рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Русский модерн

Русский модерн - раздел Культура, Содержание.абрамцево И Талашкино 4 Эпоха Модерна 5 Орнамент Модерна 5 Неорус...

Содержание.Абрамцево и Талашкино 4 Эпоха модерна 5 Орнамент модерна 5 Неорусский стиль 6 Архитектура модерна. 7 Готика и модерн 8 Происхождение стиля модерн 11 Модерн в декоративно-прикладном искусстве. 11 Мебель 12 Стекло и фарфор 12 Ювелирное дело 13 Дамские платья 13 Плакаты и афиши 14 Выставки в Москве и Петербурге 14 Станковые искусства в стилистике модерна 16 Заключение 19 Список литературы 20 Для меня модерн это прежде всего фантастически красивые особняки Шехтеля в Москве, огромные хрустальные люстры, но не правильно круглые, а овальные, с капризным наклоном, настольные лампы с утолщенной, покрытой ярким линейным орнаментом ножкой Словом, для меня это скорее предметы декоративно-прикладного искусства, сделанные в эстетике модерна, а не станковые виды искусства.

Но такова уж многообразность нового стиля, что, увидев некоторые изделия, хочется приходить и видеть их снова и снова, а другие не то чтобы раздражают в этом я не согласна с выборочными мнениями современников стиля модерн, но ведь мне и не доводилось жить в тех условиях, когда от вещей нового стиля просто невозможно скрыться, а просто рассматривается как интересный экспонат в музее, но специально на него смотреть не придешь больше двух раз. Например, в Абрамцево меня поразила скорее сама усадьба с ее природой, церковью и деревянными домиками нежели резная деревянная мебель или врубелевская майолика.

В то же время особняки Шехтеля очаровали, и остается только сожалеть, что их интерьеры доступны для обозрения человеком с улицы только в качестве альбомных иллюстраций. Модерн, стиль модерн, новый стиль - так чаще всего именовали в России современники весьма заметное направление в пространственных искусствах 1890-1900-х годов, обнаруживавшее видимое сходство с общеевропейскими исканиями этой эпохи в различных странах называвшееся по-разному Art Nouveau, Jugenstil, Modern style и т.д противопоставлявшее свою принципиальную новизну приевшейся за полстолетия эклектической утилизации наследия всех веков и народов. Не менее принципиальна для модерна была и его претензия быть именно стилем, его стремление воплотить дух современной эпохи полно и цельно, во всеобъемлющих и только ей принадлежащих художественных формах, как это было свойственно великим стилям прошлого.

Но те стили возникали в развитии культуры органически и осознавались как целостные художественные системы лишь впоследствии, уже ретроспективно.

Модерн же именно начинался с желания быть стилем, выдвигал и отстаивал принципиальные стилевые программы.

Забегая вперед можно сказать, что следовало бы говорить не о каком-то одном направлении, а о ряде устойчивых типологических признаков, объединявших произведения художников, подчас несхожих общественных устремлений и творческой индивидуальности.

Можно без особого труда составить перечень тех русских мастеров, творчество которых прежде всего определяло разные стороны и грани русского модерна. В изобразительном искусстве это В.М. Васнецова, М. А. Врубель, М.В. Нестеров, А. Я. Головин, В. Э. Борисов-Мусатов, А.С. Голубкина, Е.Д. Поленова, С.В. Малютин, И. Я. Билибин, М.В. Якунчикова, ведущие деятели Мира искусства К. А. Сомов, Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, А.Н. Бенуа. Называя мастеров модерна в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве, понадобится повторить имена В.М. Васнецова, М. А. Врубеля, С.В. Малютина, дабавив к ним Ф. О. Шехтеля, Л.Н. Кекушева, Ф.И. Лидваля, Н. В. Васильева, Н. Я. Давыдову, Н. П. Ламанову Однако было бы гораздо проще перечислить всех художников, так или иначе связанных с модерном, отдавших ему дань в тот или иной период своего творчества. В таком случае список бы значительно увеличился.

