рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Несохранившиеся культовые здания Симбирска

Работа сделанна в 2004 году

Несохранившиеся культовые здания Симбирска - Курсовая Работа, раздел Культура, - 2004 год - Несохранившиеся памятники Ульяновска Несохранившиеся Культовые Здания Симбирска. Культовое Зодчество Симбирска Ухо...

Несохранившиеся культовые здания Симбирска. Культовое зодчество Симбирска уходит своими истоками к первому периоду становления города, сопутствовало его последующему развитию и было тесно связано с его застройкой и планировкой, историей и культурой, социальными и экономическими условиями формирования.

В первое время с момента основания города в Симбирской десятине уже числилось 18 церквей и 3 часовни. В этот период при основании селения, прежде всего, строили церковь, затем возле не усад для помещика и избы для крестьян. Церкви и монастыри Симбирска вместе с церквами Симбирского уезда составляли Симбирскую десятину в качестве церковно административного округа патриаршей области в десятины платилась определенная дань патриарху. В последующем Симбирская губерния была причислена к Казанской епархии и управлялась казанским архиереем.

И только 10 февраля 1832 года по старому стилю состоялось учреждение самостоятельной Симбирской епархии. К 1832 году в Симбирской губернии было 603 церкви, а в Казанской 406 приходских церквей. В состав Симбирской епархии вошли все 10 уездов губернии. Предполагалось открыть в Симбирске свою семинарию. Духовная консистория первоначально была размещена в ветхом двухэтажном корпусе около ворот Покровского монастыря, а архиерей в монастырских настоятельных кельях.

В 1844году у княгини Хованской для архиерея был куплен каменный двухэтажный дом на Венце. Этот дом был построен дедом княгини, бывшим симбирским губернатором Александром Васильевичем Толстым. Консистория какое-то время помещалась в деревянном флигеле на одной из усадеб, а в 1859 году для не был построен двухэтажный кирпичный дом. В 1898 году в городе насчитывалось 3 собора, 2 монастыря, 11 приходских и 15 домовых церквей.

Культовое зодчество в Симбирске было уникальным явлением, которое нужно рассматривать в градостроительстве и архитектуре с нескольких сторон одновременно. Во-первых, это была система наиболее активных общественных центров города, динамично развивающаяся и чутко реагирующая на любые изменения. Если возрастало количество прихожан, то число обслуживающих их церквей увеличивалось. Причем этот рост часто приводил к увеличению престолов в том или ином храме.

Так в Воскресенской Германовской церкви количество престолов достигало пяти, а в Спасо-Вознесенском соборе шести. В то же время подгорная древняя Успенская церковь в связи с уменьшением населения под горой и неудовлетворительными гидрогеологическими условиями местности была в 1724 году закрыта вместе с Успенским монастырем, а состав их служителей перевели в Покровский монастырь. Во-вторых, система культовых объектов в плане города была расположена не хаотично, а с определенной закономерностью, придающей пропорциональность, стройность и красоту градостроительной композиции как города в целом, так и его отдельных частей.

Этот аспект исследований долго оставался в стороне от внимания современных архитекторов и градостроителей, что нарушало принципиальную преемственную связь между поколениями градостроителей и отрицательно сказывалось на формировании облика города, особенно в его исторической части. В-третьих, функциональное зонирование мест размещения культовых объектов учитывало целый ряд факторов исторических, иерархических, градостроительных, территориальных и так далее.

С каждым годом вс актуальнее становится задача восстановления утраченных историко-культурных ценностей, накопленных веками, созданных умом, сердцем и руками наших предков. Троицкий собор Приложение 1. Историко-мемориальное значение собора в первоначальном замысле прямо связывалось с важнейшим событием в истории России и Европы с победой над французами и последующим заключением мира. Троицкий собор был построен в 1827 1841 годах.

В сильный пожар 1864 года уничтоживший большую часть города, собор обгорел и был восстановлен в 1868 году 25 26 августа 1912 года по старому стилю Троицкий собор был одним из центров города, где отмечался 100-летний юбилей Отечественной войны 1912 года. Собор не только являлся главным архитектурным объектом Соборной площади, но и объединял всю застройку тогда ещ небольшого города, а также создавал вместе с вертикалями двух других соборов и ряда церквей выразительный высотный силуэт Симбирска.

