рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Роль стекла в русской архитектуре

Роль стекла в русской архитектуре - раздел Культура, Содержание Введение 2 Глава 1 Стекло В Русской Архитектуре От Барокко До Рома...

Содержание Введение 2 Глава 1 Стекло в русской архитектуре от барокко до романтизма. 1. Барокко воля к многообразию видимого. 2. Классицизм природа и культура под знаком ясности. 3. Модернизм пассажи и панорамы. 40 Глава 2 Стекло в новейшей русской архитектуре конструктивизм и тот-арт. 1. Чертеж мира художественная политика конструктивизма. 50 2. 2. За историей ландшафты культуры Два . 65 Заключение 80 Библиография 91 Приложение 98 Приложение 102 Приложение 105 Введение Интерес к культуре и искусству нового и новейшего времени возник у исследователей давно и обусловлен он разными причинами, главную из которых следует считать попытку написания истории настоящего М. Фуко , понятой как анализ и критика тех мыслительных и культурных предпосылок, из которых исходит современный тип опыта и практики в частности, эстетического опыта и художественной практики . Их рассматривают уже не как самотождественный и равный себе объект, но проецируя на исторические условия конституирования - как феномен, порожденный различными дискурсами и практиками Табачникова С. Мишель Фуко историк настоящего Фуко М. Воля к истине.

По ту сторону знания, власти и сексуальности. М 1996. С. 424 В этом отношении требование историзации опыта выражается в открытии собственно исторического времени и, следовательно, в отказе от его натуралистских редукций понимание истории и понимание современности относительно друг друга образуют констелляцию в духе картин Эшера. Речь, таким образом, идет о выделении исторического априори современности Ср. Априори не может избежать историчности оно не стоит над событиями и в неподвижном небе как вневременная структура оно определяется как совокупность правил, характеризующих дискурсивную практику. Фуко М. Археология знания.

Киев, 1996. С. 128 организованной системы культурного бессознательного, грезой которого и является искусство эпохи в такой перспективе композиционно равное сновидческим манифестациям индивидуального бессознательного. Историк искусства находит себя в достаточно поляризованном поле наличие множества самых разнообразных точек зрения по основным проблемам - периодизации и типология культуры нового и новейшего времени, характеру и функциям культурных универсалий социальное пространство время, отношения к труду и смерти, специфика социальной памяти и т. д. Понятие культурной универсалии было детально обосновано А. Я. Гуревичем - пусть и применительно к иному культурно-историческому содержанию См. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М 1972, С. 5-26 роли экономических факторов в общей культурной динамике, соотношению элитарной и народной культур, сущности новоевропейского искусства Которая на самом деле далека от очевидности - и, надеемся, у нас будет возможность это показать.

В качестве дискурсов, проблематизирующих мнимую самоданность новоевропейского искусства, уже сейчас можно указать на институциональную теорию Дж. Дики, Т. Бинкли, культурную археологию автора М. Фуко, социологию символического капитала П. Бурдье, историко-эстетический проект Т. Адорно и т. д. и т. д нам, по выражению М. Бахтина, не дана, а задана, что принуждает исследователя, обернувшегося к теме, определить насколько это вообще возможно характер собственной теоретической позиции.

Исследования, посвященные искусству, далеко не всегда отвечают критериям системности и комплексности, а между тем, проникновение в существо творческого усилия и специфичность его результата возможно только при соблюдении вышеупомянутых условий.

Нового и новейшего времени это касается не в меньшей степени, чем, скажем, архаики или искусства средневековья эстетические и мировоззренческие принципы, которыми руководствуется художник, могут быть восстановлены только с учетом всей их полифункциональности и структурной соотнесенности с многообразием культурных гештальтов и стремление рассматривать отдельные явления искусства на фоне широкого исторического контекста стало преобладающим во второй половине ХХ века как в зарубежной, так и в отечественной историографии Применительно, соответственно, к литературе, живописи и кинематографу можно указать на работы 1 Ауэрбах Э. Мимесис.

Изображение действительности в западноевропейской литературе.

М СПб 2000 Дамиш Ю. Теория облака.

Набросок истории живописи.

СПб 2003 Ямпольский М. Память Тиресия. Интертекстуальность и кинематограф. М 1993. Образцовой в этом отношении можно считать также книгу В. Паперного Культура два, посвященную мутации архитектурного авангарда и становлению сталинского архитектурного канона. В методологическом отношении мы на эту работу ориентировались где-то в большей, где-то в меньшей степени. Сам автор пишет в предисловии, что формально эта работа носит искусствоведческий характер, поскольку основным объектом анализа служит архитектура, но при этом архитектура здесь в значительно большей степени растворена в культуре, чем это было принято, скажем, в венской школе искусствоведения.

Мы будем исходить из предположения, что изменения, происходящие в архитектуре, и изменения, происходящие в других искусствах, в экономике, в образе жизни, в типах социальной организации, в газетной лексике и т. п подчиняются некоторым общим закономерностям Паперный В. Культура Два. М 1996. С. 17 Происходящая на протяжении ХХ века смена культурной, эстетической, художественной парадигм мобилизовала ряд новых подходов психоисторию, микроисторию, рецептивную эстетику, археологию знания и археологию власти, общую теорию архива, семиотику вторичных моделирующих систем и др в значительной мере травматичных для традиционной эстетики и истории искусства.

Одной из плодотворных стратегий терапии является перекрестный взгляд на сложившуюся теоретическую коллизию разных дисциплин, прежде всего культурологии, а также теоретического и исторического искусствознания, что позволяет лучше понять генезис художественных традиций и их контекстуальные панорамы, а также обновить понятийный аппарат и концептуальный горизонт исторического и теоретического дискурсов об искусстве.

Ориентация на теоретический аппарат неклассической истории искусства предопределила выбор авторов, объединяет которых попытка написания истории искусства в контексте истории культуры как материальной, так и духовной. Это историки искусства в строгом более или менее смысле - Ж. Базен, О. Бенеш, Э. Панофски, Ф. Серс, У. Эко философствующие эссеисты - Ю. Дамиш, Ж. Диди-Юберман авторы, атрибуция которых затруднена - В. Беньямин искусствовед и критик , Ж. Бодрийяр фотограф и социолог , П. Вирильо писатель и архитектор , М. Фуко философ и историк. Отечественные авторы кавычки здесь поставлены потому, что большинство из них в настоящее время живет за пределами России представлены именами М. Берга, Б. Гройса, Е. Дёготь, В. Паперного, М. Ямпольского.

Методологической основой исследования являются междисциплинарный и историко-проблемный подходы.

Первый - сочетающий в себе культурологический, психологический, теоретико-эстетический, историко- и теоретико-искусствоведческий ракурсы рассмотрения, позволяет выявить богатую содержательно-смысловую палитру исследуемого явления.

Второй - дает возможность конкретизации теоретического анализа культуры восприятия через установление при эстетическом анализе феноменов художественной культуры соответствия характера зрительных образов, стратегий использования стекла в архитектуре и понятийного аппарата при их трактовке. Флаконы, найденные в египетских гробницах, остекления богатых римских домов, витражи готических соборов, оранжереи дворцов начиная с эпохи Возрождения и до XIX века, здания из металла и стекла, облицовки современных зданий, залитое внутрь гончарных изделий, дутое, отлитое на столе, вертикально-тянутое, изготовленное флоат-способом на расплаве олова - таков путь стекла в истории людей и их архитектурных творений, однако если суть техники не есть нечто техническое М. Хайдеггер, то тем более путь этот невозможно рассматривать вне и по ту сторону того социально-культурного контекста, который вызвал если и не акт инновации, то во всяком случае - факт его архитектурной рецепции. Таким образом, цель настоящей работы заключается в реконструкции исторически-изменчивых визуальных форм, в которых исполняется опыт видимого, и рассмотрение в этом контексте смены технологий использования стекла в архитектуре.

Другими словами, проблема состояла в том, чтобы увязать друг с другом смену эстетических и технологических парадигм первому, впрочем, было отдано предпочтение. Такого рода системный подход Ср. Завершая наш типологический анализ структур, следует выделить последний, сверхсложный тип структуры - суперструктуру, интегрирующую идеальные и материальные структуры.

Речь идет о строении таких систем, которые синтетические объединяют вещественно-телесные и духовные концептуально-знаковые подсистемы.

Таков прежде всего сам человек Каган М. С. Система и структура Каган М. С. Системный подход и гуманитарное знание. Л 1991. с. 45 . позволяет синтезировать исторические обломки в художественный язык эпохи, под которым понимается живая совокупность средств чувственно-понятийного освоения действительности в этом отношении, манифестированный в архитектуре и даже ее конкретном регионе художественный язык нового и новейшего времени может и должен быть спроецирован не только на смежные художественные территории например, на изобразительное, пластическое или декоративно-прикладное искусство, но также и на иные символические ландшафты - религиозные представления, политические идеологии, философские дискурсы. В типологии символов - совпадающей по своему объему и мощности с типологией культурного бытия, бесперспективно чересчур жестко придерживаться какой-то единой институционально-дисциплинарной прописки, коль скоро символы объединяют собой мир науки, искусства, повседневного существования и смыслополагания.

Цель работы предопределила решение следующих основных задач 1 выявить и охарактеризовать те мутации, которое на протяжении трехсот лет претерпело русское искусство барокко - классицизм, классицизм - модернизм, модернизм - конструктивизм, конструктивизм - неоклассицизм 2 проследить исторические априори визуальности которые, на наш взгляд, предопределят технологические инвестиции стекла в архитектуру, раскрыть ее основные принципы и особенности 3 поместить перцептивные и технологические мутации в контекст политической истории, в которой они раскрываются как проекты власти непосредственно выраженные в градостроительных проектах. Если бытие человека символично, то задачей историка - и тем более историка искусства - является попытка чтения этих символов работа с прорастанием сквозь историю искусства истории культуры дает возможность говорить о неопредмеченных формах жизненного мира - ценностях, представлениях, верованиях, практиках.

Реконструкция мировоззрений О мировоззрении говорится в том смысле, в каком его понимает В. Дильтей, для которого задача фундаментальной культурологии а именно так можно обозначить его генеральную линию состояла в ревизии исторического разума, которая заключалась в переопределении с помощью онтологизированного переживания конститутивных черт историчности, замкнутой отныне на культурно-исторический тип - коллективный творческий субъект, воззрение которого на мир Weltanschauung и пытаются восстановить См. Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и реформации.

М Иерусалим, 2000 . Мировоззрения культурно-исторических типов преходящи смертны, согласно Шпенгеру, не только отдельные творения, но и сами искусства - настанет день, когда перестанет существовать последний портрет Рембрандта и последний такт моцартовской музыки - хотя раскрашенный холст и нотный лист, возможно, и останутся так как исчезнет последний глаз и последнее ухо, которым был доступен язык их форм Преходящи даже звездные миры, которые являлись астрономам с Нила и Евфрата как миры для глаза, ибо наш - столь же преходящий - глаз совсем иной. Шпенглер О. Закат Европы.

Т. 1. Гештальт и действительность. М 1993. С. 329. есть не в последнюю очередь реконструкция мира воображаемого, то есть реконструкция а образной системы искусства нового и новейшего времени для первого - упирающейся в мифологию прозрачности, для второго - конструктивно манипулирующей социальным телом, б способов ее рецепции адресатами.

Итак при всей необходимости имманентного анализа произведения искусства необходимость эта наиболее последовательно была обоснована Г. Вёльфлином, обращаться к которому мы, конечно, будем - и не раз, более продуктивным кажется рассмотрение эстетической функции в ее проекции на исторически-изменчивое многообразие жизненных миров - социально-экономических, политических, научных, религиозных Так, например, готический стиль проявился далеко не в одной архитектуре, но захватил всю совокупность искусств, от пластики и живописи - до дизайна шрифтов См. Мисонжников Б. Я. Феноменология текста.

Соотношение содержательных и формальных структур печатного издания.

СПб 2001 и театральных представлений См. Даркевич В. П. Народная культура средневековья.

М Наука , 1988 отдельные исследователи говорят даже о готической физике парижский номинализм и готической философии См. Панофски Э. Готическая архитектура и схоластика Богословие в культуре Средневековья.

Киев, 1992 . Также и новоевропейская политическая теология имеет архитектонически-пространственный образ, наиболее последовательно воплощенный, с одной стороны, в Версале См. Ямпольский М. Физиология символического. Кн. 1 Возвращение Левиафана. Политическая теология, репрезентация власти и конец Старого режима.

М 2004 , а с другой - в Паноптиконе Иеремии Бентама См. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М 1999 Именно попытки реконструкции картины мира в ее целостности привели к такому обилию исторических и общекультурологических отступлений, без которых, однако, замысел исследования рисковал остаться просто непонятным. На наш взгляд, при обращении к эпохам прошлого историк искусства обречен на то, чтобы отрефлектировать способ бытия историчности, его определенность то есть неповторимую культурную физиономию и возможность нашего описания этой определенности - физиологии символического. Глава 1

Стекло в русской архитектуре от барокко до романтизма

Другими словами, она есть проблематизация предоставления. Каждое окно состояло из серии фигурных композиций, заключенных в медал... А. Подобный переход, когда витражный свет стал наравне с архитектурой уча... Переход от романики к готике во французском искусстве Эпохальные рубеж...

Барокко воля к многообразию видимого

Это внутренняя барочная интуиция она присуща барочному мирочувствию из... По отношению к складкам, каковые она способна образовать, материя стан... Соч. Ямпольский М. .

Классицизм природа и культура под знаком ясности

Эти приемы, свойственные высокому русскому классицизму, поддержит Росс... Существенно, впрочем, другое исчезает установка на плюральность видимо... М Л 1959. Это - наблюдение, паноптизм. В свое время М. Дефо, но само по себе это ничего не меняло и лишь потом, вкупе с други...

Модернизм пассажи и панорамы

Появились совершенно новые типы сооружений. Однако на развитии констру... Железные колонны и арки фасада выполнены в стиле венецианского Возрожд... 1871 - 1872 годы. См. Транспарантность города приводит к странным гипнотическим эффектам сам...

Стекло в новейшей русской архитектуре конструктивизм и тот-арт

Стекло в новейшей русской архитектуре конструктивизм и тот-арт . 2. 1.

Чертеж мира художественная политика конструктивизма

Раушенбах Б. Пространственные построения в живописи. М 1980. Субъективная реальность и относительно объективная реальность вот все ... П. О платонизме в теории искусства и его фактической истории см.

За историей ландшафты культуры Два

В предисловии к книге Вяч. С. Например, работа над историей создания метрополитена ведется одновреме... С. Сколь многочисленны были те, кто не имел ничего или мало и с легкостью...

Заключение

Заключение Современность характеризуется существенной несамоданностью - для своей идентификации она принуждена либо узнавать себя в историческом прошлом функция социальной памяти, либо проектировать себя в будущее функция социального воображения. Их рассмотрение мы можем здесь только наметить.

Технологический компонент перспектив использования стекла в архитектуре, конечно, весьма существен.

Задача поиска путей идеального решения проблемы совмещения минимального потребления энергии и минимальных капиталовложений с требованиями охраны окружающей среды - примерно таков контекст поиска, на который ориентирована современная архитектура, связывающая его с двумя родами нововведений - совершенным остеклением и интеллектуальными фасадами. Проект совершенного остекления нацеленный на использование для обеспечения энергетических потребностей здания восстановимых природных ресурсов, таких как энергия солнечного света и ветра или же тепло почвы, зданий динамически восприимчивых к постоянно меняющимся климатическим условиям, связанный с энергетическим кризисом 70-х когда энергоемкие установки для обогрева или кондиционирования воздуха, поддерживающие постоянные температурные условия внутри помещения вне зависимости от времени года или месторасположения оказались нерентабельны. С интеллектуальными фасадами связано экологическая перспектива развития стекла в строительстве.

Создание интеллектуальных фасадов основывается на передовых комплексных концепциях использования энергии, которые делают возможным взаимодействие между подразделениями обслуживания фасадов, зданий и окружающей средой, что предполагает все большее усложнение дизайнерской задачи, успех которой, даже самый скромный, обуславливается целостностью планирования.

Однако существенным кажется не столько технологический, сколько средовой аспект архитектуры стекла, коль скоро архитектура - это система пространственных эффектов и тогда арифметическая сумма зданий - еще не город. Политики застройки изменчивы - часто до неузнаваемости Как историческое образование крупный современный город есть City in history, он включен в историю, которая протекает между такими полюсами, как movement движение, перемещение и settlement образование оседлых структур, между безопасностью и авантюрой, и которая показывает нам, сколь различным образом человек заселяет мир и делает его пригодным для своей жизни Вальденфельс Б. Одновременность неоднородного.

Современный порядок в зеркале большого города Вопрос в том, как в этих пространственных эффектах фигурирует стекло.

Теоретики говорят о зрелищности архитектурного пространства смена последовательного пространственного формообразования, где главную роль приобретает смена пластического восприятия Театрализованность архитектурного пространства нужно рассматривать как его зрелищность, способность постоянно или последовательно привлекать внимание, вызывать заинтересованность зрителя, приводить его в движение, эстетически и эмоционально на него воздействовать Лебедев В. В. Заметки о пространственной сущности архитектуры.

М 1993. С. 214 Другими словами как работает стекло в современном мегаполисе? Ни одно современное произведение архитектуры не обходится без стекла, и роль его отнюдь не ограничивается простым заполнением светопроемов сплошное остекление фасадов общественных зданий стало обычным архитектурным приемом.

Стилевой облик современных сооружений формирует конструктивные приемы, среди которых значительное место отведено структуре несущих элементов, выявленных на фасаде, и стеклянным плоскостям. Геометрически четкие объемы сооружений и гигантские рефлектирующие поверхности остекления характеризуют международный архитектурный стиль. Говоря о тенденциях разметки пространства, связанные непосредственно с использованием стекла в архитектуре, нужно отметить два основных момента стеклополитики современности - прозрачность и зеркальность.

Стекло в современном мегаполисе - это, прежде всего, витрина. Экран, сквозь который субъект считывает товарную психоделику позднего капитализма - здесь медиативная функция стекла, функция предъявления зрелища приходит к своему законченному воплощению аватарой это же функции будет такое далекое от архитектуры явление, как полиэтилен упаковок или телевизионный экран. Организация зрелищ есть трансисторическая прерогатива власти В этом отношении наиболее показательными являются римские технологии зрелища Римская империя вынуждена была менять технологию власти.

Огромная территория, населенная разными народами, верующими в разных богов, говорящими на разных языках уже не переживалась как отечество. Рим стал политической фикцией и должен был придумать новую технику сборки коллективного тела. Техника идентичности самопознания и солидарности воспитания государственных добродетелей граждан оказалась нереализуемой в условиях огромного государства.

Взамен демократически избранной власти Рим опирался на бюрократию и управлял массами при помощи зрелищ Марков Б. В. Трансцендентальная феноменология с телекоммуникативной точки зрения Я. И Мы. СПб 2002. С. 314 и дицсиплинарно-зрелищный компонент архитектуры в разговоре о стекле невозможно редуцировать - коль скоро оно медиум, предоставляющий объект. Что видел сквозь витражный рефрактор человек Средневековья? Свет Бога. Что видел сквозь монохром человек Нового времени? Мировую машину на сцене представления.

Что он видит теперь? Товарный гламур, объективированный потребительский фантазм Город перестал быть политико-индустриальным полигоном, каким он был в девятнадцатом веке, теперь это полигон знаков, массовой информации, кода Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М 2000. С. 157 Если раньше город был преимущественным местом производства и реализации товаров, местом промышленной концентрации и эксплуатации, то сегодня он является преимущественным местом исполнения в том смысле, в каком исполняется ария - но и в том смысле, в каком исполняется приговор знаков.

Вторая стратегическая установка - это зеркальная облицовка административных доменов капитала банков например, зеркальный интерьер центрального Сбербанка на ул. Фурштадской и госучреждений На эту поверхность субъект наталкивается. Он растерянно встречает собственный образ - а по ту сторону амальгам идут молчаливые игры власти. Здесь перспективу развития стеклоиндустрии можно видеть в сторону противоударности не случайно во всем мире растет производство и применение в строительстве так называемого безопасного или ламинированного стекла конструкции, которая состоит из двух или более стеклянных листов, связанных с промежуточным слоем поливинилбутилата, спавленных вместе под давлением при высокой температуре. Достоинством ударостойких стекол помимо их утилитарной функции проектировщики считают сопоставимость коэффициента преломления ламинированного стекла с обычным - то есть их сопоставимость в плане прозрачности.

Наиболее ценными свойствами ламинированного стекла считается его ударостойкость, безосколочность и способность удерживать осколки на эластичной прокладке при разрушении. Однако какова область применения применения ламинированного помимо сфер, где оно технологически необходимо например, в транспортной или военной промышленности ? Тип ламинированного стекла, на котором останавливается архитектор зависит от функций ему придаваемых - в проектировании административных и финансовых зданий основной функцией использования ламинированного стекла становится защита от вандализм, несанкционированных проникновений и применения огнестрельного оружия - дисциплинарный его аспект оказывается таким образом доминирующим.

Дело идет о постановке системы дистанций чтобы прочувствовать этот архитектурный тренд, лучше, может быть, читать киберпанков или ситуационистов, чем академические исследования.

Традиционно используется стекло, предполагающее минимальный уровень защиты - то есть защиты против воздействий, не имеющих цель разбить стекло.

В этом случае используют ламинированное стекло, состоящее из двух стекол и одного промежуточного слоя, что применяется обычно на балконах, лестничных ограждениях, крышах, при остеклении межоконных пространствах и дверей, в школах и спортивных центрах, при оконном остеклении в районах с ветрами повышенной силы. В странах Западной Европы практически все телефонные кабины, акустически панели вдоль шоссе и железных дорог, рекламные щиты и автобусные остановки выполнены из подобного вида стекла.

Но для нас интереснее следующая категория противоударного стекла, функция которого - защита от вандализма, то есть от преднамеренного воздействия. Прочность этого стекла повышена за счет повышенного количества и толщины листов, а также промежуточных слоев - этот вид стекла специально разработан для применения в витринах магазинов просим заметить, в зданиях вокзалов, аэропортов, судов, министерств, посольств - короче, все административные домены капитала ограждают себя антивандальным стеклом.

Ламинированное стекло против проникновений часто снабжается сигнальным устройством статистически наиболее частое использование - банки, особенно те, куда открыт доступ посетителей магазины ювелирных изделий, огнестрельного оружия музеи компьютерные центры посольства министерства, полицейские участки здания судов. Причем сигнализация также невидима - она вмонтирована в наполнитель электрическая сеть в виде сверхтонкой проволоки - около 0,1 см. Дисциплинарное администрирование сетевое общество контроля становится коэкстенсивным среде.

Экранирующая и дисциплинарная функция стекла, таким образом, прячется за прозрачностью так было когда-то с панорамными обоями - эти странные интерьеры создавали иллюзию открытости на окружающий мир, хотя в действительности панорамы природы служили отделению интерьера от окружающей жилище урбанстической действительности - они в этом смысле выполняли функцию, аналогичную описанной Фрейдом функции цензуры визуальность приближена к нулевой степени - мы не считываем его ограждающую функцию которая, однако, реально блокирует возможность телесной инвестиции. Стекло, которое в современных мегаполисах обеспечивает отчуждение, симулирует те функции, которыми его наделяли конструктивисты - как полностью демократический, снимающий отчуждение материал, как условие общения и социальной открытости В современной интерьерной стилистике к авангарду восходит минимализм или, скажем, хай-тек - это ничего не меняет по содержанию, и современная система вещей остается по сути бидермаером. они обманулись, как спустя тридцать лет обманулись теоретики медиадемократии. Сохраняя форму, постмодерн изнутри подменил идеологию высокого авангарда Да еще и оформил это дискурсивно.

См. Краус Р. Подлинность авангарда и другие модернистские мифы. М 2003. Это - мир соглядатайства, мир, в котором изначально рассогласован строй визуальных образов и строй моторных проектов, мир, в котором я вижу, но не могу, пытается купировать прямое действие подлинно демократического искусства - хеппенинг или травматический боди-арт См. Савчук В. Ликвидные акции искусства Художественный журнал. Апрель 2001 И когда Штокхаузен назовет атаку террористов на здания Всемирного торгового центра совершенным произведением искусства - он будет по-своему прав. Если действительно смысл архитектуры в том, чтобы освобождать.

Таким образом, в нашем обществе спектакля В корне спектакля - древнейшая общественная специализация, специализация власти.

Таким образом, спектакль является специализированным родом деятельности, заключающейся в том, чтобы говорить от имени других.

Это дипломатическое представительство иерархического общества перед самим собой, откуда устраняется всякое иное слово Дебор Г. Общество спектакля. М 2000. С. 28 . использование стекла выполняет поистине дисциплинарную и отчуждающую функцию - в этом она совпадает с проектом паноптикона Иеремии Бентама, основная цель которого - привести заключенного в состояние сознаваемой и постоянной видимости, которая обеспечивает автоматическое функционирование власти.

Устроить таким образом, чтобы надзор был постоянным в своих результатах, даже если он осуществляется с перерывами, чтобы совершенство власти делало необязательным ее действительное отправление и чтобы архитектурный аппарат паноптикона был машиной, создающей и поддерживающей отношение власти независимо от человека, который ее отправляет Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы.

М 1999. С. 294 Современная архитектура дважды дурачит субъекта в первый раз он зачарован видимым товарная психоделика витрин, второй раз, напротив фрустрирован иновидимостью власти зеркальная противоударность административных комплексов. Каждая практика и каждый миг социальной жизни должны быть отнесены посредством разнообразных кодов и дистрибуций к определенному пространству и времени.

Стекло, которое защищает от проникновения в помещения посторонних лиц в действительности защищает от бесконтрольных социально-коммуникативных смешений - то есть выполняет функцию сегрегации, функцию производства социальных гетто на периферии или в центре городов. В этом отношении современный город и доминиующая в нем индустрия стекла есть не что иное, как гигантский сортировочно-концентрационный лагерь Ж. Бодрийяр. Среда - это всегда определенный миф. О мифологии и пространственной политике света хорошо пишет А. Лосев в Диалектике мифа. При всем его ригоризме При электрическом свете нельзя молиться Богу. При нем можно только подписывать вексель важно то, что феноменальность света невозможно редуцировать, например, к длине волны, что он переживается и, следовательно, несет то или иное антропологическое содержание.

Сегодня мы находимся на пороге очередной революции в территориальных политиках города. Новые материалы, такие, как умные стекла, показатели которых можно менять, просто нажимая на выключатель например, стекло по желанию может быть как прозрачным, так и непроницаемым для глаз, изолирующие материалы с коэффициентом теплопроводности К, близким к 0, и более прочные огнеупорные материалы, захватывают каталоги.

Все, что мы можем об этом сказать, так это лишь то, что трудно вообразить себе плоды многофункциональной стены во всем их социальном потенциале. Импрессионисты еще вводили в свой урбанизм природный компонент - среда преломляла восприятие объекта и это преломление, собственно, и осознавалось как задача показа.

Дикий авангард эту среду конструировал - и демонстрировал элементарны частицы этого конструктора. Теперь городская среда исполняется как медийный галлюциноз - на уровне восприятия, как система селекции и сегрегации - на уровне социальной политики постмодернизм играет с композиционным беспределом, в этом смысле напоминая город Бохеса, построенный безумными богами. Говоря о современном обществе контроля , Ж. Делез сопоставляет исторические мутации дисциплинарных стратегий с внедрением новых типов машинного производства.

Тип машины не определяет тип общества, они лишь воплощают в себе социальные формы, их производящие и использующие то же самое мы можем сказать и об архитектуре общества права на смерть использовали простые машины - рычаги, тяги, часы более поздние общества биовласти оснастили себя машинами, использующими энергию, что породило пассивную опасность энтропии и активную опасность саботажа современные общества имеют дело с машинами третьего типа - компьютерами, пассивная опасность которых - зависание, а активное - пиратство и внедрение вирусов.

Современная архитектура дигитальна - язык ее переменной геометрии является сущностно цифровым. Дигитален и современный город - его география де факто размечена секторами и организована через коды доступа. Однако цифровая интеграция политкорректных сообществ оказалась во многом утопической по мере роста городских гетто, все чаще возникают ситуации, когда безупречные с чисто архитектурной точки зрения сооружения, получившие различные архитектурные награды, отвергаются, разрушаются или коренным образом реконструируются потребителем Печально известен эпизод с районом Прут-Айго в американском городе Сент-Луисе. Проект, который начал разрабатываться в 1951 году, представлял собой тридцать три 11-этаэных дома с лифтами, останавливающимися на 4, 7 и 10 этажах - на остальные этажи можно было попасть по специальным галереям, задуманным как безопасное место для игр и соседского общения.

В 1956 году понадобились дополнительно 7 млн. долларов для перестройки галерей, где преступность достигла такого уровня, что каждое возвращение жителей домой становилось своеобразным проходом сквозь строй. Лифты также пришлось переделать, чтобы они останавливались на каждом этаже.

В настоящее время некоторые из домов частично разобраны, другие полностью реконструированы. Подобных примеров можно привести много. Аналогичная судьба постигла район Фельтеверстен в Стокгольме, задуманный как средство стирания социального неравенства, а теперь старательно избегаемый жителями Стокгольма 201 среднюю школю Нью-Йорка, подвергшуюся бойкоту родителей как раз за то, за что здание получило архитектурную премию - за небольшое число окон. Предполагалось, что эта мера сократит количество разбитых стекол, родители же считали, что в замкнутой среде им будут промывать мозги Взаимосвязь архитектуры с окружающей средой.

М 1978. С. 2 Пресловутый человеческий фактор искривляет все сигналы - это как бы имманентный социальности саботаж, ведь общество живо именно дурным использованием богатств - со времен Мандевиля и его Басни о пчелах ничего не изменилось. В этом - своего рода обещание высокому искусству Считается, что высокая культура кончилась, потому что нынешняя экономика готова удовлетворить в самой жизни все те желания, которые высокая культура предлагала удовлетворить исключительно на символическом уровне.

Но если согласиться с тем, что высокая культура оперирует с бесконечным желанием - или, что то же самое, с желанием бесконечного то представление о том, что какая-либо реально существующая экономика может удовлетворить все возможные желания, немедленно обнаруживает свою утопичность.

Видимо, не за горами и то время, когда высокая культура получит новый шанс заявить о своих правах на экономику бесконечного Гройс Б. Искусство утопии. М 2003. С. 17 На основании проделанной работы мы можем сформулировать ряд выводов относительно развития стекла в архитектуре в рамках культурной истории России.

Они будут такими во-первых, писать абстрактную историю использования стекла в архитектуре бессмысленно такая постановка вопроса лишена предмета, а если мы его воображаем делая вид, что речь идет об одной и той же вещи Может быть, из другой области поможет пример Что общего между Старшей Эддой , Войной и миром и, допустим, Моллоем Беккета Да ничего. Родство свое они находят в чисто воображаемом единстве Литературы, которое есть просто эффект корпоративного единства филологов то - в лучшем случае - не ведаем, что творим во-вторых, есть основания предполагать, что на данном историческом отрезке региональная специфичность России не слишком существенна если отвлекаться от запаздывания до начала ХХ века в рецепции западных архитектурных влияний и здесь непринципиально различие теории и практики, то эволюция видения проделала ряд сходных превращений в сторону исчезновения рефлексии из сознания наблюдателя и, соответственно, в сторону его превращения в чистую бессознательную машину зрения.

Библиография

Библиография 1. Ауэрбах Э. Мимесис.

Изображение действительности в западноевропейской литературе. М СПб 2000. 2. Барт Р. Арчимбольдо. Чудовища и чудеса Метафизические исследования. СПб 2000. 3. Базен Ж. Барокко и рококо. М 2001. 4. Беньямин В. Париж - столица ХIХ столетия Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспризводимости. М 1996. 5. Берг М. Литературократия.

Стратегии присвоения и перераспределения власти в литературе. М 2003. 6. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М 2000. 7. Бурдье П. Дух государства генезис и структура бюрократического поля Поэтика и политика. Альманах российско-французского центра социологии и философии института социологии РАН. М 1999. 8. Бурдье П. Политическая онтология Мартина Хайдеггера. М 2003. 9. Вальденфельс Б. Одновременность неоднородного. Современный порядок в зеркале большого города Логос, 5. 2003. 10. Взаимосвязь архитектуры с окружающей средой.

М 1978. 11. Виппер Б. Р. Растрелли и архитектура русского барокко Русская архитектура первой половины ХVIII века. М 1954. 12. Виргинский В. С. Очерки истории науки и техники ХVI - ХIХ веков. М 1984. 13. Всеобщая история архитектуры в 12 Т. Т. 6. М 1968. 14. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. М 1959. 15. Гидион З. Архитектура железа и железобетона во Франции. М 1937. 16. Гинзбург К. Микроистория две-три вещи, которые я о ней знаю Гинзбург К. Мифы - эмблемы - приметы.

Морфология и история. М 2004. 17. Грегори Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. М 1970. 18. Гройс Б. Русский авангард по обе стороны черного квадрата Вопросы Философии, 1990, 11. 19. Гройс Б. Стиль Сталин Гройс Б. Утопия и обмен. М 1993. 20. Гройс Б. Искусство утопии. М 2003. 21. Гропиус В. Мое определение идей Баухауза Гропиус В. Границы архитектуры. М 1971. 22. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М 1972. 23. Гутнов А. Мир архитектуры.

М 1985. 24. Дамиш Ю. Теория облака. Набросок истории живописи. СПб 2003. 25. Даркевич В. П. Народная культура средневековья. М Наука , 1988. 26. Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и реформации. М Иерусалим, 2000. 27. Дебор Г. Общество спектакля. М 2000. 28. Делез Ж. Складка. Лейбниц и барокко. М 1998. 29. Деготь Е. От товара к товарищу. К эстетике нерыночного предмета Логос, 5- 6. М 2000. 30. Диди-Юберман Ж. То, что мы видим. То, что смотрит на нас. СПб 2001. 31. Дубяго Т. Б. Русские регулярные сады и парки.

Л 1963. 32. Евсина И. А. Русский город и усадьба второй половины ХVIII - начала ХIХ века в восприятии современников Евсина И. А. Архитектурная теория в России второй половины ХVIII - начала ХIХ века. М 1975. 33. Иванов Вяч. Вс. Нечет и чет. Асимметрия мозга и динамика знаковых систем Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. 1. М 1998. 34. История России. Народ и власть. СПб 1997. 35. История русской архитектуры. 2-е изд. М 1956. 36. История русского искусства в 13 т. Под общ. ред. И. Э. Грбаря, В. С. Кеменова, В. Н. Лазарева.

М 1953-1969. Т. 6 Искусство второй половины ХVIII века Архитектура Скульптура. М 1961 Т. 8, кн. 1 Русское искусство первой трети ХIХ века Архитектура Скульптура Живопись Графика. М 1963 Т. 8, кн. 2 Русское искусство второй трети ХIХ века Живопись и графика Скульптура, Архитектура Прикладное и декоративное искусство. М 1964. 37. Итон М. Искусство и неискусство Американская философия искусства. Екатеринбург, 1997. 38. Каган М. С. Система и структура Каган М. С. Системный подход и гуманитарное знание.

Л 1991. 39. Кандинский В. Точка и линия на плоскости. К анализу живописных элементов Кандинский В. Избранные труды по теории искусства в 2 т. Т. 2. М 2001. 40. Кириллов В. В. Зарождение русского регулярного градостроительства строительство Тобольска в конце ХVI до начала ХVIII века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения.

М 1966. 41. Коваленская Н. История русского искусства ХVIII века. М 1960. 42. Краус Р. Подлинность авангарда и другие модернистские мифы. М 2003. 43. Лаку-Лабарт Ф. Musica ficta. Фигуры Вагнера. СПб 1999. 44. Лебедев В. В. Заметки о пространственной сущности архитектуры. М 1993. 45. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М 1992. 46. Лейбниц Г. В. Монадология Лейбниц Г. В. Соч. в 4 т т. 1. М 1982. 47. Лотман Ю. М. Руссо и русская культура ХVIII - начала ХIХ века Лотман Ю. М. История и типология русской культуры.

СПб 2002. 48. Любимов Л. Искусство Западной Европы. М 1996. 49. Лясковская О. А. Французская готика. М 1973. 50. Малевич К. О новых системах в искусстве. Витебск, 1919. 51. Марков Б. В. Трансцендентальная феноменология с телекоммуникативной точки зрения Я. И Мы. СПб 2002. 52. Мисонжников Б. Я. Феноменология текста. Соотношение содержательных и формальных структур печатного издания. СПб 2001. 53. Модернизм. Анализ и критика основных направлений.

М 1969. 54. Мондриан П. Пластическое искусство и чистое пластическое искусство Метафизические исследования, 13. СПб 2000. 55. Москва-Петербург. Pro et Contra. 56. Нанси Ж Л Лаку-Лабарт Ф. Нацистский миф. СПб 2002. 57. Овсянников Ю. Великие зодчие Санкт-Петербурга. Трезини, Растрелли, Росси. СПб 1996. 58. Ораич Толич Д. Авангард как утопическая культура Велимир Хлебников Russian Literature L, 2001. 59. Павел Николаевич Филонов. Живопись. Графика. Из собрания Государственного Русского музея.

Л 1988. 60. Пажитнов Л. Наследие Баухауза Декоративное искусство СССР. 1962, 7-8. 61. Панофски Э. Готическая архитектура и схоластика Богословие в культуре Средневековья. Киев, 1992. 62. Панофски Э. IDEA. К истории понятия в теории искусства от античности до классицизма. СПб 1999. 63. Паперный В. Культура Два. М 1996. 64. Раушенбах Б. В. Пространственные построения в живописи. М 1980. 65. Родченко А. Опыты для будущего. Дневники. Статьи. Письма. Записки. М 1996. 66. Рожанковский В. Ф. Стекло и художник.

М 1971. 67. Розенталь Р Ратцка Х. История прикладного искусства нового времени. М 1971. 68. Руднев В. Морфология реальности. М 1996. 69. Русская архитектура первой половины ХVIII века. М 1954. 70. Савчук В. Ликвидные акции искусства Художественный журнал. Апрель 2001. 71. Сарабьянов Д Шатских А. Казимир Малевич. Живопись. Теория. М 1993. 72. Серс Ф. Тоталитаризм и авангард. М 2001. 73. Стекло эпохи модерн. М 1991. 74. Табачникова С. Мишель Фуко историк настоящего Фуко М. Воля к истине.

По ту сторону знания, власти и сексуальности. М 1996. 75. Тынянов Ю. Н. Восковая персона Тынянов Ю. Н. Соч. в 3 т. т. 1. М Л 1959. 76. Фор. Э. Дух форм. СПб 2001. 77. Фуко М. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. М 1996. 78. Фуко М. Археология знания. Киев, 1996. 79. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб 1997. 80. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М 1999. 81. Хансен-Лёве О. Русский формализм.

СПб 2001. 82. Художественное стекло. Л 1967. 83. Черняк Е. Б. Пять столетий тайной войны. Из истории секретной дипломатии и разведки. М 1991. 84. Шастель А. Искусство и гуманизм во Флоренции времен Лоренцо Великолепного. М СПб 2001. 85. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. Гештальт и действительность. М 1993. 86. Шукурова А. Н. Архитектура Запада и мир искусства ХХ века. М 1990. 87. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб 1998. 88. Ювалова Е. П. Переход от романики к готике во французском искусстве Эпохальные рубежи в истории искусства Запада.

М 1987. 89. Ямпольский М. Память Тиресия. Интертекстуальность и кинематограф. М 1993. 90. Ямпольский М. Жест палача, оратора, актера Ad marginem - 93. М 1994. 91. Ямпольский М. Демон и лабиринт. Диаграммы, деформации, мимесис. М 1996. 92. Ямпольский М. Беспамятство как исток. Читая Хармса. М 1998. 93. Ямпольский М. Физиология символического. Кн. 1 Возвращение Левиафана. Политическая теология, репрезентация власти и конец Старого режима.

М 2004. 94. Ястребова Н. А. Пространственно-тектонические основы архитектурной образности Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л 1974. Приложение 1 Описание современных зданий с интенсивным использованием стекла по материалам сайта archi. ru. Современные здания с интенсивным использованием стекла прежде всего - в системе фасадов с двойным остеклением и в так называемых климатических холлах - в целях их социологической атрибуции. Материалы по России значительно скромнее, однако не вызывает сомнений, что общая тенденция носит аналогичный характер - наиболее репрезентативно в этом отношении здание Газпрома в Москве.

Высотные здания, имеющие фасады с двойным остеклением все чаще и чаще стали строиться с 90-х годов. Пространство между двумя остеклениями выступает в качестве термической буферной зоны, которая сокращает потери тепла и обеспечивает пассивный нагрев за счет использования солнечной энергии. Когда в это пространство попадает внешний воздух, фасады с двойным остеклением способствуют естественной вентиляции высотных зданий или зданий, расположенных вблизи от оживленных автотрасс. 1. Здание главного входа Новой Торговой Ярмарки в Лейпциге.

Здесь для создания умеренного климата широко используется возобновляемый источник энергии. Это здание было построено в 1996 году архитекторами компании Фон Геркан Марг и Партнеры Von Gerkan Marg and Partners при участии компании Ян Ричи Аркитектс lan Ritchie Architects. Естественный парниковый эффект способен поддерживать приятный умеренный климат практически в течение всего года. Естественная вентиляция достигается благодаря потоку воздуха и регулируется при помощи отверстия в своде и основании стеклянного покрытия.

Южное остекление на 75 затемнено фриттой, что уменьшает перегрев в летнее время, защищая остекление от солнечного света. Дополнительный охлаждающий эффект обеспечивается наружной ирригационной системой, в которой используется очищенная дождевая вода. 2. Высотное здание цилиндрической формы штаб-квартиры компании RWE AG в Эссене, построенное архитекторами компании Ингенховен Овердик Кален и Партнеры Ingenhoven Overdiek Kahlen and Partners, имеет фасад с двойным остеклением по всей высоте этажа, который служит для естественной вентиляции офисных помещений, охлаждения здания в ночное время и максимального проникновения дневного света.

Наружное остекление выполнено из листового закаленного стекла. Внутренний фасад с изоляционным покрытием состоит из раздвижных дверей по всей высоте комнаты, которые можно открывать в целях осуществления естественной вентиляции.

На уровне каждого этажа архитекторы закрывают пространство между остеклениями при помощи конусной вентиляционной установки. В целях солнцезащиты в пространстве между остеклениями устанавливаются регулируемые подъемные жалюзи. 3. Здание штаб-квартиры Коммерцбанка в Франкфурте-на-Майне, построенное в 1991-97 гг. компанией Фостер и Партнеры, предлагает два варианта использования буферной зоны в качестве фасада с двойным остеклением и в качестве зимнего сада. 60-этажное высотное здание разделено на 4-этажные офисные секции, расположенные со смещением по спирали одна напротив другой.

Офисные помещения в каждом блоке занимают две стороны поэтажного плана, а зимний сад - третью сторону. В центре, по всей высоте здания, расположен атриум, поделенный на 12-этажные секции, соединяющие воедино три воздушных сада. Воздушные сады позволяют производить перекрестную вентиляцию здания и естественную вентиляцию офисов, выходящих на внутреннюю сторону здания.

Вентиляция офисов, выходящих на внешнюю сторону здания, происходит естественным путем через фасады с двойным остеклением. Входные и выходные отверстия для воздуха расположены в нижней и верхней частях наружного остекления, состоящего из закаленного листового стекла. Внутреннее остекление имеет изоляционное покрытие и два уровня открывания подъемных окон - снизу и сбоку. В пространстве между остеклениями установлены подъемные жалюзи, защищающие от яркого и прямого солнечного света. 4. Для здания штаб-квартиры debis в Берлине, построенного в 1991-97 гг архитекторы компании Renzo Piano Building Workshop совместно с архитектором С. Кольбекером разработали новый тип фасада с двойным остеклением, который обладает позитивными термальными свойствами фасада с двойным остеклением зимой, а также преимуществами фасада с одинарным остеклением при естественной вентиляции летом.

Наружное остекление фасада с двойным остеклением состоит из безрамных стеклянных вращающихся жалюзи.

Зимой жалюзи закрыты, и пространство между остеклениями фасада выполняет функцию воздушного буфера амортизатора воздуха. В летний период жалюзи можно повернуть, в результате чего посредством поступившего свежего воздуха произойдет естественная вентиляция пространства между остеклениями и офисных помещений. 5. Здание Центра Микроэлектроники в Дуйсбурге, построенное в 1997 году компанией Фостер и Партнеры, имеет два застекленных атриума, которые расположены между тремя 5-этажными зданиями.

Атриумы создают термическую буферную зону и делают возможной естественную вентиляцию офисов, выходящих на внутреннюю сторону здания. Воздух также может втягиваться через проходящие под землей вентиляционные трубы, при этом предварительно нагреваясь или охлаждаясь за счет тепла почвы. В летнее время воздушный поток способствует ночному охлаждению термальной массы здания. 6. Здание Учебного Центра Министерства Внутренних Дел Земли Северный Рейн-Вестфалия в Херне - Зодинген, построенное в 1992-99 гг. совместно архитекторами компаний Jourda Perraudin и Hegger Hegger Schleiff Architects and Partners, состоит из огромного застекленного холла, в котором находятся две группы выстроенных в линию зданий.

Зимой застекленный холл сокращает потери тепла в зданиях и позволяет пассивно использовать энергию солнечного света. Во избежание перегрева в летнее время в крышу встраиваются застекленные фотоэлектрические модули, используемые для затенения.

В целях естественной вентиляции и охлаждения здания в ночное время можно открывать световой люк на крыше, а также стеклянные жалюзи на фасадах. Приложение 2 Приводим образец дискурса ультралевых идеологов архитектурного авангарда, в котором недвусмысленным образом прочитывается характер отношения к прошлому эклектизму и интимизму в архитектуре, который конституирует культуру 1 . ИДЕЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ СТАРИНЫ - ЛОЗУНГ СЕГОДНЯШНЕЙ РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЫ. Эклектизм и старина.

Старина и эклектизм. Два псевдонима того же автора. Так, в том же Зодчем редактор этого журнала проф. В. С. Карпович Там же, стр. 30. следующим образом влияет на общество. Мы должны пишет он найти новые пути, создать новое зодчество, и для этого нужно вернуться к эпохе, когда создавался сам народ. Назад к прадедам Островского! И поэтому Карпович в качестве стандартного образца нового советского строительства предлагает взять северное деревянное шатровое зодчество XVI века. Идея возрождения старины должна быть принята, как основа нашего строительства в данный момент Зодчий, стр. 30. Новое градостроительство и возрождение северной деревянной архитектуры Более откровенно выразиться нельзя.

Душа зодчества перед нами нараспашку. Идея возрождения старины - вот лозунг нашей архитектуры, вот ее боевое знамя, вот ее идеология. Не нужно думать, что это относится к одному Карповичу, что дальше мы и увидим. Л. Д. Троцкий на прошлогоднем съезде металлистов с горечью говорил Наша вся культура построена на дереве и сгорает каждый год. Какая это культура ! А здесь мужиковствующий архитектор, без зазрения всякой совести, предлагает нам рубить в городах олонецкие избы. Поистине нельзя зайти дальше в полном пренебрежении реальных жизненных интересов и в своем профессорском гурманстве.

Это, положим, и понятно, ибо профессор Карпович тоже прозирает будущее Большой город, город казарм пишет он осужден навсегда. Мы переходим к интимному дому, возвращаемся опять на лоно природы и ищем забытых старых очагов наших прадедов Там же, стр. 26 Я понимаю скорбную фигуру седовласого русского интеллигента, растерявшегося среди современных житейских бурь, который стремится на лоно природы и тоскует о своем прадеде. Я понимаю это и даже с некоторым человеческим сочувствием.

Но я возмущаюсь, когда мне это преподносят с кафедры, когда со всем академическим авторитетом заявляют о наступлении эпохи интимизма. Интимизм типичнейшее умонастроение для крайне буржуазных эпох и для эпох буржуазной демократии.

Здесь не место входить в подробный разбор этого обстоятельства, которое с достаточной полнотой освещено в соответствующих социологиях эстетики и историях искусств Ср. напр. В. Гаузенштейн Искусство и О-во стр. 26. Эпохи крайне буржуазного искусства охотно изображают человека, который испытывает приятное чувство от хорошо одетого тела, в хорошо омеблированном интерьере. Живопись становится станковой, скульптура - индивидуальной пластикой. Архитектура становится интимной Сейчас я хочу сказать, что у нас эта тяга к хорошо обмеблированым interier ам, цветным кирпичикам, мореному дубу, с начищенным медными кольцами у дверей и сияющей бляхой у швейцара - у наших архитекторов получает громкое название английской идеи коттеджей. Эта же идея в другом виде затем проникает в проекты новой Москвы и на них кладет печать своего буржуазно-вегетарианского эстетизма, украшательского в худшем смысле этого слова, т.е. приспособленческого, идущего по линии наименьшего сопротивления.

Что, например, должны изображать колонны на Советской площади, оставленные от разобранной бывшей градоначальской пожарной части? Этот выкроенный бесвкусный кусок полицейского ампира, поставленного для красы, своей художественной и всякой бесцельностью заставляет вспоминать о разрушенном доме, который вероятно мог найти лучшее применение.

Он вызывает также сильнейшее подозрение и о прочих разрабатывающихся проектах новой Москвы.

Или может быть, это сделано для того, чтобы советский обелиск не остался одинок на этой площади и его не постигла ностальгия, как она постигла его парижского и луксорского собратьев по известному стихотворению Теофиля Готье? Так или иначе идея возрождения старины в нашей архитектуре за самыми редкими исключениями братья Веснины - проект Аркоса , Татлин и др. осуществляется по всему фронту. Где только возникает архитектурный конкурс, старина устремляется туда, со всей своей нерастраченной силой юной души зодчества. Это показал, напр конкурс проектов Дворца Труда, 75 проц. которых были архитектурные перепевы, а то и просто заимствования.

Нейтральные проекты Всесоюзной Сел Хоз. Выставки делались под старину. Даже какой-нибудь фасад Кузнецкого рынка в Ленинграде и то дается в мотивах итальянского средневековья.

– Конец работы –

Используемые теги: Роль, Стекла, Русской, архитектуре0.067

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Роль стекла в русской архитектуре

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Курс русской истории Лекции I—XXXII Курс русской истории – 1 КУРС РУССКОЙ ИСТОРИИ Лекции I—XXXII Василий Осипович Ключевский
Курс русской истории Лекции I XXXII... Курс русской истории...

Основные достижения русской культуры XIX века: романтизм в России; корни русского романтизма; русская национальная музыкальная школа и живопись во второй половине XIX века
Романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и бесконечному , жажду совершенства и… Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа… Интерес к национальному прошлому нередко - его идеализация, традициям фольклора и культуры своего и других народов,…

Мыслители Русского зарубежья о русской революции
И в особенности это относится к представителям гуманитарных наук - философам, историкам, политикам. Каждый из них по своему относится как к самой… Подразумевая систему во всех революциях будь то Россия или Франция, они в… Политическое несоответствие ,по его мнению, находится в парадоксе развития экономики государства, постоянно…

Русская архитектура XVIII века
На протяжении многих веков русской истории дерево оставалось основным материалом при возведении зданий и сооружений.Именно в деревянной архитектуре… Частые пожары ускорили замену дерева камнем в ответственных городских… Архитектура явление производное от конкретной функциональной необходимости, зависящее как от строительно-технических…

Русская архитектура XVIII века
На протяжении многих веков русской истории дерево оставалось основным материалом при возведении зданий и сооружений.Именно в деревянной архитектуре… Частые пожары ускорили замену дерева камнем в ответственных городских… Архитектура явление производное от конкретной функциональной необходимости, зависящее как от строительно-технических…

Русская архитектура XVIII века
На протяжении многих веков русской истории дерево оставалось основным материалом при возведении зданий и сооружений.Именно в деревянной архитектуре… Частые пожары ускорили замену дерева камнем в ответственных городских… Архитектура явление производное от конкретной функциональной необходимости, зависящее как от строительно-технических…

Русский выбор, или основополагающие идеалы русского национального сознания
Идеалы и первого, и второго ряда следует обозначить как "земные", так как они являются производными от желаний самого человека. И, наконец, идеалы,… Взаимоотношения всех этих групп идеалов на протяжении всей истории в… Чаще в реальной жизни совпадали идеалы первого и второго ряда. Гораздо реже - земные идеалы оказывались в гармонии с …

Общая характеристика Русской правды, её значение в истории русского права
До наших дней дошло более ста списков Русской правды. Все они распадаются на три основных редакции Краткая, Пространная и Сокращенная.Древнейшей… Сравнение сохранившихся редакций убеждает в том, что Права отнюдь не… По ее тексту достаточно трудно провести грань, разделяющую правовой статус правящего слоя и остальной массы…

Проблемы русской национальной школы и изучения русской математики
Отсюда - острая необходимость в национальной школе, которая в состоянии будет взращивать в мо- лодом поколении качества во все времена отличавшие… Существует две тенденции для осмысления уроков в националь- ной школе 1… Ис- тинно русские идеи и принципы предполагают иное отношение к обра- зованию, но обращать внимание на образование…

Трагическая роль русского народа в произведении А.С. Пушкина "Борис Годунов", в опере М.П. Мусоргского "Борис Годунов" и картине В.И. Сурикова "Боярыня Морозова"
Поэтому я в своей работе над этой темой взяла конкретно трагическую роль русского народа. Далее я хотела продолжить эту тему на примере оперы М.П.… Мне кажется, эта тема очень нужна в процессе преподавания МХК, и она актуальна… Она призвана не просто рассказать о событиях вызывающих у читателя и зрителя сопереживания, чувства страха, гнева,…

0.036
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам