ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИЗМ В ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЯХ

ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИЗМ В ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЯХ. Потеряв свои позиции в качестве богословского символа, цвет все больше и больше обращается к человеку, как это мы видим на примере учения Гете. Не прошли мимо проблематики психологии цвета и выдающиеся философы 18-19 веков. Следует отметить то важное влияние, которое оказало на них Учение о цвете. Дидро Мои незначительные мысли о цвете считал, что, кроме прочего, колорит картины зависит и от психических свойств и состояний художника.

В 20 веке эта идея найдет свое воплощение в ряде т.н. рисуночных методов психодиагностики.

По мнению Дидро, художник сильнее, чем литератор, раскрывает себя в своих творениях. В объяснении природы цвета Гегель стоит на позициях Гете и, как его предшественник, не согласен с теорией Ньютона. Описывая впечатления производимые цветами, Гегель придает им особый символический смысл Эстетика. Цвет для Гегеля - символ определенных идей, категорий, вечных начал. Так синий выражает кротость, тишину, женское начало. Красный - мужское, господствующее, царственное начало. Зеленый - индифферентен, нейтрален.

В целом, светлые, яркие цвета идея светлого выражают активность, созидание, сопротивление, бодрость, жизненность, а темные - пассивность, уступчивость. С позиций философии идеализма рассматривают проблему цвета В. Шеллинг Философия искусства и А. Шопенгауэр О зрении и цветах. ГЛАВА 8. ДВАДЦАТЫЙ ВЕК Казалось бы, учитывая архаичный характер цветовой символики, в 20 веке трудно ожидать появления у цветов каких-либо новых символических значений. Действительно, принципиально новых смыслов мы не обнаруживаем, но звучание ряда цветов существенно меняется.

Своеобразие цветовой символики 20 века состоит также и в том, что цвет активно используется в качестве символа общественно-политических движений и явлений. Особенно это касается цветовой триады. Белый, черный и красный цвета крепко связываются в сознании нескольких поколений, прежде всего, с политической и идеологической борьбой различных классов и общественных групп. Красный как символ крови павших борцов за освобождение пролетариата, приобрел в 20 веке особенно амбивалентный характер.

Его первобытная магическая сила вырвалась на свободу в 17 году и всколыхнула населения не только огромной Российской империи, но и всего мира. Опосредованность символикой красного цвета общественно-политической жизни революционной России была настолько широкой, что этот цвет стал именем нарицательным. Пролетарский красный по своему содержанию, скорее, трагичен, чем радостен. Это подчеркивается, например, использованием кумача в ритуале похорон - т.н. феномен красных похорон. В революционной символике вместе с красным тесно соседствует и черный.

Черный - цвет знамени анархистов, кожаных курток комиссаров и сотрудников ЧК. Черный приобретает смысл революционного фанатизма готовность идти до конца, и ужаса перед репрессиями государственной власти. Черный с красным - цвета красного террора и политических репрессий в новейшей истории России. Как и в древнем мире, это цветовое сочетание оказалось трагическим символом. И, как в древности, им противостоит белый.

Пусть не в наглядно-чувственной форме, а как идея, но символика белого цвета представляет собой сердцевину белого движения. Противопоставление красного и белого символизирует гражданскую войну в России, но не только с внешней стороны, как условное обозначение противоборствующих сторон. Для человека, знакомого с цветовой символикой древнего мира, оно полно глубинного смысла. Распад этой цветовой пары, выражающей все наиболее лучшее и ценное в жизни людей, выражает собою разрушение основ, дисгармонию, наступление хаоса и сил зла черный. Цветовая триада - это не только архетип человека, как указывает Тэрнер, но и архетип человеческого общества.

Указанная особенность символики двадцатого века цвет как символ общественных процессов, верна и в отношении других цветов. На фоне подобной политизации цвета в начале 20 века контрастными выглядят размышления П. Флоренского о цветовой символике небесных знамений.

Флоренский выделяет три первоцвета, через которые София предстает людям и которые символизируют три ее ипостаси. Сине-фиолетовая София - мировая душа, духовная суть мира. Красно-розовая - образ Божий для твари, явление Бога на земле. Зелено-золотистая - ни к Богу, ни от Бога, а вокруг него. Ранее Гегель также связывал цвета с характером явлений Девы Марии людям. В качестве царицы небесной она предстает в красной мантии, а как мать - в синей. В недолгой истории психологии цвета одно из самых видных мест занимает вслед за Учением о цвете работа выдающегося русского живописца В. Кандинского О духовном в искусстве . 8.1.