После Октябрьской революции и в первые десятилетия Советской власти Троицкий собор и ряд других объектов культового зодчества были внесены в список памятников, охраняемых государством. Автор проекта Троицкого собора архитектор Михаил Петрович Коринфский. Он учился в Арзамасской школе живописи А.В. Ступина, затем в Академии художеств. Во время учбы в Академии у известного зодчего А.П. Ворнихина в 1809 1811 годах. М.П. Коринфский проходил практику на строительстве Казанского собора, дома графа Строганова, дачи Зиновьева и других. С 1813 по 1851 года архитектор проектировал и строил по своим проектам разные здания и сооружения в Нижегородской, Пензенской, Симбирской и Казанской губерниях.

В Арзамасе по его проекту сооружен Воскресенский собор 1814 1842 гг В 1816 году МП. Коринфский разработал проект собора Александра Невского в Симбирске, который 7 сентября 1824 года был утвержден императором Александром I. Архитектурно-художественные особенности храма его необычная, круглая в плане форма с четырьмя прямоугольными колонными портиками, ориентированными по сторонам света и завершнными треугольными фронтонами, с таким же круглым над ними световым барабаном, украшенным по периметру 24 колоннами и 12 арочными окнами и увенчанным стройным куполом с фонариком и ажурным крестом, производили неизгладимое впечатление своим изяществом и монументальностью.

Глава собора, благодаря ступенчатому очертанию кровли, расположенной ниже световой ротонды, как бы постепенно вырастала из основного объема храма, создавая органичный образ всего сооружения.

Коринфский ордер колонн с развитыми капителями, арочные ниши на фасаде между портиками создавали сложную игру света и тени, придавая всему сооружению черты пластичности и скульптурности. Собор представлял собой центрическую структуру храма-ротонды со сводчатыми покрытиями и в этом качестве развивал тему таких известных сооружений древнего и нового времени, как Пантеон в Риме или Казанский и Исаакиевский соборы в Санкт-Петербурге.

Интерьер храма полностью соответствовал его внешнему облику. Центральная часть представляла собой четыре пилона треугольной формы, декорированными полуколоннами коринфского ордера. На пилоны опирались подпружные арки, поддерживающие световой барабан-ротонду, завершнные сферическим куполом. Главный вход был расположен с западной стороны и оформлен восьмиколонным портиком на высоком цоколе с парадной наружной лестницей аналогично были оформлены два других входа с южной и северной сторон.

С восточной стороны располагался алтарь в прямоугольном помещении, оформленном снаружи и внутри коринфскими колоннами, подобно другим портикам. Все четыре боковые части, примыкающие к средней, были перекрыты цилиндрическими сводами. Внутреннее помещение храма, за исключением алтаря, имели преимущественно круглые очертания стен. В нишах стен предалтарной части были устроены лестницы и две верхние галереи. В целом внутренняя планировка храма позволяла свободно ориентироваться в его пространстве, насыщенном скульптурами, живописью, предметами религиозных обрядов, четырхъярусным иконостасом, рядом икон и так далее.

Судьба собора в советское время связана с беспечностью и нецелесообразной его эксплуатацией в качестве архивохранилища, в результате чего в 1930-х годах он обгорел и без достаточных оснований был снесен. Комитет по охране памятников революции, искусства и культуры в своем письме местному горсовету рекомендовал сохранить собор с использованием его в качестве культурно-просветительского учреждения с сохранением внешнего облика.

Однако местный горсовет в свом ответе рассказал о том, что собор сильно повреждн после пожара и за неимением средств на его восстановление будет в ближайшее время снесн. Итак, инициатива восстановления собора после пожара исходила от центральных органов, это представляло собой вполне достаточную предпосылку для активизации местной инициативы, которой горсовет не воспользовался, так как не оценил по достоинству этот памятник.

Недавнее решение администрации города и восстановлении Троицкого собора следует считать целесообразной, так как он возродит ансамблевое единство целого ряда зданий периода классицизма, позволит восстановить исторический облик центральной части города и может быть использован в различных культурно-просветительских целях. Николаевский собор Приложение 2. История Николаевского собора уходит своими корнями к возникновению города.

В 1648 году одновременно со строительством деревянной крепости, внутри е, была сооружена соборная Свято-Троицкая церковь, тоже деревянная. В 1694 году в результате пожара церковь, а также размещавшийся рядом с ней базарный ряд сгорели. В 1702 1712 годах строится каменный Свято-Троицкий собор. Это название сохранилось за ним до 1844 года, а после открытия нового Троицкого собора его переименовали в Николаевский. Историко-мемориальное значение Николаевского собора, прежде всего, связано с основанием города, так как храм был возведн по принципу преемственности на месте одной из древнейшей в Симбирске Свято-Троицкой соборной церкви.

