Дамские платья

Дамские платья. Вместе с тем в сфере дамских мод обнаружился явный разрыв между массовым и уникальным.

Требования моды распространились не только на силуэт платьев, но и на пластику фигуры, которой искусственно придавалась форма буквы S. Но общность силуэта не вела к демократизации моды. Образцы модных туалетов стиля модерн, создаваемые русскими модельерами, прежде всего Н. Ламановой, оставались уникальными произведениями искусства как по изысканности отделки, так и по неутилитарности вечерних платьев и бальных нарядов.

В противовес им вырабатывался все более рациональный вид одежды, где типичный для модерна силуэт был едва намечен и где плавная линия, присущая новому стилю, все более соответствовала естественным контурам фигуры. Необычайно чуткими к стилю эпохи в дамских модах оказались русские художники, оставившие целую галерею женских портретов, где острый привкус модерна сказывается не столько в художественной стилистике самих работ, сколько в атмосфере отражаемой ими эпохи.

Это чувство стиля было в огромной степени свойственно, например, В. Серову, чуть заметно заострявшему стилевые приметы времени в облике моделей и их предметном окружении. Яркой иллюстрацией к вышесказанному является его портрет графини О. К. Орловой 1911. Все здесь поставлено на грань парадокса, все обратимо в свою противоположность. Эффектная вычурность позы, подчеркнутая игрой острых угловатых линий силуэта, граничит с вызывающей крикливостью рекламной картинки, аристократический изыск - с вульгарным шиком. Нежилая атмосфера интерьера, где редкие дорогие вещи словно выставлены напоказ, обнаруживает в манерах Орловой ту же искусственную демонстративность, словно и она в своих мехах, жемчужном ожерелье и гиперболически огромной шляпе тоже дорогая вещь в уголке антикварного салона.

Орлова образец модной дамы стиля модерн. В вызывающей откровенности картинного позирования, которое не может продолжаться долго ощущение непостоянства маскарадного спектакля, так свойственное эстетике модерна.