. Грабарь и др. Мир искусства отстаивал свободу индивидуального самопроявления в искусстве. Все, что любит и чему поклоняется художник в прошлом и настоящем, имеет право быть воплощенным в искусстве, независимо от злобы дня. При этом единственным чистым источником творческого энтузиазма признавалась красота, а современный мир, по их мнению, красоты лишен.

Жизнь интересует представителей Мира искусств лишь постольку, поскольку она уже выразила себя в искусстве. Ведущим в живописи становится историко-бытовой жанр. История предстает здесь не в массовых движениях, а в частных подробностях минувшего быта, но быта обязательно красивого, эстетически оформленного. Период расцвета театрально-декоративной деятельности Мира искусств связан с русскими сезонами Дягелева в Париже, куда были привлечены самые крупные силы русского искусства Ф. Шалягош, А- Павлова, В. Нежинский, Фокин и др. Панэстетизм возвышает искусство над политикой, наукой, моралью.

Художественно-интуитивным формам познания отводится мессианская роль в спасении мира. Эти идеи звучат в творчестве многих российских поэтов. Они же выражены в теоретических концепциях Ф.Шлегеля, А.Бергсона и Ф.Ницше. Обращаясь к западноевропейской культуре, нетрудно обнаружить первые попытки осмысления элитарности в творчестве Гераклита и Платона.

У Платона человеческое познание делится на знание и мнение. Знание доступно интеллекту философов, а мнение толпы. Следовательно, здесь впервые выделяется интеллектуальная элита как особая профессиональная группа хранитель и носитель высшего знания. В эпоху Возрождения проблема элиты была поставлена Ф.Петраркой в его знаменитом рассуждении О подлинном благородстве. Благородство по интеллекту, а не по рождению, дань уважения личным заслугам, а не дворянским титулам вот основа принципиальной новизны в постановке гуманистами этого вопроса.

Когда в 1487 г. император Фридрих III коронует лаврами поэта Конрада Цельтиса, возвышая его над всеми придворными, это дань таланту. А ведь Цельтис сын простого крестьянина. Цельтис гордится своим происхождением, постоянно вспоминая о нем. И это не мешает ему быть почетным гостем в домах самых знатных и богатых людей его времени, ибо он удостоен самим императором находиться в числе художественной элиты.

Чернь, презренные люди для гуманистов это необразованные сограждане, самодовольные неучи. Именно по отношению к ним сообщество гуманистов ставит себя в позицию избранного общества, интеллектуальной элиты. Так появляется та категория лиц, которую впоследствии стали именовать интеллигенцией. Теория элиты логическое завершение тех процессов, которые происходили в художественной практике западноевропейской культуры во второй половине XIX середине XX в. распад реализма в пластических искусствах, появление и победоносное шествие импрессионизма к постимпрессионизму и даже кубизму, трансформация романного повествования в поток жизни и поток сознания в творчестве М. Пруста и Дж. Джойса, необычайно цветистый символизм в поэзии, проявившийся в творчестве А. Блока и А. Белого.

Исходя из этого возникла потребность в теоретическом осмыслении понятия элитарной культуры, которая нашла свое отражение в трудах Ф. Ницше, Х. Ортеги-и-Гассета, В. Парето и др. Наиболее цельно и последовательно концепция элитарной культуры изложена в работах Х.Ортеги-и-Гассета.

Наблюдая зарождение новых форм искусства с их бесчисленными скандально-крикливыми манифестами, неординарными художественными приемами, Ортега дал философскую оценку этому авангарду XX в. Его оценка сводится к утверждению, что импрессионисты, футуристы, сюрреалисты, абстракционисты раскалывают почитателей искусства на две группы на тех, кто понимает новое искусство, и тех, кто не способен его понять, т.е. на художественную элиту и широкую публику.

По мнению Ортеги, элита есть в каждом общественном классе. Элита это наиболее способная к духовной деятельности, одаренная высокими нравственными и эстетическими задатками часть общества. Именно она обеспечивает прогресс. Поэтому художник вполне сознательно обращается к ней, а не к массе. Поворачиваясь спиной к обывателю, художник абстрагируется от реальности и одаривает элиту усложненными образами действительности, в которых причудливым образом сочетает реальное и нереальное, рациональное и иррациональное.

С эстетической функцией связана