Реферат Курсовая Конспект
Работа сделанна в 2005 году
Коренное население Кемеровской области. Шорцы - Реферат, раздел Культура, - 2005 год - Федеральное Агентство По Оборазованию Государственное Образовательное Учрежд...
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБОРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Сибирский государственный индустриальный университет Реферат Коренное население Кемеровской области.Шорцы. Выполнил ст. гр. АПИ-04 Самарин Олег Проверил Рунькина И.А. Новокузнецк 2005 г Содержание 1 Краткая характеристика и описание Шорцев 2 Традиционное мировоззрение Шорцев Южной Сибири. 1. Отношение шорцев к иному миру. Звуки иного мира 2. Отношение тюркских народов к младенцам. 3. Шаманизм у Шорцев 4. Брачные отношения Шорцев 5. Принципы охотничьего промысла Шорцев 3. История Шорского народа 4. Статистика 27 5. Список использованной литературы 1 Краткая характеристика и описание Шорцев Автоэтноним самоназвание Шор Самоназвание шорцев шор. Основная территория расселения Основная территория расселения - бассейн среднего течения реки Томь и ее притоков Кондома и Мрас-Су Таштагольский, Новокузнецкий и Междуреченский районны, города Мыски, Междуреченск, Таштагол, Новокузнецк, Кемерово.
Численность шорцев в Российской Федерации 1926 г 12,6 тыс. чел. 1939 г 16,3 тыс. чел. 1959 г 14,9 тыс. чел. 1970 г 16 тыс. чел. 1979 г 15,2 тыс. чел. 1989 г 15,7 тыс. чел в т.ч. в Кемеровской области - 12,6 тыс. чел. 2003 г. 15,9 тыс. чел в т.ч. в Кемеровской области 11,5 тыс. чел. Общая численность 16,8 тыс. чел. Этнические и этнографические группы Среди шорцев выделяются этнографические группы северная, или лесостепная абинская, и южная, или горнотаежная шорская.
В 1897 г. южные шорцы составляли 51,3 численности шорцев, северные 48,7. Язык шорский Шорский язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи. Шорский язык подразделяется на 2 диалекта мрасский и кондомский, каждый из которых распадается на ряд территориальных говоров.
Современный литературный язык сформировался на базе мрасского диалекта.
Шорский язык считают родным 57,5 1989 г Письменность Письменность создана в 1927 г. на основе русской графики. Религия Традиционные верования С 1858 г. до начала ХХ в. шорцы были крещены православными миссионерами и официально считались православными христианами. Но наряду с православием сохранялись прочно сохранялись традиционные верования. Православие С 1858 г. до начала ХХ в. шорцы были крещены православными миссионерами и официально считались православными христианами.
Но наряду с православием сохранялись прочно сохранялись традиционные верования. Этногенез и этническая история Шорцы - потомки местных самодийских и угорских племен, смешавшихся с группами тюркоязычных главным образом, уйгурских и енисейско-кыргызских племен, мигрировавших на территорию современной Кемеровской обл. в период господства тюрок в Центральной Азии и Алтае-Саянском нагорье Тюркский, Уйгурский, Кыргызский каганаты, середина VI - начало Х в. и позже - вплоть до ХVIII в когда с уже тюркизировавшимися местными племенами кузнецких татар известных в русских источниках с 1618 г. смешиваются пришедшие с Алтая группы телеутов.
Этноним шорцы предложен В.В.Радловым в 1861 г. по крупным сеокам ак-шор, кара-шор, сары-шор, и был признан всеми современными шорцами в советское время. В 1925-1939 гг. существовал Шорский национальный район, после его ликвидации, особенно в 1950-70 гг усилился процесс ассимиляции шорцев русскими.
В 1980-е гг. возрождается интерес шорцев к своей традиционной культуре. Это стремление выразилось в принятии программы возрождения Горной Шории 1989 г в создании фольклорных ансамблей, краеведческого музея в г. Таштагол, шорского национального парка, в изучении шорского языка. Хозяйство У горно-таежных южных шорцев преобладали охота, рыболовство, кедровый промысел у лесостепных северных - кочевое скотоводство. Выплавка и ковка железа была развита у всех групп шорцев, но у северных несколько больше отсюда наименование, данное шорцам русскими - кузнецкие татары и название г. Кузнецка.
Подсечно-огневое мотыжное земледелие было распространено в горных районах. С приходом русских поселенцев получило развитие пашенное земледелие как в горных, так в степных районах, изменился и состав культивируемых растений если раньше преобладал ячмень, то с ХVII - ХVIII вв пшеница изменилась форма скотоводства - на смену кочевому пришло оседлое стойловое содержание скота, в составе стада преобладающим стал крупный рогатый скот. Традиционная одежда Мужская и женская одежда состояли из рубахи, штанов и халата с вышивкой у ворота, на обшлагах или подоле.
Зимой надевали несколько халатов. Обувью служили кожаные сапоги с длинными голенищами. Женщины носили платки, мужчины шапки. Традиционные поселения и жилища Поселения шорцев улусы на севере и аилы на юге были небольшими. Они состояли из нескольких низких четырехугольных срубных домов юрт с берестяной крышей. Они отапливались глинобитным очагом типа чувала.
Временным жилищем служили летом одаг, коническая постройка из бревен, жердей или из молодых деревьев и веток, прислоненных к дереву, крытая берестой зимой агыс, каркасное жилище в форме усеченной пирамиды из бревен, досок, жердей, крытое ветвями или берестой, с очагом в центре. В настоящее время шорцы живут в срубных домах, сохраняются охотничьи жилища, юрты используются как летние кухни. Пища Первоначально основными продуктами питания шорцев были мясо зверей и птиц, рыба, дикорастущие растения.
С развитием земледелия распространилась мука и крупа из ячменя. Степные шорцы употребляли молочные продукты. Духовная культура и традиционные верования Верующие шорцы официально считались православными христианами и носили русские, т.е. христианские имена, но наряду с православием у них прочно сохранялись традиционные верования культы духов хозяев природы гор, рек, промысловый культ, почитание верховных божеств Ульгеня и Эрлика, родовых и личных покровителей.
Сохраняли свое значение в жизни шорцев шаманы камы, была развита мифология. С середины 1980-х годов идет процесс возрождения духовной культуры шорцев, которое подчас выражается в возобновлении традиционных культовых обрядов, в праздновании особых национальных праздников - праздника мифологического прародителя Ольгудека, весеннего Пайрама и др сопровождаемых исполнением эпоса. 2
Традиционное мировоззрение Шорцев Южной Сибири . 2.1.
Пришвина натуралиста и философа, исповедовавшего единство человека и К... Голос был знаком, индивидуальной меткой человека. У многих народов Сиб... У тюрко-монгольских народов эта традиция не получила широкого распрост... Задумываясь над тайной звучания, организованного в членораздельную реч... Так, например, выражение аас ажар говорить высказывать слово буквально...
Однако их немота, заикание, картавость исчезали в момент обретения бог... Длящаяся порой не один год ущербность фольклорных героев соотносилась ... Малыши, еще не прошедшие всех ступеней социализации, занимали промежут... Вот как в алтайской загадке зашифрован образ лепечущего младенца в кол... Заметим в этой связи, что челканцы одно и то же слово пагыр кричать уп...
Чем сильнее был шаман, тем шире и богаче была его звуковая палитра. Изображая своих собеседников, он прибегал к тайному, темному языку, яв... Их голосами были птичье пение и крики зверей. Птичье пение как один из языков иного мира становилось превращенным яз... В традиционной культуре принцип иноговорения был, по-видимому, универс...
Она не имела права произносить вслух имена своих старших родственников. Наконец, использовались и прямые иносказания сто копеек вместо рубль, ... Богатая старуха К-а, писал в 1885 г. Попов, вспоминая свою поездку к качинцам, в разговоре о важности соблю... Если женщина находилась в своем аиле, то не должна была двигаться близ...
Примерно так же регламентировалось пересечение границы миров человеком... Инаковость охотников, отринутых от мира культуры а порою связанных с х... Например, охотник сразу не заносил добычу в дом и сам туда не заходил,... Принцип иноговорения действовал и во время охотничьего промысла. Живя ... .
После прихода русских шорцам было запрещено заниматься металлургией и ... Во главе родовой общины стоял паштык, который выбирался на родовом соб... Во время суда народ выбирал 6 человек, чаще умных стариков, которые вм... Согласно традиционному мировоззрению шорцев мир был разделен на три сф... В конце 30-х годов в Шорию стало прибывать население из других мест дл...
Статистика 3 представителя из 14057 человек шорского населения России не знают русского языка. 5.
Список использованной литературы 1. Этнография народов Южной Сибири.
Литература, опубликованная в 1944 - 1975 гг. Л 1981. 100 с. Андерсон Т.В. сост. 2. Шорцы. Кто они Этнографические очерки. Кемерово, 1989. 189 с. Кимеев В.М. 3. Шорцы Вопросы истории. 1974. 12.Соколова З.П. 4. Алтае-саянские тюрки. Абакан, 1947.Ярхо А.И. 5. Сибикин В.В. Мыски 1978г. Кемерово. 6. Сорокин М.А. Земля Кузнецкая К 1992 год. 7. Газета Кузнецкий край Кузбасс Тайдон - юбилейные выпуски к 60-летию Кемеровской области.
– Конец работы –
Используемые теги: Коренное, население, Кемеровской, области, Шорцы0.085
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Коренное население Кемеровской области. Шорцы
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов