Славянофилы и западники

Славянофилы и западники. Ликвидация крепостного права, развитие буржуазных отношений в деревне обострили противоречия в развитии культуры. Они обнаруживаются, прежде всего, в охватившей российское общество дискуссии и в складывании двух направлений западнического и славянофильского.

Камнем преткновения, не позволившим примириться спорящим, стал вопрос по какому пути развивается культура России По западному, то есть буржуазному, или она сохраняет свою славянскую самобытность, то есть консервирует феодальные отношения и аграрный характер культуры.

Поводом для выделения направлений послужили Философические письма П. Я. Чаадаева. Он считал, что все беды России выводились из качеств русского народа, для которого, якобы, характерны умственная и духовная отсталость, неразвитость представлений о долге, справедливости, праве, порядке, отсутствие самобытной идеи. Как считал философ, история России - это отрицательный урок миру. Резкую отповедь ему дал А. С. Пушкин, заявив ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог е дал. Российское общество разделилось на славянофилов и западников.

К западникам относились В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. В. Станкевич, М. А. Бакунин и др. Славянофилов представляли А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, Ю. В. Самарин. Для западников был характерен определнный набор идей, который они отстаивали в спорах. В этот идейный комплекс входили отрицание самобытности культуры любого народа критика культурной отсталости России преклонение перед культурой Запада, е идеализация признание необходимости модернизации, осовременивания российской культуры, как заимствования западноевропейских ценностей.

Идеалом человека западники считали европейца делового, прагматичного, эмоционально сдержанного, рационального существа, отличающегося здоровым эгоизмом. Характерной для западников была и религиозная ориентация на католицизм и экуменизм слияние католицизма с православием, а также космополитизм. По политическим симпатиям западники являлись республиканцами, им присущи были антимонархические настроения.

По сути, западники были сторонниками индустриальной культуры - развития промышленности, естествознания, техники, но в рамках капиталистических, частнособственнических отношений. Им противостояли славянофилы, отличавшиеся своим комплексом стереотипов. Для них были характерны критическое отношение к культуре Европы е неприятие как антигуманной, безнравственной, бездуховной абсолютизация в ней черт упадка, декаданса, разложения.

С другой стороны, их отличало национализм и патриотизм, преклонение перед культурой России, абсолютизация е уникальности, самобытности, героизация исторического прошлого. Славянофилы свои ожидания связывали с крестьянской общиной, рассматривая е как хранительницу всего святого в культуре. Духовным ядром культуры считалось православие, которое также рассматривалось некритически, преувеличивалась его роль в духовной жизни России. Соответственно, утверждался антикатолицизм и отрицательное отношение к экуменизму.

Славянофилов отличала монархическая ориентация, преклонение перед фигурой крестьянина - собственника, хозяина, и негативное отношение к рабочим как язве общества, продукту разложения его культуры. Таким образом, славянофилы, по сути, отстаивали идеалы аграрной культуры и занимали охранительные, консервативные позиции. Противостояние западников и славянофилов отражало растущее противоречие между аграрной и промышленной культурами, между двумя формами собственности - феодальной и буржуазной, между двумя классами - дворянством и капиталистами.

Но подспудно обострялись противоречия и внутри капиталистических отношений - между пролетариатом и буржуазией. Революционное, пролетарское направление в культуре выделяется в качестве самостоятельного и, по сути, определит развитие культуры России в ХХ веке.