УЧЕНИЕ О ЦВЕТЕ Й.В. ГЕТЕ

УЧЕНИЕ О ЦВЕТЕ Й.В. ГЕТЕ. Известно, что сам Гете ценил свою работу по цвету выше своего поэтического творчества.

Великий поэт был не согласен с теорией света и цвета Ньютона и в противовес создал свою собственную. Интерес Гете к цвету отмечается с детства. Как отмечают В. Фойгт и У.Зуккер 1983 чувственно-наглядный метод Гете был причиной того, что современниками концепция Гете была встречена в штыки. Гете обвиняли в дилетантизме и советовали заниматься своим прямым делом. На холодное отношение современников к своей теории Гете жалуется в одном из писем к Шиллеру.

Нас, прежде всего, интересует та часть учения Гете, которую он называет Чувственно-нравственным действием цветов. Гете считал, что цвет независимо от строения и формы материала которому он принадлежит - прим. автора оказывает известное воздействие на душевное настроение. Тем самым, впечатление, вызываемое цветом, определяется, прежде всего, им самим, а не его предметными ассоциациями. Отдельные красочные впечатления должны действовать специфически и вызывать специфические состояния. И далее отдельные цвета вызывают особые душевные состояния. Согласно этим положениям, Гете ставит в соответствие определенным цветам определенные психологические состояния человека.

Подобное свойство цвета Гете иллюстрирует описанием тех изменений в душевном состоянии, которые происходят при достаточно длительном воздействии цвета на человека, например, посредством цветных стекол. Опираясь на эти основные положения психологического раздела своего учения, Гете разделяет цвета на положительные - желтый, красно-желтый оранжевый и желто-красный сурик, киноварь и отрицательные - синий, красно-синий и сине-красный.

Цвета первой группы создают бодрое, живое, деятельное настроение, а второй - неспокойное, мягкое и тоскливое. Зеленый Гете относил к нейтральным. Остановимся более подробно на психологической характеристике цветов, даваемой Гете. Желтый. Если смотреть сквозь желтое стекло, то глаз обрадуется, сердце расширится, на душе станет веселее, кажется, что веет теплом. Чисто желтый - приятен.

Однако при его загрязнении, сдвижке в сторону холодных тонов цвет серы или нанесении на неблагородную поверхность, желтый приобретает негативное звучание и отрицательный символический смысл. Как сообщает Гете, такой желтый символизирует должников, рогоносцев и принадлежность к еврейской нации. Оранжевый. То, что сказано положительного о желтом верно и для оранжевого, но в более высокой степени.

Оранжевый энергичнее чисто желтого. Может быть, поэтому, этот цвет, по Гете, больше предпочитается французами, чем англичанами и немцами. Желто-красный. Приятное и веселое чувство, вызываемое оранжевым, вырастает до невыносимо-мощного в ярком желто-красном. Активная сторона в этом цвете достигает своей высшей энергии. В результате этого, как считает Гете, энергичные, здоровые, суровые люди особенно радуются предпочитают эту краску. Этот цвет привлекает дикарей и детей. Вызывает чувство потрясения.

Синий. Как цвет это - энергия однако он стоит на отрицательной стороне и в своей величайшей чистоте представляет из себя как бы волнующее ничто. Гете тонко чувствует мистицизм синего и пишет о нем, как о создающем странное, невыразимое воздействие. Синий как бы влечет за собой, уходит от человека. Синий как идея темного связан с ощущением холода. Комнаты с преобладанием синего цвета кажутся просторными, но пустыми и холодными. Если смотреть на мир через синее стекло, то он предстает в печальном виде. Красно-синий сиреневый. Этот цвет вызывает ощущение беспокойства.

Цвет живой, но безрадостный. Сине-красный. Впечатление беспокойства значительно возрастает. Гете считал, что выдержать этот цвет длительное время очень трудно, если он не разбавлен. Чисто красный Гете рассматривает как гармоничное соединение полюсов желтого и синего и поэтому глаз находит в этом цвете идеальное удовлетворение. Красный кармин производит впечатление серьезности, достоинства или прелести и благоволения.

Более темный символизирует старость, а светлый - юность. Говоря о пурпуре, Гете указывает, что он - любимый цвет правителей и выражает серьезность и величие. Но если рассматривать окружающий пейзаж через пурпурное стекло, то он предстает в ужасающем виде, как в день страшного суда. Зеленый. Если желтый и синий находятся в равновесной смеси, возникает зеленый. Глаз, по выражению Гете, находит в нем действительное удовлетворение, душа отдыхает. Не хочется и нельзя идти дальше.

Воздействие отдельных цветов, вызывая определенные впечатления и состояния у человека, тем самым, в терминологии Гете, ограничивает душу, которая стремится к цельности. Здесь Гете проводит параллель между цветовой гармонией и гармонией психики. Как только глаз видит какой-нибудь цвет, то приходит в деятельное состояние. Его природе свойственно породить другой цвет, который вместе с данным содержит цельность цветового круга. Так и душа человека стремится к цельности и всеобщности.

Эти положения Гете, во многом предвосхищают результаты экспериментальных исследований С.В. Кравкова связей между цветовым восприятием и деятельностью вегетативной нервной системы ВНС человека. Гете выделяет следующие гармоничные цветовые сочетания желтый - красно-синий синий - красно-желтый пурпур - зеленый. Исходя из учения Гете о цветовой гармонии и цельности, можно сделать вывод, что психологическое воздействие, скажем, желтого цвета, требует для своего уравновешивания воздействия красно-синего фиолетового. Между гармонической цветовой парой существуют отношения взаимодополнения. Указанные шесть цветов составляют цветовой круг Гете, где гармоничные сочетания располагаются друг напротив друга по диагонали.

Кроме гармоничных цветовых сочетаний приводящих к цельности , Гете выделяет характерные и нехарактерные. Эти цветовые сочетания также вызывают определенные душевные впечатления, но в отличие от гармоничных, они не приводят к состоянию психологического равновесия.

Характерными Гете называет такие цветовые сочетания, которые составляют цвета, разделенные в цветовом круге одной краской. Желтый и синий. По выражению Гете - скудное, бледное сочетание, которому не хватает для цельности красного. Впечатление, которое оно создает, Гете называет обыденным. Сочетание желтого и пурпура также одностороннее, но веселое и великолепное. Желто-красный в сочетании с сине-красным вызывает возбуждение, впечатление яркого. Смешивание цветов характерной пары порождает цвет, находящийся в цветовом круге между ними. Нехарактерными Гете называет сочетания двух рядом расположенных цветов своего круга.

Их близость приводит к невыгодному впечатлению. Так желтый с зеленым Гете называет пошло веселым, а синий с зеленым - пошло-противным. Важную роль в формировании психологического воздействия цвета на человека Гете отводит светлотным характеристикам цветов. Активная сторона положительные цвета при сочетании с черным выигрывает в силе впечатления, а пассивная отрицательные цвета - проигрывает.

И, наоборот, при сочетании с белым, больше выигрывает пассивная сторона, становясь более веселой и жизнерадостной. Затрагивает Гете и межкультурные различия в цветовой символике и психологическом воздействии цвета. Любовь к яркому и пестрому он считает характерным для дикарей, некультурных народов и детей. У образованных людей, напротив, существует некоторое отвращение к цветам, особенно ярким. Цвет одежды Гете связывает как с характером нации, в целом, так и отдельного человека.

Живые, бойкие нации, считает Гете, больше любят усиленные цвета активной стороны. Умеренные - соломенный и красно-желтый, с которыми они носят темно-синий. Нации, стремящиеся показать свое достоинство - красный с уклонением в пассивную сторону. Молодые женщины предпочитают светлые оттенки - розовый и голубой. Старики - лиловый и темно-зеленый. Значение Учения о цвете для психологии цвета очень велико. То, что ставилось Гете в вину художественный метод, субъективизм, позволило великому немецкому поэту рассмотреть тонкие взаимосвязи между цветом и психикой человека.

Метафора светоносной души человека получила в работе Гете убедительное подтверждение. Цвет у Гете уже не символ божественных, мистических сил. Он символ самого человека, его чувств и мыслей, причем, символ не поэтический, а психологический, имеющий определенное, специфическое содержание. 7.2.