рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Символика цвета в различных культурах

Работа сделанна в 2003 году

Символика цвета в различных культурах - раздел Культура, - 2003 год - Государственный Комитет Российской Федерации По Рыболовству Мурманский Госуда...

Государственный комитет российской федерации По рыболовству Мурманский государственный технический университет Кафедра философии Символика цвета в различных культурах Выполнил ст. гр. Бэ-131 Цейтлина А.Л. Проверил Келлер Г.С. Мурманск2003ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ЦВЕТ И МАГИЯ У ПЕРВОБЫТНЫХ НАРОДОВ 1. БЕЛЫЙ 2. ЧЕРНЫЙ 3. КРАСНЫЙ 9 ГЛАВА 2. ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ И КИТАЕ 1. ИНДИЯ 2. КИТАЙ 12 ГЛАВА 3. ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИЗМ ДРЕВНИХ НАРОДОВ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА, ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И ЕГИПТА 14 ГЛАВА 4. АНТИЧНОСТЬ 15 ГЛАВА 5. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ 17 5.1. ЦВЕТОВЫЕ СИМВОЛЫ ХРИСТИАНСТВА 2. ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА ИСЛАМА 19 ГЛАВА 6. РЕНЕССАНС 21 ГЛАВА 7. ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИКИ В 17-19 ВЕКАХ 1. УЧЕНИЕ О ЦВЕТЕ Й.В. ГЕТЕ 2. ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИЗМ В ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЯХ 28 ГЛАВА 8. ДВАДЦАТЫЙ ВЕК 1. ЯЗЫК КРАСОК В.КАНДИНСКОГО 30 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТЧНИКОВ 34 ВВЕДЕНИЕ Многие из нас в детстве развлекались тем, что прикладывали к глазам цветные стеклышки вот синее стекло - мир становится серьезным, строгим, печальным желтое - непроизвольно хочется улыбнуться, все кажется праздничным, даже если день пасмурный.

Несерьезное, бессмысленное занятие? Со времен И. Ньютона цвет почти утратил свои магические, ритуальные функции.

Когда-то цвета считались, чуть ли не божествами, но объективная наука доказала, что цвет - лишь субъективное ощущение, возникающее при воздействии на зрительный анализатор электромагнитной волны определенной длины.

Оно объективно зависит от характеристик преломления, отражения и поглощения световых волн тех сред и поверхностей предметов, которые находятся между источником излучения и глазом человека, а также в поле его зрения.

Субъективно человек может цвета не ощущать цветовая слепота, либо воспринимать их искаженно дальтонизм. Объективные аспекты цветового зрения изучаются физической оптикой, субъективные - физиологической и психологией цветового восприятия. Нравится ли человеку какой-либо цвет, что он думает о нем, какие ассоциации он у него вызывает, ни физиологическую, ни, тем более, физическую оптику не интересует, впрочем, как и психологию цветового восприятия.

Это, отнюдь, не означает, что нет таких наук, для которых подобные вопросы представляли бы интерес. Однако для большинства из них они являются второстепенными этнография, психология эмоций, цветоведение и т.д Наука, для которой они могут считаться основными, называется, может быть не совсем удачно, психологией цвета. Ее предметом являются взаимосвязи цвета и психики.

В сферу ее интересов входят влияние цвета на психическую деятельность человека, объективация посредством цвета психических процессов и состояний, цветовая психодиагностика и т.д. На сегодняшний день цветовая психология - эмпирическая наука. Одним из главных препятствий на пути создания научной теории взаимосвязи цвета и психики является недостаточная степень систематизации и обобщения накопленных фактов, касающихся отношения цвет-психика. Предлагаемая читателю монография является попыткой преодолеть это препятствие.

Проблема цветового символизма является одной из центральных при изучении взаимосвязей между цветом и психикой. Происхождение цветового символа, его содержание, отношение к тем или иным явлениям и событиям в жизни людей, межкультурные различия в цветовой символике - вот одни из главных вопросов этой проблемы. Количество цветовых символов достаточно ограничено. Наиболее часто в этом качестве используются так называемые основные цвета, к которым, обычно, относят белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый и фиолетовый. Этот список может меняться в зависимости от конкретной культуры.

Попытки ввести жесткие критерии, позволяющие отнести тот или иной цвет к основным, либо нет, не увенчались успехом. Содержание понятия основной цвет далеко не однозначно. Можно выделить три основных типа цветовой символики. Цвет сам по себе т.е. изолированно от других цветов и форм представляет собой первый тип цветового символа, отличающийся многозначностью и противоречивостью.

Вторым типом цветового символа является цветовое сочетание, содержащее два и большее число цветов, составляющих символическое целое, смысл которого не сводится к сумме значений отдельно взятых цветов. Соединение цвета и формы представляет собой третий тип цветового символа - символика цветных форм, причем, как абстрактных геометрических фигур круг, квадрат, треугольник, так и конкретных физических предметов, например, символика драгоценных камней.

Кроме наглядно-чувственных, визуальных форм цветового символа, существует и языковые, речевые - цветовые метафоры. Они широко используются в бытовой и литературной речи, и стали неотъемлемым компонентом современных языков, причем, многие из них возникли сравнительно недавно например, синий чулок. Цветовая символика имеет древнейшее происхождение, возникнув в те времена, когда человек научился добывать, и использовать природные краски. С тех пор цветовой символизм прошел большой путь. Традиции цветовой символики сейчас, во многом, утеряны особенно в индустриальных странах, в которых преобладает утилитарное отношение к цвету.

С момента своего возникновения цветовой символизм самым тесным образом был связан с магией и религией. Цвет рассматривался как атрибут магических, сакральных, божественных сил, а в определенных случаях и как само божество. Само деление магии на белую и черную свидетельствует о важнейшей роли цвета в магических ритуалах.

Роль цвета в религиозном сознании людей, особенно древних, трудно переоценить. Как показывают археологические, исторические и этнографические исследования мистические представления человека и цветовая символика были тесно взаимосвязаны. ГЛАВА 1.

ЦВЕТ И МАГИЯ У ПЕРВОБЫТНЫХ НАРОДОВ

Наблюдения за обрядами и ритуалами Ндембу, а также беседы с членами пл... Вспомним, что Ндембу трактуют белый в качестве одной из рек верховного... Для примера, приведем наиболее важные символические значения черного ц... Тэрнер - 1983 . В случае удачного полового акта в первую брачную ночь у порога молодож...

ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ И КИТАЕ

. У древних китайцев понятия синего и зеленого были взаимозаменяемы, а ч... Согласно эзотерическим учениям три ряда символов оттенки цветов, соста... Так съеденная пища распадается на три части самая тяжелая, темная част... Цвета делились на благородные и для простого народа, как об этом говор...

АНТИЧНОСТЬ

В эпоху античности формируется иное отношение к цвету. Наряду с сохраняющимся отношением к цвету, как религиозно-мистическому... Традиционная роль цвета как символа сверхчувственных, магических сил, ... Цветовая символика в Древнем Риме не выходит за пределы традиционных к... СРЕДНЕВЕКОВЬЕ После античной эпохи во времена средневековья в Европе ц...

ЦВЕТОВЫЕ СИМВОЛЫ ХРИСТИАНСТВА

Наиболее существенное отличие языческого периода цветовой символики от... Поэтому средневековые богословы например, Аврелий Августин, восхваляя ... Божественную сущность необходимо постигать внутренним, трансцендентным... Ангелы на небесах - в белых одеждах, как и святые, претерпевшие за вер... Оставшиеся цвета входили в группу низших или вторичных.

ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА ИСЛАМА

Золотой желтый символизирует славу, успех, богатство, торжество и т.д. Этот цвет считался священным, магическим, имеющим большую жизненную си... Считалось, что они придают владельцу силу, энергию, бесстрашие. ГЛАВА 6. В эпоху Возрождения возникли первые цветовые системы психологических с...

ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИКИ В

. Если в среде простого народа содержание цветового символа еще долгое в... Так коричневый цвет определялся Роже де Пилем как тяжелый, земной, выс... Ньютона Лекции по оптике привели к тому, что в эпоху Просвещения в Евр... ВЕКАХ Достижения физической оптики 17 века в лице И.

