Принципы охотничьего промысла Шорцев

Принципы охотничьего промысла Шорцев. Принцип иноговорения действовал и во время охотничьего промысла.

Живя в тайге, люди соблюдали ряд правил, регламентировавших их быт и речевое поведение ведь они временно находились на территории, закрепленной за родом, но одновременно являющейся собственностью могущественного духа, владельца всех промысловых зверей, хозяина гор и лесов.

В этом мире нельзя было употреблять имена собственные для обозначения диких существ, природных объектов, орудий охоты и т. п. Требовался особый язык, а привычные обозначения на время как бы забывались.

Согласно хакасскому обычаю, охотники, разговаривая друг с другом, называли животных секретными именами медведя тир тон овчинная шуба волка узун кузрук длинный хвост и т. д. Удаляясь от жилища хотя бы на время, человек обретал статус иного существа. Преодолевая силу притяжения мира культуры, охотники для оставшихся дома людей временно превращались в чужаков. Чтобы не причинить промысловикам вреда, близкие остерегались произносить их имена. Нельзя было играть, веселиться, ругаться из опасения, что артель останется без добычи. Инаковость охотников, отринутых от мира культуры а порою связанных с хозяевами тайги брачными узами, проявляется также в ритуале возвращения с промысла.

Как сообщает Л. П. Потапов, самый момент прихода с промысла у шорцев имел ряд особенностей. Например, охотник сразу не заносил добычу в дом и сам туда не заходил, пока пот не высохнет. В это время нельзя было разговаривать с женщиной. Женщине нельзя было встречать своего мужа. Примерно так же регламентировалось пересечение границы миров человеком, побывавшим в запредельном, чужом мире. Возвращение с охоты как бы с противоположным знаком повторяло исходную ситуацию перемещения в иной мир. 3.