ИСТОРИЯ ГОРОДА СЕРГИЕВА ПОСАДА

ИСТОРИЯ ГОРОДА СЕРГИЕВА ПОСАДА. развивавшегося вокруг Троице-Сергиева монастыря, основанного в середине XIV века, отсчитывает уже седьмое столетие она видна и в его широко раскинувшейся живописной панораме, и в прихотливом силуэте монастырского ансамбля. Здесь все так проникнуто особым духом седой старины и чарующей сказочности древней архитектуры, постоянно ощущаешь какое-то особое чувство благодарного восхищения перед исключительным мастерством и неиссякаемым творческим поиском столь богатого талантами русского народа.

Великие московские князья, а затем и цари всегда оказывали Сергиеву монастырю подчеркнутое внимание они часто посещали его, предоставляли ему различные льготы, наделяли богатыми вкладами, посылали туда своих лучших мастеров для строительства и украшения зданий, способствовали превращению монастыря в первоклассную военную крепость.

Благодаря такой могущественной поддержке, а также предприимчивости самих монахов богатство монастыря со временем достигло колоссальных размеров его многочисленные вотчины, угодья и промыслы распространились по всей стране, тысячи крепостных крестьян распахивали его земли, платили ему оброк или работали на него всякое изделие.

Троицкий монастырь вел собственное летописание, здесь собирались рукописи и книги, были свои школы иконописи и книжного письма в монастыре жили и работали многие известные писатели и ученые Древней Руси, здесь начинал свой творческий путь Андрей Рублев, резал свои миниатюры его современник, мастер-ювелир Амвросий. В ризницу монастыря в качестве вкладов поступали первоклассные образцы национального искусства иконы, шитье, ювелирные изделия и т. д. Известный сирийский путешественник Павел Алеппский, посетивший Троице-Сергиев монастырь в середине XVII века, видел в ризнице вещи, поражающие ум изумлением и удивляющие умного больше глупца.

Он писал, что в этом монастыре находится много сокровищ от времени прежних князей и следовавших за ними царей до сей поры. Особую ценность для русской культуры представляют древние здания и сооружения монастыря. На его небольшой территории из века в век непрерывно трудились безвестные русские мастера, заменяя деревянные постройки каменными, ветхие и устаревшие новыми, более совершенными и грандиозными.

Недаром монастырские власти постоянно хлопотали о таких вотчинах, где можно камень уломати и известь ужечь, объясняя это тем, что каменное дело в монастыре строится во вся годы. На монастырских стройках воспитывалось не одно поколение искусных умельцев, от отца к сыну передававших накопленный опыт профессионального мастерства, обеспечивая преемственность художественных традиций. Характер строительной деятельности определялся конкретными историческими условиями, которые, в свою очередь, находили отражение в архитектурных образах и формах.

В стенах Троицкого монастыря сложился своеобразный музей архитектурных форм и стилей, где каждая эпоха и столетие начиная с XV века представлены своими характерными и наиболее совершенными сооружениями, большинство которых сохранилось до наших дней. И при всем разнообразии и стилистическом различии этих тесно поставленных разновременных зданий они не только не мешают друг другу, а наоборот, объединенные единой мерой высокого таланта и градостроительного такта возводивших их зодчих, представляют великолепное художественное созвучие или ансамбль, который и является наивысшим результатом сложного искусства архитектуры.

Полный глубоко осмысленной красоты и неповторимой живописности, ансамбль зданий Троице-Сергиева монастыря настолько совершенен по своей художественной цельности, что невольно кажется, будто само Время выступало здесь его Зодчим, а люди были всего лишь исполнителями-каменщиками.

И может быть, не так уж сильно преувеличивал много повидавший Павел Алеппский, когда писал, что этот монастырь не имеет себе подобного не только в стране московской, но и во всем мире. Троице-Сергиева лавра по праву считается одним из самых значительных памятников русского искусства и пользуется мировой известностью.