УЧЕНИЕ О ЦВЕТЕ Й.В. ГЕТЕ

Гете обвиняли в дилетантизме и советовали заниматься своим прямым дело... Гете считал, что цвет независимо от строения и формы материала котором... Гете выделяет следующие гармоничные цветовые сочетания желтый - красно... Эти цветовые сочетания также вызывают определенные душевные впечатлени... Цвет одежды Гете связывает как с характером нации, в целом, так и отде...

ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИЗМ В ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЯХ

Описывая впечатления производимые цветами, Гегель придает им особый си... ГЛАВА 8. феномен красных похорон. В недолгой истории психологии цвета одно из самых видных мест занимает... Кандинского О духовном в искусстве.

ЯЗЫК КРАСОК В.КАНДИНСКОГО

Вслед за Гете, Кандинский связывает с красками активной стороны желтым... Здесь мы наблюдаем движение от человека и к центру. Как главный тон лета, зеленый - символ природы, погруженной в самодово... Это молчание не мертво, но полно возможностей и может быть понято как ... значение белого у Ндембу, как символа нового рождения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Данный обзор истории развития содержания и форм цветовых символов является далеко не полным. Но автор и не ставил перед собой такой задачи.

Целями, поставленными в первой главе, было, во-первых, показать глубокую и неслучайную связь цветовой символики с различными пластами человеческого сознания и общественно-культурной жизни людей, а во-вторых охарактеризовать основные этапы развития цветового символизма. Первый из них - космологический мифологический, включает в себя цветовую символику первобытных народов, древнего мира и античности цвет как символ мировых сил, стихий и начал. Второй - религиозный богословский от поздней античности до эпохи Возрождения свет и цвет, как атрибуты божественного. И, наконец, третий - социально-психологический , Ренессанс - двадцатый век цветовая символика общественно-политических, социальных и индивидуально-психологических процессов и явлений. Несмотря на то, что, на протяжении человеческой истории содержание цветовых символов претерпело немалые изменения - менялась их трактовка и отношение к ним ядро цветовой символики оставалось неизменным.

Речь идет о той части содержания цветового символа, которая остается даже в том гипотетическом случае, когда цвет лишается всех своих внешних, предметных ассоциаций.

Последние зависят от культурных традиций и опыта. Но и без них цвет не лишается своего первоначального смысла и не превращается в фикцию. Как писал В. Ван Гог краски сами по себе что-то выражают. Иными словами, цвет - не чистая доска, на которую человек волен записать, все что ему вздумается. Цвет вызывает определенные и специфические изменения в психическом мире человека, интерпретация которых порождает то, что мы называем цветовыми ассоциациями и символами, впечатлениями от цвета. Как указывает А.Ф. Лосев никто, никогда не воспринимает цвет без этих и подобных впечатлений красный цвет вызывает возбуждение, именно он, а не мы сами. Возбужденность - его объективное свойство. Повторяя избитое сравнение, можно сказать, что цветовая символика - лишь только верхняя часть айсберга всех тех взаимосвязей и отношений между цветом и человеческой психикой.

Основанием его являются объективные законы цветового воздействия на человека.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТЧНИКОВ

Бонгард-Левин Г.В. Древнеиндийская цивилизация. 3. Гете И.В. Минск, 1984.

литература древности. М 1978 14. Фрэзер Д. Золотая ветвь. М 1928. 15. Щуцкий Ю.К. Китайская классическая Книга перемен. М 1960. 16. Фрумкина Р.М. Цвет, смысл, сходство. М 1984.

– Конец работы –

Используемые теги: символика, цвета, различных, культурах0.075

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Символика цвета в различных культурах

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Основные понятия теории и методики физической культуры
РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ... ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ... ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...

Физика цвета. Цвет и цветовое воздействие
На сайте allrefs.net читайте: ИОХАНЕС ИТТЕН.

