рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Устное народное творчество

Устное народное творчество - раздел Культура, Русская культура 17 века Устное Народное Творчество. В Xvii В. Появились Первые Записи Фольклора, Доше...

Устное народное творчество. В XVII в. появились первые записи фольклора, дошедшие до нас, благодаря чему мы имеем более конкретное представление о народном творчестве того времени. Семнадцатый век с его острыми социальными конфликтами и длительной борьбой России против внешних врагов был временем значительного подъема народного творчества.

Характерно ши- рокое распространение исторических песен, проникнутых чувством глу- бокого патриотизма. Продолжали быть популярными различные былины, песни, сказки, сложенные еще в предыдущее время. Весьма интересны пословицы, записанные в особых сборниках конца XVII века. В пословицах ярко воплощалась народная оценка человеческ- их качеств и общественных отношений. Недаром многие из них дожили до наших дней, как, например баснями соловья не кормят, взялся за гуж не говори, что не дюж. Народные пословицы отразили критические отношения простых людей к церковникам и церковным обрядам из одно- го дерева икона и лопата, молебен нет, а пользы нет. Для XVII ве- ка характерна насмешка над людьми, не желающими учиться грамоте Аз, буки, веди страшат, что медведи.

В пословицах отражалось недо- верие крестьян к феодалам в боярский двор ворота шиороки, а со бвора узки, обещать - по дворянски, а слово держать по крестьянски протест против притеснений властей наказал бог народ - послал воевод, лошадь любит овес, земля - навоз, а воевода - при- воз возникающее в народе сознание своей силы холопье слово, что рогатка.

Одним из любимых героев произведений народного творчества стал вождь крестьянской войны Степан Тимофеевич Разин. Вокруг его имени уже в XVII веке стали складываться многочисленные легенды, песни сказания. Степан Разин наделялся богатырскими чертами, оказы- вался заговоренным от смерти.

Древние былины перерабатывались, и Степан Разин оказывался в одном кругу былинных героев, вместе с Илья Мурамцем. Более того, в некоторых вариантах былин Илья Мурамец ока- зывался есаулом на корабле Разина. Народные песни рисуют восстание как праздник На матушке Волге праздник - Сходись, голытьба, на праздник. Готовтесь, бояре на праздник. Очевидно, народное творчество XVII в. приобрело определенные и антицерковные тенденции. Оно стало сильнее оказывать влияние на письменную литературу.

Народное творчество явилось настоящей основой развития демократического, светского направления в литературе XVII века. Усиление влияние народного творчества на литературу имело од- ной из важных своих предпосылок значительное расширение количества грамотных людей в семнадцатом веке. Хотя масса населения крепостной страны продолжало оставаться неграмотной, тем не менее количество грамотных людей в XVII в. зна- чительно возросло, особенно в среде посадских людей. Развитие го- родской жизни, а также системы государственного управления вызвало боьшую потребность в грамотных людях.

По подсчетам А.И.Соболевского, сделанным им на основе изученных материалов, в XVII веке в России среди помещиков было 65 грамотных, купечества 96, посадских людей - около 40, крестьян - 15, стрельцов, пушкарей, казаков - 1. Мож- но предполагать, что во второй половине столетия процент грамотных в различных слоях русского общества был выше, нежели в первой полови- не. Помимо того, что грамотность была необходима для торговых и дру- гих занятий, грамотные люди могли вступить на службу в государствен- ные учреждения, приказы и тем самым освободитться от тягла.

К концу семнадцатого века в московских приказах работало 178 дьяконов и 1450 подьячих. Кроме того, в городах были еще так называемые площадные подьячие, которые за плату составляли всякие челобитные и другие документы. Грамотными были земские и церкогвные дьячки, ведшие теку- щее делопроизводство. Помимо значительно расширявшейся письменности, все большее распространение получали и рукописные книги.

Несмотряна развитие книгопечатание, рукописные книги пользовались все более возраставшим спросом. Расширялось производство книг на продажу наряду с изготов- лением книг на продажу по заказу. Расширился круг потребителей книг. Не только феодальная знать и духовенство, но и многие посадские люди хранили книги. Большое распространение получали рукописные сборники, в которых модержались различные материалы - и духлвенского, и светского содержания, отрывки из летописей, сказания.

В монастырях были срециальные хранилища книг во главе с книгодержателями. Часть книг принадлежала монахам и хранилась в кельях. Значительно возросло письменное делопроизводство государственных учреждений - московских приказов, приказных изб в городах. С 1671 г. для царя стали изготовляться рукописные Куранты - своеобразные газеты, состоящие из переводных иностранных известий. В середине века были предприняты попытки организации производст- ва бумаги в России.

В 60-70-х г.г. в Москве действовали две бумаж- ные мельницы, отданные правительством на оброк голандским предпри- нимателям. Бумаги своего производства, однако, не хватало, и в Рос- сию по-прежнему привозили бумагу из-за границы - из Франции и Гол- ландии. Кроме того, в XVII веке писали также на бересте - сохранились берестяные грамоты и даже целые книги сбора ясака в Сибири. Как и прежде, писали специально приготовленными чернилами, при- сыпая написанный текст песком для просушки.

В московские приказы во- зили песок целыми возами. Особенно ценился чистый и сухой песок с Воробьевых гор. Книги одевали в деревяные, обитые кожей доски. На коже выделы- вались различные металлические украшения. В виде украшений выполня- лись и обычно массивные застежки на книге, нередко переплеты покры- вались тканями - бархатом, атласом. Искусство изготовления рукопис- ных книг в XVII веке достигло наивысшего расцвета. Большим совершенством отмечена книжная миниатюра семнадцатого века. Так называемый растительный травный орнамент получил в этой период широкое распространение наряду со старопечатным орна- ментом.

Со второй половины столетия стал заметен переход к новому стилю книжной миниатюры - так называемому прусскому барокко, ха- рактерной чертой которого было сочетание изображения раститель- ного мира с геометрическими фигурами - эллипсами и спиралями. Особенно богато украшались орнаментами, заставками, инициала- ми царские грамоты, писавшиеся на пергаменте.

На ряду с рукописными книгами и грамотами все более распрос- транялись печатные книги. Московский Печатный двор представлял собой в середине XVII века крупное предприятие, на котором работа- ло 165 человек. В первой половине столетия было издано около 200 названий книг. Распространение книг приобрело значительно более широкое значение, чем в предыдущее время. В больших количествах распространялась переводная литература. Стали составлять обширные библиотеки.

Большие собрания книг на русском, латинском, поль- ском, греческом языках были у патриарха Никона, князя В.В. Го- лицина, А.С. Матвеева. Большая библиотека была в царском дворце. Дальнейшее распространение рукописности печатной литера- Туры выдвигало потребность более организованного обучения грамоте и письму. Обычно дети и подростки обучались грамоте у духовных лиц, подъячих или родителей, причем женщины, как правило, даже в семьях знати оставались неграмотными. Возможность печатного издания учебных пособий значительно улучшала условия обучения грамоте.

Харак- терно, что печатавшиеся в Москве дешевые по 1 копейке буквари пользо- вались широким спросом. Изданные в 1651 г. 2400 экземпляров Азбуки патриаршего дъякона Василия Бурцева были распроданы за один день. В 40-х г.г. XVII в. один из видных правительственных деятелей - Ф.М. Ртищев пригласил из Киева около 30 ученых монахов для организации школ в Андреевском монастыре. Молодые дворяне и сам Ртищев стали обу- чаться греческому и латинсокму языком, риторике, философии.

Многие представители знати косо смотрели на школу Ртищева. Считалось, что в самой латинсокй грамоте заключалось еретичество. Тем не менее частные школы все же существовали и возникали вновь. Епифаний Славинецкий возгалвил греколатинскую школу в Чудовом монастыре. В 60-х г.г. свяще- ник Иван Фомин на свои средства построил школу в Барашах при Введенс- кой церкви. В 1665 г. открылась школа в Заиконоспасском монастыре, во главе которой стал Семен Полоцкий.

В этой школе обучали подъячих русской грамматике и латинскому языку. Спустя два года открылся гимнасион приходская школа при церкви Иоанна Богослова в Ки- тай-городе. В 1680 г. была основана школа при Печатном дворе. Монах Тимофей учил в этой школе греческому языку 30 учеников, набранных при ее открытии. Первые частные школы в Москве подготовили основание в 1687 г. Славяно-греко-латинского училища академии во главе с учеными гре- ками Иоанием и Софронием Лихудами.

Это было первое учебное заведе- ние, ставившее своей целью широкое образование. Славяно-греко-ла- тинская академия открывалась для людей всякого чина, сана и воз- раста и предназначалась для подготовки высшего духовенства и чинов- ников государственной службы. Академия сыграла большую роль в раз- витии русского просвещения в конце XVII в. и первой половины XVIII в. Распространение грамотности и просвещения в России продрывало вековое господство религии и церкви, все более расходилась по рукам светская литература и иностранных сочинений.

XVII в. занял важное место в истории русского просвещения.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Русская культура 17 века

Ф.И. Тютчев Русская культура - это, по выражению Д.С. Лихачева, громадное разнообразие возможностей, идущее от множества истоков-учителей.Среди… Кроме того, в нашей культуре трудно найти период, когда бы все ее сферы… По- является неудержимое стремление к описательности, декоративности. Художественное творчество из священного занятия…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Устное народное творчество

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Научные знания
Научные знания. Начавшееся ослабление позиции церкви, развитие ремесленного производства и торговли, рост связей с зарубежными странами создали предпосылки для дальнейшего накопления научных знаний

Скульптура и резьба
Скульптура и резьба. Общее для русского искусства XVII в. стремление к нарядности и декоративности проявилось и в усиленном развитии резьбы по дереву, камню, а также скульптуры. Высоким образом иск

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги