Модернизм пассажи и панорамы

Модернизм пассажи и панорамы. Модерн начнет использовать стекло как ограждающую конструкцию благодаря которой образ архитектурного пространства достигался с помощью стекла как, с одной стороны, материала, ограждающего внешний мир, но одновременно прозрачного способность стекла взаимодействовать с источником естественного или искусственного света, стала едва ли не главным элементом палитры архитектора.

По большому счету, после готики развитие конструктивных приемов зависло. Конечно, функциональная организация архитектурных сооружений, их внешний облик - изменились очень сильно, порой до неузнаваемости. Появились совершенно новые типы сооружений.

Однако на развитии конструктивных приемов возведения зданий такого рода перемены сказались сравнительно мало стены из кирпича или мелкого камня с декоративной облицовкой камнем, цилиндрические и крестовые своды, купола - все это восходит к средневековым или даже римским образцам. Решающие сдвиги в этой области наметились где-то к середине ХIХ века См. Архитектура Запада 1. Мастера и течения. М 1972 Если мы говорим про стекло - мы так или иначе говорим про окно, однако окно в нашем понимании появляется довольно поздно датируют его эпохой Возрождения, когда новый тип городского дома - палаццо - именно решением фасада начинает отличается от домов средневековой застройки.

Да, усложнилась внутренняя структура дома собственно жилые помещения дополняются многочисленными служебными и парадными залами для приемов, но главное состоит в том, что стена перестает быть глухим массивом инертного материала - она получает детальную и строгую пластическую обработку, а центральным элементом становится окно, которое уже не просто выполняет роль светового проема, но становятся организующим моментом фасадного ритма. Окно появляется одновременно с рамой - оно и есть рама См. Хайдеггер М. Время картины мира Хайдеггер М. Время и бытие. М 1993 Расподобление сакрального и мирского осуществляется внутри самого изображения.

Если икона не нуждалась в раме, будучи сама по себе рамой это не менее очевидно в случае витража, то ренессансная композиция с необходимостью порождает таковую Эволюция рамы тесно связана с эволюцией живописи в целом Даниэль С. М. От средних веков к новому времени медиативная функция изображения Культура и искусство западноевропейского средневековья.

М 1981. С. 399 Растворение наблюдателя в пространстве, которое бесконечно расширяется во все стороны, так что неизменная точка зрения больше не находит в нем места, с наибольшей полнотой выражается даже не в панорамах, а в стеклянной архитектуре, которая также тесно связана со всей эстетикой прозрачности, транспарантности.

У истоков всей архитектуры из стекла и металла стоит оранжерея уже конец XVI века был отмечен популярностью зимних садов. Экзотические растения, привезенные европейскими исследователями, нуждались в специальной защите и теплицах, включая большие оранжереи. Задуманные как обычные пристройки к домам и учреждениям, их использовавшим, именно зимние сады в течение последующих двухсот пятидесяти лет дали импульс новому взлету стеклянной архитектуры. Зимний сад, который до сих пор был только служебным пространством, получил признание и вошел в большую архитектуру.

Это был второй возраст стекла. Палм Хаус, построенный в 1845 году в Кью Ричардом Тернером и Децимусом Бартоном, является одним из самых красивых в мире. Французские оранжереи также отличаются большой элегантностью например, великолепные оранжереи Сада растений Музея естественной истории, построенные в Париже Роо де Флери. Так или иначе, следующая инновация в использовании стекла в архитектуре связана с золотым веком буржуазии когда на смену картине приходит панорама, стараниями которой появляются новые типы гражданских и промышленных зданий - магазины, склады, предприятия, конторы См. Кантор К. М. Красота и польза.

Социологические вопросы материально-художественной культуры. М 1967 В. Беньямин обнаружит давнюю генеалогию, связывающую использование стекла в архитектуре и буржуазную реорганизацию общества классические варианты - П. Сантени, магазин Брюссель 1899 г. Ф. Журден, магазин Самаритен Париж 1905 г. Пленкой буржуазного парадиза оно станет еще раньше - во время превращения всемирных выставок в гигантские коммерческие аттракционы которые были изначально символами утопического прогрессизма и с которыми связано первое широкое использование стекла в архитектуре - в 1851 году построенный английским архитектором Хрустальный Дворец для международной выставки его, собственно, и открывает. Обвальное увеличение магазинов потребовало больших прозрачных витрин в первых этажах, что заставило искать такие конструктивные решения, при которых поверхность окна увеличивается за счет уменьшения простенков.

Меняется и технологическая ситуация появляется металлический, а затем и железобетонный каркас, которые резко уменьшают рабочее сечение опор несущей конструкции и в конечном счете позволяют совсем отделить ее от стены.

Основные вехи эволюции стены на пути к свободному фасаду таковы Данные приводятся по книге Гутнов А. Мир архитектуры. М 1985. С. 66 - 68. 1848 год. Американец Джеймс Богард изобретает каркас, заменяя кирпичную кладку, несущую межэтажные перекрытия, металлическими опорами.

Это позволяет ему резко увеличить поверхность остекления. Железные колонны и арки фасада выполнены в стиле венецианского Возрождения. К 70-м годам ХIХ века металлическая каркасная конструкция такого типа получает широкое распространение в американской практике строительства универмагов, складов и конторских зданий. 1871 - 1872 годы. Француз Жюль Сонье возводит неподалеку от Парижа здание шоколадной фабрики с каркасной металлической конструкцией.

Кирпичная кладка наружных стен не несет конструктивной нагрузки и служит только заполнением каркаса. Это позволило получить на всю высоту здания совершенно плоскую, гладкую стену, не перегруженную, как это было принято, архитектурной декорацией. 1883 год. В Чикаго Уильям ле Барои Дженни проектирует и строит первый в истории небоскреб - 10-этажное здание страховой компании. Металлический каркас позволил довести проемы до максимальных для того времени размеров.

Однако действительно эпохальным сооружением стал Хрустальный дворец, возведенный в Лондоне в 1851 году. Его возведение в лондонском Гайд-парке в 1851 году Хрустального дворца разрушенного пожаром в 1936 действительно стало событием. Идея этого сооружения, принимавшего международную выставку 1851 года, родилась в уме Джозефа Пэкстона после его посещения оранжереи Сада растений. Шедевр Тернера, созданный садовником, инженером и промышленником без вмешательства архитектора и признанный Конрадом Вахсманом, великим инженером ХХ века, как первое здание в стиле модерн, сочетал многочисленные новшества как в области технологии и производства, так и в концепции пространства.

Некоторые данные кажется уместным привести общая площадь - 71 885 квадратных метров, длина фасада - 564 метра, высота - около 20 метров, толщина стен - 20,3 сантиметра. Здание было выстроено в качестве выставочного павильона.

Рекордные по тем временам сроки строительства объясняются тем, что были использованы сборные элементы стандартных размеров - чугунные секции, деревянные арки и др. они были изготовлены заранее в необходимом количестве, так что непосредственно на стройплощадке оставалось просто смонтировать их. Это был первый крупномасштабный опыт сборного домостроения. Как мы уже сказали, создателем Хрустального дворца был английский садовод и архитектор Джозеф Пэкстон, который, имея опыт в строительстве оранжерей, вводит в конструкцию сооружений металл и стекло, увеличив оконные переплеты до невиданно больших размеров.

Примеры применения металлических конструкций и покрытий со стеклянным заполнением уже были известны к тому времени. Но чтобы весь фасад столь крупного общественного здания был стеклянным - такое было впервые. Этот прием на несколько десятилетий опередил свое время, открыв новую страницу не только в строительстве, но и в архитектуре. Хрустальный дворец стал символом триумфа промышленной революции, но сама эта промышленность тогда, в эпоху железной дороги, нуждалась больше в вокзалах, галереях галерея Виктора-Эммануила II в Милане, построенная между 1865 и 1867 гг. и рынках.

Эти сооружения не имели аналогов в истории и превосходили воображение европейских архитекторов, давая возможность инженерам продемонстрировать свои способности. В Соединенных Штатах ситуация была иной. В Чикаго в ходе реконструкции после большого пожара 1871 года появились небоскребы со стальным или чугунным каркасом и стеклянным фасадом.

Такие здания, как Гэйдж Билдинг, построенный в 1898 году фасады проектировал Луис Салливен, который ввел в обиход понятие сосед по лестничной площадке, были практически немыслимы для академичных европейских архитекторов, несмотря на то, что такие сооружения, как Гарднерс Стор архитектора Джона Баирда, построенный в Глазго в 1855-1856 гг. и л Ориель Чемберс Петера Эллиса, построенный в Ливерпуле в 1864-1865 гг были тому отчетливыми предвестниками.

Эти здания использовали потенциал листового стекла полученного в процессе отливки на столе, изобретенного во Франции в 1687 году. Этот метод положил начало серьезной промышленности, а в 1693 году Кольбер учредит Королевскую зеркальную мануфактуру во дворце Сен-Гобен в Пикардии. Металл начинает появляться на стройке с конца ХVIII века. Сначала довольно робко - речь идет о чугунных опорах и балках в сооружениях промышленного назначения. В 1786 году во Франции строится первая крыша с применением стропил из кованого железа. В 1811 году при перестройке здания Хлебного рынка в Париже возводится металлический купол, равный по размеру куполу собора св. Петра в Риме. Однако широкое применение металлических конструкций сдерживается их дороговизной в условиях их полукустарного производства.

С развитием железных дорог появляется потребность в большепролетных конструкциях, где преимущества металла перед кирпичом и камнем становятся решающими. Начиная с 1816 года, когда был построен первый железный мост через Темзу, металлические мостовые фермы получают все большее распространение.

Для их изготовления используется прокатный металл, который начинает находить разнообразное применение в строительстве, особенно для перекрытий больших пролетов. Металл хорошо сочетается с прозрачным стеклянным заполнением, которое дает много света, так необходимого при больших размерах перекрываемых помещений, и в то же время подчеркивает изящество конструкции. Еще в 1829 - 1830 годах в Париже строится Орлеанская галерея, ставшая впоследствии образцом для многочисленных стеклянных крыш, подобных тем, которые можно видеть в Московском ГУМе или Петровском пассаже.

Хрустальный дворец Пэкстона придает новый масштаб этим поискам, перенося их на почву строительства крупных сооружений - преимущественно выставочных зданий и многочисленных железнодорожных вокзалов. Так называемые Галереи машин на парижских международных выставках 1855, 1867, 1878 и, наконец, 1889 года демонстрируют увеличение пролета металлической конструкции почти в два раза с 57,9 до 115 метров за 35 лет. Характерно, что сначала металлические фермы покрытия устанавливаются на металлических колоннах.

Однако уже в 1868 году на строительстве лондонского вокзала Сент-Панкрас пролетное строение в 73 метра происходит важное усовершенствование. Дугообразные металлические балки покрытия изгибаются, доходя до самого низа. Основой всей конструкции становится цельная рама металлического каркаса.

Тот же принцип воспроизводится в галерее машин 1878 а затем и 1889 года. Наглядное представление об архитектуре такого типа можно получить, побывав на перроне Киевского вокзала в Москве. Ажурная вязь очертаний и богатая деталировка устремленного ввысь покрытия вызывает ассоциации с готикой Кстати, и современные небоскребы есть всецело порождения каркаса - вообще говоря, готического изобретения готика растет из двух архитектурных новаций - нервюр и выноса бокового распора несущая рабочая часть конструкции - нервюры сводов, внутренние опоры, контрфорсы и аркбутаны - полностью отделяются от заполнения - распалубок сводов, проемов наружных стен. См. Всеобщая история архитектуры в 12 т. т. 4. Л М 1966 Динамическая мощь и ясность инженерного замысла принадлежат новому времени.

Приблизительно в то же время металлический каркас получает распространение в промышленном строительстве. Колонным и балки, которые раньше были лишь металлическим обрамлением для каменных и кирпичных стен, становятся единой, конструктивно связанной системой. Наружные стены не являются больше несущими элементами - они превращаются в заполнение каркаса.

На Парижской выставке 1867 года впервые демонстрируются жилые дома с рамной металлической конструкцией и стенами из пустотелого кирпича толщиной всего 12,7 сантиметра. В США первая каркасная металлическая конструкция появилась еще ранее - в 1848 году. Так металл побеждает камень по всем позициям. И в конструкции сводчатых покрытий, где удается менее чем за полвека в несколько раз превзойти размеры пролетов, считавшиеся рекордными еще со времен античного Рима. С в стоечно-балочной конструкции, где открываются фантастические перспективы для многоэтажного строительства.

В 1889 году, словно подводя итог этому победному шествию металлической конструкции и символизируя ее значение для наступающего ХХ века, в Париже строится Эйфелева башня. Уникальная по сложности монтажа стальная конструкция выведена до рекордной отметки - 312,6 метра пирамида Хеопса - 148 метров, колокольня Кёльнского собора - 157 метров См. Гидион З. Архитектура железа и железобетона во Франции.

М 1937 В России как всегда - с некоторым отставанием эта архитектурная ориентация на стекло и металл также была реализована, например, в перестройке главного почтамта, которая отражает преобразование представлений о пространственной среде в течении столетия. Почтамт, построенный Львовым, имел открытый внутренний двор для конных почтовых экипажей.

В начале ХIХ века часть двора была перекрыта кровлей на деревянных формах. При реконструкции 1903 года застройка уплотнена, часть участка отведена под корпуса почтовых экспедиций, другая превращена в открытый светлый операционный зал. Двойное металлостеклянное перекрытие опирается на систему опор, расставленных в бывшем дворе. Классическим образцом можно также считать проекты пассажей Н. В. Васильева. Какие метаморфозы производит модернистская архитектура с культурой видения ? Уже простое рассмотрение наших отношений с архитектурой убеждает в том, что, как правило, имея с ней дело, мы оказываемся вовлеченными в акт коммуникации Эко У. Отсутствующая структура.

Введение в семиологию. СПб 1998. С. 204. отсюда возникает вопрос о тех коммуникативных эффектах, что вызывает буржуазная мания остекления. Транспарантность города приводит к странным гипнотическим эффектам самой показательной реакцией на модерную распечатку городских территорий будет символизм - и французский, и русский, сходным с психозами потери тела, исследованные Гизелой Панков.

Тотальное остекление урбанистического ландшафта заполняет субъекта образами. Современный теоретик архитектуры П. Вирильо называет это эффектом медузы, который связывает с модернистскими технологиями визуальности Смотреть на Горгону - значит переставать быть самим собой в свете ее глаз, терять свой собственный взгляд, обрекать себя на неподвижность. С появлением панорамы, а затем игры цветов и подсветок диорамы, которая, в свою очередь исчезнет в начале ХХ века, уступив место кинозалу, синдром медузы обретает всю полноту своего смысла Вирильо П. Машина зрения.

СПб 2004. С. 78 Глава 2