Впоследствии Николаевский собор включал в себя церковь Иоанна Воина, основанную в память войны 1853 1856 годов, в которой, в свою очередь, хранились церковные реликвии симбирского ополчения Отечественной войны 1812 года. Вплоть до 30-х годов XX века Николаевский собор имел статус памятника культуры и находился под охраной государства.

По структуре архитектурной композиции большинство соборов и церквей Симбирска состояли из храмовой части, трапезной и колокольни, вытянутых с запада на восток. Такой прим застройки был характерен и для жилых сооружений старого Симбирска. Собор был сооружн по византийским образцам, прямоугольным в плане с апсидой в виде трх полукружий с восточной стороны. Четырхъярусная колокольня пристроена в 1855 1857 годах к западной стороне собора по проекту Морозова. Храмовая часть представляла собой крестово-купольную систему с темя продольными и поперечными пролтами.

Храм четырхсторонний, на столпы опирались подпружные арки, несущие среднюю часть со световым барабаном и сводом, завершнным центральной главой. Четыре меньшие главки на глухих барабанах располагались по углам. В целом собор был пятиглавым с четырхскатной крышей. Стены храма разделялись лопатками, декоративными парными колонками по высоте и завершнными тремя архивольтами на каждой стороне. Верхние части стен храма были прорезаны тремя оконными промами. В 1892 году гражданский инженер В.Л. Ивановский разработал проект реконструкции одноэтажной пристройки с северной стороны собора, осуществлнной в последующие годы. В 1894 году под алтарм собора была строена небольшая церковь.

В верхнем уровне нижних подпружных арок храма у его западной стороны расположились хоры. Пол в храме и притворе был чугунный, в алтаре деревянный, под алтарм в церкви асфальтовый. Общая длина собора с запада на восток составляла около 45 метров, наибольшая ширина порядка 23 метров.

Ещ раз отметим, что Николаевский собор своей историей был связан с основанием Симбирска, долгое время служил его главным храмом, а впоследствии являлся важнейшим историко-мемориальным и архитектурно-градостроительным памятником, взятым под охрану государства в советское время. Утрата памятника следствие бесцеремонного и пренебрежительного отношения к историко-культурному наследию, особенно сильно проявившегося в Ульяновске в 30-е годы XX века. Спасо-Вознесенский собор Приложение 3. Спасо-Вознесенский собор был основан в 1844 году на основе приходской церкви, сооруженной во второй половине XVII века тогда она была однопрестольной и деревянной.

В 1694 году церковь построена заново тоже одноэтажною, деревянной и двухпрестольной. В 1729 1730 годах она вновь перестраивается и становится уже каменной, двухэтажной и трхпрестольной. В связи с расположением в центральной части города и увеличением числа прихожан Вознесенская церковь в 1825 году была расширена, а в 1849 1851 годах снова происходит расширение, но теперь уже Спасо-Вознесенского собора.

В 1852 1854 годах два предела прибавляются к уже существующим на первом этаже, а в 1857 1851 годах ещ два предела открываются на втором этаже, храм стал шестипрестольным. В 1900 году старая часть храма в два этажа была разобрана гражданский инженер Розетти к этому времени разработал проект перестройки собора. В 1902 году во время рытья фундамента под новый храм было обнаружено, старое кладбище.

Таким образом, историко-мемориальное значение Спасо-Вознесенского собора связано с возможным захоронением участников восстания Степана Разина на месте его возведения. 24 июня 1901 года по старому стилю утром была произведена закладка храма. После молебствия и водоосвящения в основание храма опустили камень с высеченным на нм крестом и вложенной в него медной доской с надписью. В это же лето белым камнем был выложен подвальный этаж и обложен цоколь.

В строительный сезон 1902 года постройку довели до барабана. В 1903 году были сооружены паруса, возведены своды, подпружные арки и карнизы. 10 сентября 1906 года храм был освящн. Колокольня и трапезная остались старыми. Высокий храм с пятиярусной колокольней, в куполе которого в 1869 году были установлены большие городские часы, хорошо смотрелся с самых дальних точек обзора из-за Свияги, с юга и севера. Здание Спасо-Вознесенского собора представляло собой уникальный историко-мемориальный и архитектурно-градостроительный памятник.