Явные признаки нового стиля можно обнаружить, например, в некоторых произведениях В.А. Серова и К.А Коровина, В.В. Кандинского, Н. К. Рериха, И.И. Левитана и К.С. Петрова- Водкина.

К тому же надо отметить, что противоречивая эстетическая природа модерна была такова, что творчество лишь второстепенных живописцев, скульпторов, графиков могла целиком соответствовать идейным и стилевым нормам этого движения. Любой действительно крупный мастер, формируя новый стиль, способствуя его развитию в то же время выходил за его пределы, устанавливая более многообразные и глубокие связи между своим искусством и реальной действительностью.

Назовем некоторые события русской художественной жизни, формировавшие творческую программу и те общественные вкусы, которые способствовали его развитию. Абрамцево и Талашкино Начать надо с Амбрамцевского кружка. Это было артистическое содружество, сложившееся в середину 1870-х годов вокруг С. И. Мамонтова, промышленника, известного мецената, художественно одаренного человека. Поэтому часто кружок называют мамонтовским.

На протяжении четверти века подмосковное имение Мамонтова Абрамцево оказалось крупным очагом русской культуры, местом, куда иногда на целое лето, иногда на более короткий срок приезжали художники от уже известных до совсем молодых. Среди посетителей были Репин, Поленов, Васнецов, Серов, Врубель, Поленова. Здесь много рисовали, усердно занимались живописью, открывая красоту среднерусской природы и обаяние душевно близких людей ставили домашние спектакли, осуществляли интересные архитектурные замыслы, работали в специально устроенных кустарных мастерских.

Художественная жизнь Абрамцева это, с определенной точки зрения, история формирования неорусского стиля, который оказался существенной гранью модерна в России. Амбрамцевский кружок никогда не имел ни своего устава, ни какой-либо заранее сформулированной программы. Красота пользы и польза красоты такими двумя взаимосвязанными понятиями можно было бы условно определить ту домашнюю эстетику, которая складывалась в духовной атмосфере усадьбы.

Своим желанием отстаивать жизненную связь между красотой и пользой мамонтовский кружок разделял распространенные убеждения эпохи. Об тогда говорили и писали чаще всего как раз в той художественной среде, где складывались принципы модерна. Своеобразие творческой ориентации мамонтовского кружка заключалось в том, что соединение пользы и красоты представлялось членам содружества не только серьезным общественным долгом художественной интеллигенции, но и живой поэтической традицией, органическим свойством крестьянского искусства, воплощающим в себе важные черты народного идеала.

Следуя своим общественным идеям и творческим интересам, члены Абрамцевского кружка организовали две мастерские столярно-резчицкую 1885 и керамическую1890. И в том, и в другом случае дело касалось попыток возродить художественные кустарные промыслы, имея перед глазами собранные в деревнях изделия народного искусства. Участники мамонтовской колонии не смотрели на эти изделия крестьянского труда как на образцы, подлежащие копированию.

Намерения были вернуть декоративно-прикладному искусству его поэтическую сущность и, вместе с нею, его основную жизненную функцию украшать повседневный быт человека. Художники, чьи стилевые искания шли в этом направлении по-разному осмысливали поэтику и стилистику народного творчества, и, скажем, керамика, созданная Врубелем в абрамцевской мастерской, откликалась на совершенно иные стороны фольклорной художественной традиции, чем резные двери, полки буфеты, исполнявшиеся Е. Поленовой и ее коллегами по столярной мастерской.

Более того, здесь можно говорить о различных модификациях неорусского стиля - от творческого воссоздания традиционной изобразительной лексики и орнаментальных форм предметов крестьянского быта до их серьезной трансформации в новую пластическую систему. Вместе с Абрамцевым часто справедливо называют другой интересный очаг русской культуры того времени находящееся вблизи Смоленска село Талашкино и его окрестности.

Им владела меценат, художница и коллекционер М.К.Тенишева. Среди работающих там художников были Рерих и Малютин. Интерес талашкинских мастеров к возрождению крестьянских ремесел, к воссозданию творческой фантазии народа был гораздо более сосредоточен на стилевых задачах искусства и в этом смысле был более прагматичен. Об абрамцевском стиле как о самостоятельном явлении русского искусства можно говорить лишь условно он постоянно развивался, обретал новые свойства и качества.

Талашкинский стиль, напротив, являл собою обособленную и вполне устойчивую национально-романтическую разновидность русского модерна. Эпоха модерна Характеризуя период, отмеченный в искусстве существованием нового стиля, теперешние исследователи называют его иногда эпохой около 1900-го. Введение в научный обиход такого многозначительно историко-культурного понятия, как эпоха, само по себе очень красноречиво. Оно констатирует существенный факт несмотря на свою недолговечность основная эволюция заняла собою десять-пятнадцать лет, модерн сумел не просто внедриться в столичный и провинциальный быт, но и придать ему особую окраску.

Рассчитанные не на музейные залы, а на бытование в повседневной жизни, произведения модерна от архитектурных сооружений да ювелирных изделий, афиш и поздравительных открыток активно вторгались в окружающую человека среду, не только отражая сложную духовную атмосферу времени, но и заметно влияя на нее. Ярче всего модерн воплотился в произведениях, формирующих реальную среду в архитектуре, в декоративно-прикладном искусстве.

И орнамент здесь оказался наиболее демонстративным и характерным воплощением новых тенденций. Орнамент модерна Новизна модерна сразу же оказалась несомненной. Он принес не только свои излюбленные мотивы, которые вполне могли затеряться среди прежних, но и небывалые ритмы, особую нервную подвижность, беспокоящую глаз и привлекающую внимание. По глазури фасадных облицовок потянулись, обегая окна, длинные стебли водяных лилий с тяжелыми, не по силе извилистых стеблей, крупными цветками.

В решетках балконов и лестниц кованое железо вибрировало и струилось, упругие волны пробегали по стержням, как бы лишившимся тяжести металла. Даже переплеты окон ветвились, заполняя плоскость узорным плетением древесных стволов и веток. Живая, своевольная линия господствует в орнаменте модерна, получая в своем упрямом беге невиданную свободу. Так строится и решетка ограды, и контур витража из бледноокрашенных матовых стекол, и рисунок обоев, и рамка книжной обложки, внутри которой даже шрифт получает те же качества своеобразного узора текучесть сплетающихся линий, капризные переломы и изгибы, декоративную слитность строки, ритмичной, как линейный орнамент.

Впрочем, гибкостью линий не исчерпывается арсенал выразительных средств этого орнамента. Он знает и заполнение плоскостей густой фактурной рябью прорезной листвы каштана или дуба, и даже жесткие геометрические формы. Однако и в геометрические мотивы модерн умеет привнести свойственные ему черты беспокойного напряжения.

Правильные окружности помещаются одна в другую эксцентрично, сбивая привычную симметрию. Нарушается регулярность в сетке треугольников или квадратов, они будто неравномерно, рывками захватывают поверхность. При всем многообразии произвольных орнаментальных форм модерн сохраняет всюду это свое основное стилистическое качество ритмическую экспрессию, напряженность, эмоциональную насыщенность узора.

Такой орнамент всегда склонен к экспансии, он растекается, овладевая доступной ему поверхностью. В отличие от классицистического он принципиально антитектоничен, то есть не подчеркивает структурность, не разделяет, а напротив, сливает разнородные части предмета стена с его помощью плавно перетекает в потолок, горловина и ножка вазы составляют неразделимое целое с ее туловом. Подобным же образом заползает снаружи внутрь декоративного панно, обычно плоскостного в искусств модерна, ищет с живописью цветовые и ритмические связи и даже сходные мотивы в пейзажном фоне и в узоре изображенных одежд.

Он разрушает границу между полем стены и изображением, объединяет, подчиняя своему строю и ритму живопись и архитектуру. Орнамент модерна не удовлетворяется ролью декоративного заполнения пауз. В беспокойной назойливости его ритмов, в упорстве, с каким он навязывает зрителю свою изломанную капризно-нервную возбужденность, есть претензия самому вести главную тему, быть прямым и полным выражением меняющегося на рубеже веков ощущения мира. Многозначительный, он сам переполнен символами от прорастающего из почвы к небесам многоветвистого Мирового Древа до Вечной Женственности, воплощаемой в томных масках с текучими прядями длинных распущенных волос. При всей определенности своих художественных тенденций искусство модерна вовсе не было монолитным, лишенным внутренних противоречий.

Поиски шли во многих направлениях, имеющим поразительные различия. Безудержный орнаментализм соседствовал с полным и принципиальным отказом от орнамента.

Рядом с орнаментами, воплощавшими духовную экспрессию времени в динамике абстрактных линий, появлялись узоры из натуралистически точно воспроизведенных растений, насекомых, животных. В России в столярных и керамических мастерских крупные художники вручную расписывали посуду и мебель лубочными ликами Ярилы солнца, узорчатыми хвостами сказочных птиц Сирина и Алконоста. В ковровых узорах майоликовых архитектурных панно пышные цветочные мотивы старинной парчи вплетались в своевольно-текучие ритмы нового орнамента.

Неорусский стиль Национально-романтическое направление, как его обычно не совсем точно называют, полнее всего выразившее себя в архитектуре и декоративно-прикладном творчестве и в меньшей мере в живописи, скульптуре и графике, имело свои довольно близкие аналогии в других национальных художественных школах Европы, обративших тогда внимание на старые, главным образом средневековые художественные традиции и пытавшихся с их помощью вновь обрести общезначимые эстетические ценности.

Почти с самого же своего возникновения, приблизительно с середины 1880-х годов национально-романтический, или, как несколько позже его стали именовать, неорусский стиль стал утверждать себя активными и целенаправленными поисками в области поэтики и стилистики искусства, поисками, обретшими логикой художественного процесса гораздо более универсальный смысл, чем имела его сюжетно-содержательная структура.

Именно этим, вероятно, объясняется исключительная популярность крупнейшего представителя этого направления в русском искусстве Виктора Васнецова.

Архитектура модерна

Вот интересное свидетельство Луи Арагона, относящееся к 1930 году, ког... Чертами модерна отмечены и многие другие, более скромные здания в райо... Лишь значительно позже мне удалось увидеть интерьеры зданий модерна, и... Архитектура модерна. Он подсознательно шел к модерну через творчество театрального декорато...

Готика и модерн

Вместе со стремлением воссоздать пространственные впечатления от готик... Многократно повторяясь в рисунке мозаичного фриза, в ажурных переплета... О модерне здесь напоминают несколько причудливое разнообразие ритма ок... К нему относятся, например, Марфо-Мариинская община сестер милосердия ... Это гармоничное слияние модерна и классики как раз и является стилем Л...

Происхождение стиля модерн

Происхождение стиля модерн. В русском модерне, особенно в зодчестве и в прикладных видах творчеств... Второе направление во многом опиралось на приемы стилизации, выработан... Возникает проблема, касающаяся сущности стиля модерн проблема его заро... Нередко истоки модерна в России связывают с идеями и воздействием запа...

Модерн в декоративно-прикладном искусстве

По мере массового распространения, упрощенные типичные для модерна фор... Мебели, тканей, дамских украшений способствовало тому, что за короткий... Модерн в декоративно-прикладном искусстве. Широкая популяризация стиля... Не случайно образцы мебели проектировали не только архитекторами, созд... Эксперименты со стеклом, теряющим прозрачность и хрупкость, приобретаю...

Стекло и фарфор

Здесь был в наибольшей степени замаскирован разрыв между уникальным и ... Также большую роль в разработке стилистики модерна сыграла фирма Корни... Столь же живучими оказались формы многих предметов прикладного искусст... Стекло и фарфор. Несмотря на качественное различие в материале и способах изготовления ...

Ювелирное дело

Ювелирное дело. Стилистика модерна воздействовала и на отрасли, имеющие в России давни... В изделиях из серебра с усложненными растительными узорами в стиле мод... Сложнейшее переплетение стилевых традиций придавало особый оттенок рус... Умение достичь впечатления за счет художественной формы ювелирного изд...

Дамские платья

Образцы модных туалетов стиля модерн, создаваемые русскими модельерами... Вместе с тем в сфере дамских мод обнаружился явный разрыв между массов... Ламановой, оставались уникальными произведениями искусства как по изыс... Серову, чуть заметно заострявшему стилевые приметы времени в облике мо... В вызывающей откровенности картинного позирования, которое не может пр...

Плакаты и афиши

Что и показала устроенная в Петербурге в 1897 году Международная выста... Теснее всего с модерном оказывается связанной театральная и выставочна... Экспонированные на ней листы зарубежных мастеров главенствовали не тол... Это касалось и число шрифтовых афиш, где новый стиль выявлял себя в ос... Мухой, оказался источником многочисленных ремесленных повторений и у с...

Выставки в Москве и Петербурге

Экспонировались майоликовые изделия, вышедшие из абрамцевской мастерск... Конкретно, -вспоминал один из организаторов Современного искусства С Щ... Среди приглашенных были М. Серов, К. Почти все они, занимаясь станковым искусством, обладали и опытом работ...

Станковые искусства в стилистике модерна

Серов в своих поздних работах Похищение Европы, Портрет Иды Рубинштейн... Графическая природа стилизма художников Мира искусств, естественно сил... Однако разница между Врубелем, одним из творцов русского модерна и, ск... Например, Сомов относительно мало работал в театре, предпочитая станко... А изготовленные там же монументальные блюда и декоративные сосуды, мер...

Заключение

Заключение Ярко вспыхнувшее на заре нашего столетия искусство модерна отгорело сравнительно быстро, и хотя много споров вызывают причины его вырождения, кажется наиболее вероятным, что ошеломляющая новизна форм, вычурность фантазии и смелость приемов приедались. Постоянно нагнетаемая нервозная подвижность начинала казаться навязчивой, банальной, вульгарной. Эпоха модерна завершила крупнейший цикл развития искусства. Модерн как антиэклектическое движение, ставившее своей целью уничтожить бесстилье, по сути, не ушел от эклектики.

Он вобрал ее в себя, обобщил ее опыт в попытке создать что-то новое, но на базе старого. Таким образом, модерн явился завершающим звеном эклектики. В свою очередь, эклектика подвела итоги глобального периода историзма, берущего свое начало с эпохи Возрождения. Очевидный вывод период модерна окончил развитие искусства, начиная чуть ли не с античности. Выполнил ли модерн задачи, поставленные перед ним в конце эпохи эклектики художниками и архитекторами Главная идея, служившая его источником появления и двигателем развития - создание большого, интернационального стиля, осталась нереализованной - модерн не создал стиля в традиционном понимании этого термина, то есть не были очерчены каноны, по которым должно создаваться стилистически чистое произведение, ведь модерн сохранил многокрасочность эклектики.

Модерн угас, завещав важнейшие свои художественные открытия идущим вслед направлениям, в частности, столь ему по внешности противоположному конструктивизму.

Но его декоративная система и, особенно, всепроникающий манерно-подвижный орнамент на целые десятилетия получили устойчивое клеймо дурного вкуса. Как мне кажется, немалую роль в этом сказало широчайшее распространение дешевых фабричных изделий. Но, как это всегда получается, столь жесткий приговор впоследствии был решительно пересмотрен, и модерн стал на некоторое время истоком новой, уже ретроспективной моды. Сегодня его наследие - интереснейший предмет изучения, первоисток и наглядная модель стилевых исканий нашего века.

Список литературы

Список литературы 1. Борисова Е.А, Стернин Г.Ю Русский модерн, Советский художник, М 1990. 2. Герчук Ю.Я Что такое орнамент, Галарт, М 1998. 3. Горюнов В.С Тубли М.П Архитектура эпохи модерна, Стройиздат СПб, СПб, 1994. 4. История русского и советского искусства, Высшая школа, М 1989. 5. Неклюдова М.Г Традиции и новаторство русских художников ХIХ века, Искусство, М 1991.

– Конец работы –

Используемые теги: Русский, модерн0.051

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Русский модерн

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Основные достижения русской культуры XIX века: романтизм в России; корни русского романтизма; русская национальная музыкальная школа и живопись во второй половине XIX века
Романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и бесконечному , жажду совершенства и… Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа… Интерес к национальному прошлому нередко - его идеализация, традициям фольклора и культуры своего и других народов,…

Курс русской истории Лекции I—XXXII Курс русской истории – 1 КУРС РУССКОЙ ИСТОРИИ Лекции I—XXXII Василий Осипович Ключевский
Курс русской истории Лекции I XXXII... Курс русской истории...

Мыслители Русского зарубежья о русской революции
И в особенности это относится к представителям гуманитарных наук - философам, историкам, политикам. Каждый из них по своему относится как к самой… Подразумевая систему во всех революциях будь то Россия или Франция, они в… Политическое несоответствие ,по его мнению, находится в парадоксе развития экономики государства, постоянно…

Стилистика русского языкаСтилистика русского языка
На сайте allrefs.net читайте: "Стилистика русского языка"

Русская культура в XIV--XVI вв. В XIV в. начинается новый подъем русской культуры. Идет активное каменное строительство в Москве (белокаменный кремль), Новгороде (церкви Фёдора Стра-тнпата, Петра и Павла на Славне). Создается Лаврентьевская летопись. В
Активна общественная мысль. Новгородская ересь («жидовствующие») отрицала иконы и церковную организацию. Им одно время тайно благоволил Иван III,… Монах Филофей выдвинул идею «Москва — третий Рим», считая Москву наследницей… В конце XVI в. Фёдор Конь возводит Китай-город и Белый город в Москве и крепость города Смоленска. В 1550-х гг.…

Русский национальный характер (в трудах русских философов)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ С давних времен, с самого своего становления Россия зарекомендовала себя, как страна необычная, не похожая на других, а потому… Но Россия, ее характер это характер ее народа, характер сложный и весьма… Национальный характер любого народа представляет собой целостную систему со свойственной ей иерархией качеств, черт,…

РУССКАЯ ПОЛИТИКА И РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
На сайте allrefs.net читайте: "РУССКАЯ ПОЛИТИКА И РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ"

Менталитет русского народа через призму русской литературы 19-го века
Поэтому можно сделать вывод, что на сегодняшний день это довольно актуальная тема. Однако этому вопросу посвящено мало научной литературы, лишь… Объектом нашего исследования является менталитет русского народа, его… Задача данного исследования проследить, каким образом в русской литературе и истории отображены особенности русского…

Проблемы русской национальной школы и изучения русской математики
Отсюда - острая необходимость в национальной школе, которая в состоянии будет взращивать в мо- лодом поколении качества во все времена отличавшие… Существует две тенденции для осмысления уроков в националь- ной школе 1… Ис- тинно русские идеи и принципы предполагают иное отношение к обра- зованию, но обращать внимание на образование…

Русский выбор, или основополагающие идеалы русского национального сознания
Идеалы и первого, и второго ряда следует обозначить как "земные", так как они являются производными от желаний самого человека. И, наконец, идеалы,… Взаимоотношения всех этих групп идеалов на протяжении всей истории в… Чаще в реальной жизни совпадали идеалы первого и второго ряда. Гораздо реже - земные идеалы оказывались в гармонии с …

0.037
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам