АНТИЧНОСТЬ

АНТИЧНОСТЬ. В эпоху античности формируется иное отношение к цвету. Наряду с сохраняющимся отношением к цвету, как религиозно-мистическому, магическому символу, возникает также и естественнонаучное отношение. Промежуточным вариантом между этими формами отношения можно считать попытки ряда видных древнегреческих философов создать цветовую систематику стихий, но уже не мистических, а природных.

Эмпедокл, выделяя четыре основных стихии, наделяет каждую из них своим цветом. Воде соответствует черный цвет земле - желтый огню - красный воздуху - белый. Если Эмпедокл, определяя цвета стихий, опирался на зрительные впечатления, то Аристотель, желая установить их истинный цвет, использовал экспериментальный метод. По Аристотелю основных цветов - три белому бесцветному соответствует вода, воздух и земля желтый - цвет огня, а черный - цвет разрушения или переходного состояния.

Отнесение стихии земля к группе белого, объясняется результатами экспериментов Аристотеля по прокаливанию почвы, которая, в конце концов, становилась белой. Внимательно разглядывая пламя огня, Аристотель пришел к выводу, что оно скорее желтое, чем красное. Подобный экспериментальный подход, естественно, разрушал мистический ореол цветов, низводил их до обычных явлений физического мира. Традиционная роль цвета как символа сверхчувственных, магических сил, в гораздо большей степени сохранилась в философской школе пифагорейцев, много почерпнувших из знаний Вавилонских и Египетских жрецов и магов.

Несмотря на попытки к естественнонаучному изучению цветовых феноменов, отношение к цвету как мистическому символу преобладало у Платона и неоплатоников. Белый и золотой желтый считались в этих философских школах божественными цветами в том числе и мирового разума - Логоса, выражали благо, истину, счастье, добро, познание, гармонию.

Темные и особенно черный цвет являлись символами зла, бедствий, сил, враждебных человеку и т.д. Следует также отметить, что отношение к цветам в Древней Греции, во многом, определялось не только его значениями как религиозного или философского символа, но и эстетическими канонами и представлениями о прекрасном. Поэтому излишество, отсутствие меры в использовании даже самого благородного цвета могло считаться безобразным. Сходное отношение, опосредованное принципами даосизма, характерно и для Китая, где слишком яркие цвета являлись символом суетности жизни. Цветовая символика в Древнем Риме не выходит за пределы традиционных канонов.

Также наиболее любимыми и почитаемыми цветами были белый, желтый, красный и пурпурный. Синий считался атрибутом Юпитера и Юноны как богов неба и означал религиозное чувство, преданность и невинность зеленый - цвет Венеры и Природы символизировал плодородие полей, симпатию и приспособляемость фиолетовый соответствовал ностальгии и памяти желтый атрибут Аполлона, бога солнца выражал великодушие, интуицию и интеллект оранжевый - гордость и амбицию красный цвет Марса - страсть, чувственность и животворные силы розовый - чувствительность и эмоции.

Сочетание белого с красным являлось символом аристократического, знатного происхождения. Пурпур считался цветом императоров и членов царского дома, означая власть, духовность, величие.

Когда римский полководец праздновал свой триумф, он выезжал на колеснице, запряженной четырьмя белыми лошадьми, покрытыми позолоченными попонами, в одеяниях красного цвета. ГЛАВА 5. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ После античной эпохи во времена средневековья в Европе цвет снова вернул себе позиции, как, прежде всего, символа мистических сил и явлений, что особенно характерно для раннего Христианства. 5.1.