Его восстановление было бы оправдано, в частности, с точки зрения воссоздания в исторической зоне достоверного облика Симбирска последних десятилетий позапрошлого века. Женский Спасский монастырь. Симбирский Спасский Новодевичий монастырь возник почти одновременно с основанием города Симбирска. Одно из самых ранних упоминаний о нм, как об уже существующем, относится к 1663 году. Первое время в монастыре была только одна деревянная небольшая церковь во имя Спаса Нерукотворного.

В 1678 году она обветшала и на е месте была построена новая. В пожар 1685 года эта церковь сгорела, а в 1696 году появилась соборная каменная церковь, у которой колокольня была деревянная восьмигранная с шатровым верхом и главою, обитой деревянной чешуй. Церковь во имя Спаса Нерукотворного была холодной, стояла посреди монастыря. В 1698 году в монастыре была построена другая каменная теплая церковь во имя Святого Алексея Митрополита Московского. В 1709 1710 годах с западной стороны церкви была возведена каменная колокольня, которую в 1713 году соединили с храмом посредством сооружения трапезной.

В 1734 году с южной стороны к храму был пристроен придел во имя трх вселенских святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Размещался монастырь в квартале между улицей Спасской ныне улица Советская, переулком Полицейским ныне Пожарный переулок, улицами Чебоксарской Бебеля и Дворцовой К. Маркса. Первоначально он был обнесн деревянной оградой и сам назывался деревянным в отличие от каменного Покровского монастыря.

Въездные ворота с северной стороны назывались водяными, с южной стороны ворота были расписные, с деревянной часовней при них. В 1789 году была сделана кирпичная ограда. Святые ворота располагались со стороны Спасской улицы. В пожар 1864 года женский Спасский монастырь обгорел. После пожара была восстановлена каменная церковь во имя Спаса Нерукотворного, а обветшавшую церковь во имя Алексея Московского разобрали.

До 1936 года на территории монастыря ещ одна новая каменная церковь, построенная в 1864 1870 годах во имя Иверской Божьей Матери с приделами во имя святителя Алексея Московского на южной стороне и святителя Тихона Воронежского на северной. Восточная кирпичная стена Спасского монастыря со святыми воротами была разобрана в конце 60-х начале 70-х годов прошлого века во время строительства Дворца культуры профсоюзов. Примечательно то, что на остальной территории бывшего монастыря не построено ни одного капитального здания.

Таким образом, территория бывшего женского Спасского монастыря может быть рассмотрена как основа для восстановления в е юго-западном углу церкви во имя Иверской Божьей Матери. Мужской Покровский монастырь. Первоначально мужской Покровский монастырь назывался Благовещенским по наименованию деревянной церкви во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, построенной с монастырскими с монастырскими зданиями в 1698 году. Прихожанами Благовещенской церкви были в основном жители прилегающих к монастырю и расположенных южнее него двух слобод Семеновки и Солдатской нынешняя западная часть улицы Минаева со стороны Свияги в старом Симбирске называлась Нижне-Солдатской улицей.

В 1722 году церковь сгорела вместо не в 1723 году на средства симбирянина П.И. Муромцева была построена камена церковь того же названия с двумя приделами. Один из приделов Покрова Пресвятой Богородицы был освящн раньше, и монастырь в честь этого события стал называться Покровским.

Несколько позже появилась новая каменная колокольня. В конце XVII века на территории монастыря было открыто кладбище, на котором хоронили помимо служителей Покровского и Спасского монастырей наиболее именитых жителей Симбирска. Это кладбище считалось аристократическим. Цены за одно место достигали 200 рублей, что являлось немалой статьей дохода монастыря. Помимо Благовещенской церкви на территории монастыря размещались следующие сооружения двухэтажный каменный, квадратный в плане корпус под стропильной крышей, построенный в 1758 году одноэтажный деревянный на каменном фундаменте дом одноэтажные деревянные монашеские кельи одноэтажный каменный флигель, построенный в 1832 году и т.д. Таким образом, мужской Покровский монастырь имел значительную историко-мемориальную ценность, связанную как с историей формирования города, так и с захоронениями на его территории ряда известных деятелей русской культуры и государства.

Мужской Покровский монастырь по своей историко-мемориальной и архитектурно-градостроительной ценности может быть приравнен к таким важнейшим градостроительным комплексам, как женский Спасский монастырь и Симбирский кремль, с которыми он был связан единой планировочно-пространственной структурой.

В настоящее время территория этого монастыря включена в охранные зоны Государственного историко-мемориального заповедника. Николаевская Казанская церковь. Эта церковь возникла одновременно с основанием Симбирска. В 1651 году впервые упоминается о церкви Пресвятой Богородицы Казанской и Стрелецкой слободе.

Она размещалась за северными городскими воротами. В 1708 году в Симбирск был направлен Петром I стрелецкий полк, который разместился на Стрелецкой улице и был прикомандирован к строящейся здесь Казанской церкви, которой стрельцы пожертвовали икону святителя Николая. В честь этого события к Казанской церкви пристраивается придел, посвященный святителю Николаю. В конце XVII века Казанская церковь ветшает и в 1792 1796 годах заменяется новой, а в 1801 году сооружается Николаевская церковь.

Фактически церковь состояла из двух церквей, расположенных на одной черте и соединенным широким проходом. О высокой историко-мемориальной архитектурно-градостроительной ценности Николаевской церкви говорит уже тот факт, что она была взята на государственную охрану музейным отделом Главнауки Народного комиссариата просвещения СССР, но в 30-е годы XX века этот памятник был уничтожен. Владимирская Ильинская церковь.

Владимирская церковь стояла на улице Спасской ныне улица Советская так, что е храмовая часть с алтарями и трапезной была на восточной стороне улицы, а колокольня на западной соединялись они между собой через улицу крытым надземным каменным переходом в виде пологой арки. Церковь существовала в городе с 1725 года. До 1825 года церковь была небольшой, каменной, состоящей из тплой и холодной частей. На протяжении всего XIX века церковь неоднократно перестраивалась. Церковь обладала высокой историко-мемориальной и архитектурно-градостроительной ценностью. Она была связана с ранней историей города, входила в качестве основного элемента в архитектурно-пространственную градостроительную систему Симбирска.

В настоящее время на месте бывшей Владимирской церкви построен Ленинский мемориал, на одной из диорам которого, посвящнных старому Симбирску, изображена эта церковь. Богоявленская церковь. Эта церковь в свом первоначальном виде была построена за городской чертой в Свияжской конной слободе.

По народному преданию Богоявленская церковь была одной из самых древних церквей Симбирска. С начала основания церковь была каменной. Первоначальный архитектурный облик Богоявленской церкви менялся постепенно. В 1734 году к маленькой церкви был пристроен основной, сохранившийся до 30-х годов XX века храм, освящнный в честь Богоявления Господня. В последующих документах 1734 год принят за основную дату сооружения церкви. Общая длина церкви составляла около 44 метров. Церковь состояла из следующих частей, соединнных между собой.

С запада размещалась четырхъярусная колокольня, нижний ярус которого был в виде четверика, а три верхних яруса, постепенно уменьшаясь по ширине, в виде восьмериков затем шл пологий купол, завершавшийся небольшой главкой с крестом. Трапезная в 1861 году была обращена в теплую церковь, после чего Богоявленская церковь стала трхпрестольной. Далее располагался тплый храм, соединнный с трапезной, превращнной в церковь двумя арками. Храм представлял собой четверик, над которым находился восьмигранный световой барабан с рядом окон в гранях.

Барабан был завершн колоколообразным куполом с главкой и крестом. С восточной стороны храма размещался одноэтажный округлый алтарь. Архитектурно-градостроительное значение Богоявленской церкви заключалось в том, что она формировала небольшую площадь на пересечении улицы Московской ныне улица Ленина и Богоявленского переулка ныне улица 12 Сентября. На этом месте сейчас стоит двухэтажное здание, при сооружении которого были использованы стены бывшей церкви.

Троицкая церковь. Возникновение этой церкви относится к периоду основания города на горе. Первоначально церковь была деревянной и располагалась южнее, чем позднейший перестроенный храм, на месте бывшего городского мужского училища здесь сейчас располагается художественная галерея А.А. Пластова. Деревянная церковь просуществовала до начала XVIII столетия. Е сменил небольших размеров каменный храм, который в конце XVIII века был полностью перестроен.

В 1864 году Троицкая церковь обгорела, и е вновь восстановили. Новая церковь была построена в стиле классицизма. С е западной стороны размещалась стройная трхъярусная колокольня, стены которой были декорированы колоннами и полуколоннами. Широкие промы постепенно убывающих по высоте ярусов делали сооружение лгким и изящным. Колокольня завершалась невысокой башенкой со стройным шпилем. Далее к востоку была расположена трапезная, а затем сам храм в виде четверика и восьмигранного светового барабана над ним, покрытого куполом с глухим барабанчиком и небольшой главкой со шпилем. С южной и северной сторон находились четырхколонные портики с трхчастными арочными окнами над ним. С восточной стороны к храму примыкала округлая апсида.

Церковь была трхпрестольной. В 1880-х годах церковь с колокольней были выкрашены жлтой краской за исключением колонн и пилястр, которые красились в белый цвет. Крыша была зелная полы в церкви чугунные. Особый интерес представляет ограда церкви с воротами и двумя угловыми башнями в качестве малых архитектурных форм. Столбы ограды и ворота были каменные, рештка деревянная.

Башни каменные с куполами и шпилями. Некоторые примы и архитектурные формы Троицкой церкви, такие, как открытый с большими промами верхний ярус колокольни и трхчастное окно над входными портиками в храм, широко использовались зодчими Симбирска при создании видовых площадок и аналогичных окон на ряде общественных и жилых зданий города. Тихвинская церковь.

Она располагалась на угловом участке пересечения улицы Тихвинской ныне улица Плеханова и современного переулка Халтурина. Построенная в 1749 году и существовавшая почти два века Тихвинская церковь была каменной. В пожары 1864 года она обгорела, затем была восстановлена заново. Церковь включала трхъярусную колокольню с лгкой каркасной башенкой и луковичной главкой с крестом. Затем шла трапезная с сомкнутым сводом и двухскатной крышей. С восточной стороны от трапезной размещался двухсветный восьмигранной храм, завершнный куполом с круглым фонариком и небольшой луковичной главкой над ним, увенчанной восьмиконечным позолоченным крестом.

Вход в церковь находился с южной стороны через притвор колокольни. Архитектурное значение имела также и ограда с воротами в виде арки с главкой на глухом барабане, расположенном над средней частью арки. В 1930-е годы церковь сломали, а в 1987 1988 годы на месте церкви была построена гостиница Октябрьская. Татарская соборная мечеть Приложение 4. Она находилась на улице Лосевой ныне улица Федерации, здание сохранилось, но в изменнном виде. До 1853 года немногочисленные татары Симбирска совершали свои моления в частном доме. В 1853 году симбирский купец Курамша Абдулович Акчурин построил на свои деньги отдельный каменный молитвенный дом. После пожаров 1864 года обществом мусульман на средства одного из сыновей купца Акчурина Тимербулата в 1865 году была построена новая каменная мечеть с минаретом.

В 1874 году в связи с увеличением симбирской татарской общины мечеть подверглась перестройке, изменившей е внешний вид. В здании мечети помещалось до 300 верующих.

К началу XX века мечети принадлежали несколько земельных участков в том районе города, где размещались женская и мужская школы для детей-татар. Мечеть была закрыта в 1931 году, но до 1937 года в бывшей мечети функционировал татарский клуб. С 1939 года в здании располагалась механическая хлебопекарня 10. 2.2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Несохранившиеся памятники Ульяновска

Поэтому целесообразнее ограничиться рассмотрением одной темы и рассказать о несохранившихся памятниках Симбирска-Ульяновска. Бесценными для потомков свидетелями исторических событий являются здания и… Нередко одни и те же здания и сооружения являются одновременно памятниками архитектуры и памятниками истории.…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Несохранившиеся культовые здания Симбирска

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОХРАНА ПАМЯТНИКОВ В РОССИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОХРАНА ПАМЯТНИКОВ В РОССИИ. Творцом истории всегда и везде является народ. Памятники истории и культуры свидетели нашего прошлого отражают полностью народом путь. К сохранению памят

Несохранившиеся общественные здания и рядовая жилая застройка города
Несохранившиеся общественные здания и рядовая жилая застройка города. Дом Гончарова. Двухэтажный оштукатуренный дом с подвалами и антресольным этажом стоял по диагонали напротив Вознесенског

Несохранившиеся природные памятники Симбирска
Несохранившиеся природные памятники Симбирска. Река Симбирка и озеро Маришка. Эта река брала начало из озера Маришка, протекала в глубоком овраге и впадала в Свиягу. Озеро Маришка существова

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. Аржанцев Б.В. Архитектурно-исторические образы Симбирска Архитектурное эссе. Ульяновск ГУП Облтипография Печатный двор, 2003 г. 2. Аржанцев Б.В. Симбирский венок Пушкину и

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги