ЦВЕТОВЫЕ СИМВОЛЫ ХРИСТИАНСТВА

ЦВЕТОВЫЕ СИМВОЛЫ ХРИСТИАНСТВА. Наиболее существенное отличие языческого периода цветовой символики от христианского заключается, прежде всего, в том, что свет и цвет окончательно перестают отождествляться с Богом, мистическими силами, а становятся их атрибутами, качествами и знаками.

Согласно христианским канонам Бог сотворил мир, в том числе и свет цвет, но сам он не сводится к свету. Свет, особенно, видимый, только одна из ипостасей Бога. Поэтому средневековые богословы например, Аврелий Августин, восхваляя свет и цвет, как проявления божественного, тем не менее, указывают, на то, что они цвета могут быть и обманными от Сатаны и отождествление их с Богом представляет собой заблуждение и даже грех. Жесткой связи между определенным цветом и мистическими силами, как это наблюдается ранее, практически, уже нет. Божественную сущность необходимо постигать внутренним, трансцендентным созерцанием, а не обольщаться внешней яркостью и красивостью.

Пожалуй, только белый цвет остается незыблемым символом святости, чистоты и духовности. Ангелы на небесах - в белых одеждах, как и святые, претерпевшие за веру. Особенно важным являлось такое значение белого как чистота и непорочность, освобождение от грехов, как об этом говорится в Откровении Иоанна.

Белый не имеет в Христианстве отрицательных значений, даже белый саван означает, как и у первобытных народов, переход в иной, лучший мир, очищение от грехов и только в этом состоит его траурность. Символика других цветов амбивалентна, причем, в различные отрезки средневековья у того или иного цвета на первый план выдвигались то положительные, то отрицательные значения.

Так, в раннем Христианстве превалировало положительное символическое значение желтого, как цвета Святого духа, божественного откровения, просветления и т.д. Но позднее, желтый приобретает негативный смысл, который, нередко, приписывается этому цвету и в наши дни. В эпоху готики его начинают считать цветом измены, лживости и т.д. Красный в Христианстве символизирует кровь Христа, пролитую ради спасение людей, а, следовательно и его любовь к людям.

Как и в императорском Риме, пурпурный в средние века считался царственным цветом. Члены королевской семьи даже в трауре надевали пурпурные одеяния но более темных оттенков, с преобладанием синего. В настоящее время, когда королевские особы больше не злоупотребляют пурпуром в своих одеждах, сохранился обычай пурпурного траура в западноевропейских королевских домах. Фиолетовый и синий считались мистическими, трансцендентными цветами. Богослов и философ Н. Кузанский называл фиолетовый гармонией противоречий. Знаком кардинальского достоинства считался фиолетовый камень аметист. Синий голубой для христиан символизировал небо, был цветом вечности, настраивал на смирение, благочестие, выражал идею самопожертвования и кротости.

В отличие от трансцендентного синего, зеленый являлся больше земным, означал жизнь, весну, цветение природы, юность. Он доминировал в христианском искусстве. Вместе с этим, зеленый имел и негативные значения - коварства, искушения, дьявольского соблазна сатане приписывались глаза зеленого цвета, что, возможно, лежит в основе поверья о зеленых глазах, как знаке завистливости и жадности человека. Отношение к черному было, преимущественно, негативное, как цвету зла, греха красный в определенных ситуациях также символизировал грех - неправедную кровь, дьявола и ада, а также - смерти.

В значениях черного, как и у первобытных народов, сохранился и даже развился аспект ритуальной смерти, смерти для мира. Поэтому черный стал цветом монашества. Коричневый и серый были цветами простолюдинов.

Их символический смысл, особенно в раннем средневековье, был, сугубо, негативным. Они означали нищету, безнадежность, убогость, мерзость и т.д. Продолжало существовать и отношение к цвету, как магическому средству. Это касается, прежде всего, средневековой алхимии. Цвета в алхимии делились на высшие и низшие. К высшим относились цвета известной нам триады - белый, черный и красный. Они символизировали три стадии Великого Превращения первичную материю черный, ртуть белый и серу красный результатом которого было создание камня золотой. Черный соответствует стадии брожения, гниения, затемнения, раскаяния белый - состоянию просветления, восхождения, откровения и прощения красный - ступени страдания, возвышения и любви.

Золотой обозначал славу. Главным, исходным цветом порождающим все остальные цвета в этой триаде считался черный. Оставшиеся цвета входили в группу низших или вторичных. В алхимии существовала цветовая систематика химических элементов и специфические цветовые наименования.

Например, серебро именовалось белой королевой . 5.2.