Организационная культура (о корпоративной культуре, стратегиях коммуникативного взаимодействия, влияния психотипа руководителя на структуру и стиль управления организацией, культура персонала на примере Японии)
Знакомство с опытом таких экономических гигантов, как США и Япония, обнаруживает, что одним из признаков развитой организационной культуры является… Деловое кредо любой компании включает декларирование той роли, которую… Кредо должно работать на конечный результат деятельности предприятия. Сотрудники многих крупных преуспевающих фирм…

Культура средневековой Европы, культура Возрождения, новоевропейская культура
Оно обусловлено политико-экономическими, религиозно-философскими учениями и отражает насущные проблемы жизни общества. В то же время искусство живет и развивается по своим собственным законам,… И научившись ценить и понимать это особое содержание искусства, люди становятся наследниками того духовного богатства,…

Эпистемология культуры: история и философия наук о культуре
Ю В Ларин... Эпистемология культуры история и философия наук о культуре...

Культура Древнего Рима: развитие правовой культуры
На сайте allrefs.net читайте: Культура Древнего Рима: развитие правовой культуры.

Феномен культуры как предмет изучения дисциплины История мировой культуры
Само понятие происходит от слова cultio лат возделывание обработка В настоящее время определений Базовое культура это все то что... История мировой культуры Основные принципы изучения История культуры как... Основные достижения в развитии того или иного народа и его вклад в ИМК...

ЭВОЛЮЦИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ 6.1. Общие свойства культуры
Эволюция орудий тесно связана с биологической эволюцией человека и является одним из ее факторов Так при производстве каменных орудий выделяется... культуры... Второй уровень предполагает планирование операций при изготовле нии орудия Форма орудия не зависит от стечения...

Понятие информация используется в различных науках, при этом в каждой науке понятие информация связано с различными системами понятий
Слово информация происходит от латинского слова informatio что в переводе означает сведение разъяснение ознакомление... Понятие информация является базовым в курсе информатики однако невозможно... Понятие информация используется в различных науках при этом в каждой науке понятие информация связано с...

Отливки различных культур
Кстати сказать, у древних кыргызов было очень развито литейное ремесло они, пожалуй, одни из первых в мире освоили технику литья цепочки цельнолитые… Иногда завоеватели уничтожали культуру целых народов, на века затормаживали ее… Народы, населявшие территорию нашей страны, очень давно умели изготавливать изделия из меди. В холмах Анау, близ…

0.039
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Семиотика цвета в восточной и западной культурах Но никак нельзя говорить о ясно выраженном общем эмоциональном характере каждого цвета, потому что обе причины обусловливаются социальной… Отсюда и любовь человека к красивым краскам, гармоничным сочетаниям, радующим… Цвет вызывает у человека различные чувства сильное возбуждение, покой, равнодушие, ощущение холода или тепла, что…
  • Лекция № 1. Духовная культура: понятие, проблемы, принципы. Религия в контексте духовной культуры Лекция Духовная культура понятие проблемы принципы Религия в контексте духовной культуры... Происхождение и исторические формы классификация религии... Существует теологическая богословская и научная научно философская версии происхождения религии...
  • Культура Эпохи Высокого Возрождения и ее представители как светочи мировой культуры Этот термин достаточно условен. Его применяют по аналогии с итальянским Возрождением,но если в Италии он имел прямой первоначальный смысл… Повсеместные религиозные войны, борьба с господством католической церкви … И действительно готическая напряженность и лихорадочность в северном Возрождении не исчезают. Но,с другой стороны,…
  • Отношение к смерти в различных культурах и религиях Вряд ли найдется взрослый человек, который рано или поздно не задумался бы о смысле своего существования, предстоящей смерти и достижении… Наибольшее внимание здесь уделялось смерти и обретению бессмертия в жизни… Ортега-и-Гассет определил человека не как тело и не как дух, а как специфически человеческую драму.Действительно, в…
  • Политическая культура. Уровни и типология политической культуры Она выражает суть социально-политической системы, определяет правила игры в политике, базовые политические ценности и общественные цели. Без… Уровень политической культуры во многом определяет уровень общей культуры как… Она сравнительно часто подвергается изменениям. Но это не означает ее конъюнктурности, ибо в конечном счете…