МИФ И ЛИТЕРАТУРА

МИФ И ЛИТЕРАТУРА. Миф стоит у истоков словесного искусства, мифологические представления и сюжеты занимают значительное место в устной фольклорной традиции различных народов.

Мифологические мотивы сыграли большую роль в возникновении литературных сюжетов мифологические темы, образы, персонажи используются и переосмысливаются в литературе почти на всм протяжении е истории. Непосредственно из мифов выросли сказки о животных и волшебные сказки с их фантастикой. В отличие от мифа, в котором, прежде всего, отражаются ритуалы инициации, в сказке отражены многие элементы брачных обрядов. Волшебная сказка своим излюбленным героем выбирает обездоленного.

Герой часто наделяется чертами первопредка и культурного героя, добывающего некоторые природные и культурные объекты и потом уже очищающего землю от чудовищ. В образах эпических героев колдовские способности ещ часто преобладают над чисто богатырскими, воинскими. В ранних эпосах имеются и следы образов трикстеров. Такой архаичный характер имеют карело-финские руны, скандинавские песни Старшая Эдда, северокавказский эпос о героях-нартах, отчтливые отголоски архаики можно обнаружить в Гильгамеше, Одиссее, Рамаяне и др. На классической стадии истории эпоса воинские сила и храбрость, неистовый, героический характер полностью заслоняют волшебство и магию.

Историческое предание постепенно оттесняет миф, мифическое раннее время преобразуется в славную эпоху ранней могучей государственности. Отдельные черты мифа могут сохраняться и в самых развитых эпосах. Мифы служили источниками литературных сюжетов в средневековье, эпохи Возрождения и Просвещения и в более позднее время.

В соответствии с представлениями людей об окружающем мире в мифологические сюжеты вкладывалось совершенно новое философское содержание. В мифологии средневековья преобладала мифология христианства, ориентированная на моральные ценности евангельского учения. В период Возрождения, когда в обществе с особой силой появилось влечение к возрождению классической древности, источником литературных произведений стали античные мифы, где боги, спускаясь с недоступного Олимпа, жили среди людей, вступали в битвы и заключали браки с простыми смертными.

Вместе с тем в литературу начинают проникать сюжеты народной демонологии, основанной на средневековых суевериях. За многовековую историю своего существования мировая