рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Кризисные явления в культуре

Кризисные явления в культуре - раздел Культура, Основные тенденции развития европейской культуры ХХ века Кризисные Явления В Культуре. Надежда Разрешить Кризисные Явления Культуры На...

Кризисные явления в культуре. Надежда разрешить кризисные явления культуры на путях разума, науки, образования, за счет разумной организации жизни, производства, сознательного подхода ко всему, изменение ориентиров развития науки и технологии.

Другими словами первостепенное значение должны иметь цели духовного и морального совершенствования человека, а также улучшения его материальных условий.

Путь разрешения кризисных явлений можно назвать «альтернативным» или «эзотермическим». Его сторонники предсказывают возвращение рода человеческого или к различным модификациям религиозной культуры или к формам жизни более «естественным» для человека и жизни – с ограниченными здоровыми потребностями, ощущением единства с природой и космосом, формам бытия человека свободного от власти техники.

Ф. Майор замечает, «мир во многих отношениях продолжает двигаться в направлении, которое отнюдь не ведет к исправлению нынешних недостатков. Более того, общество пребывает в таком душевном состоянии, что его не волнует разоблачения и изобличения, какими бы обоснованными и аргументированными они не были».2 Но, с другой стороны, укрепляются и расширяются движения отдельных групп и граждан, движения «зеленых», реализующих альтернативные формы жизни: например, практикующих восточный или западный эзотермизм или частичный отказ от благ нашей цивилизации.

Пессимисты критикуют утопические убеждения оптимистов. Они уверены, что в мире правит не разум, а скорее стихия, что рациональное и разумное не свойственно людям, что культура – это не разумное построение целое, а живой организм с неизвестной нам жизнедеятельностью и движением. Оптимисты, естественно, возражают: человечество далеко ушло по пути современной цивилизации, назад пути нет, разум, рационализм, все атрибуты современной цивилизации – наша судьба, мы спасемся в лоне этой цивилизации или погибнем.

Впрочем, они убеждены, что человечество не погибнет, а напротив, справится со всеми проблемами, как до сих пор оно справлялось и достигнет нового могущества и на земле и в космосе. Современные мыслители занимают в отношении техники ту или иную позицию, как правило, они связывают с техникой кризис культуры. Однако лишь не многие смогли объяснить влияние техники на современную культуру.

Например, Хайдеггер основную проблему видит в том, что современная техника поставила на службу природу, и самого человека. О том же говорит и Ясперс, утверждая, что человек становится одним из видов сырья, подлежащего обработке, и не может уже освободится от власти созданной им техники. В результате природа и человек деградируют, поскольку становятся простыми функциональными элементами и материалом бездушной машины – поставляющего производства.

Мемфорд видит причину в чрезвычайном усилении в культуре значения «мегамашин» - это полностью организованная и единая социальная система, в которой общество функционирует подобно машине, а люди – подобно ее частям. Этот вид с его тотальной координацией: с «постоянным увеличением порядка, мощи, предсказуемости и всеобщего контроля» - достиг почти чудесных технических результатов в ранних мегамашинах вроде египетского или месопотамского общества, а с помощью современной технологии найдет свое полнейшее выражение в будущности технологического общества».3 Итак, некоторые мыслители полагают, что технику необходимо гуманизировать, сделать сообразной природе и человеку, другие же уверены, что любая попытка гуманизировать современную систему, внедряя в нее человеческие ценности, обречены на провал.

Обе стороны выдвигают достаточно убедительные аргументы. Можно выделить еще одну точку зрения, она прозвучала в выступлениях Ф. Раппа на международном совещании в 1989г. Суть ее в том, что за техникой стоят механизмы культуры и ценности человека, поэтому решить проблему техники можно нормальным путем – совершенствуя общество, социальные институты, демократические механизмы контроля, образование.

Характерный момент в развитии современной культуры – появление и формирование наряду с традиционным ее образом, нового. Традиционный образ мировой культуры связан прежде всего с идеями исторической и органической целостности, представлениями о традициях.

Новый образ культуры все более ассоциируется с идеями космическими, экологическими, этическими идеями единства Человечества и его судьбы. Планетарные категории выдвигаются на первый план так же, как и этические. Сегодня все больше людей приходят к осознанию неблагополучия своей и современной жизни и ищут выход из сложившегося положения. Движение «зеленых», экологические движения, поиски новой нравственности, движения за новую телесность – все это ростки новой альтернативной культуры.

Следует отметить и формирование нового типа культурного взаимодействия, включающего: отказ от упрощенных рациональных схем решения культурных проблем. Все большее значение приобретают способности к пониманию чужой культуры и точек зрения, критический анализ собственных действий, признание чужой культурной самобытности и чужой истины, умение включить их в свою позицию и признание правомерности существования многих истин, умение строить диалогические отношения и идти на компромисс.

Новый тип социального действия все больше нуждается в культурных составляющих и должен подчиняться культурной коммуникации. 3. Социология культуры Каждый этап общества отличается определенной культурно-исторической спецификой. Этих отличий множество: количество накопленных предметов культуры и способов их изготовления, усвоение и понимание опыта предыдущих поколений, связь между различными видами культурной деятельности, предметами культуры и культурой человека, дух культуры, влияющей на систему принципов, норм и правил социальной жизни.

Культура есть социальный феномен, и в этом смысле она противопоставляет натуре (природе). Можно сказать, что культура – это специфическая, генетически не наследуемая совокупность средств, способов, форм, образов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. Понимание культуры как социального феномена дает право и возможность вычислять в обширном мире социологической науки особое направление – социологию культуры.

Социология культуры как специфическая отрасль общей социологии возникла как в ФРГ и Франции в 70-е г.г. ХХ века. Она опиралась на методологические принципы М. Вебера (идея о социологии как эмпирической науке о культуре), на учение о динамике культурных объективаций Г. Зиммеля, на взгляды К. Мангейма в области социологии знания и теории идеологии. Социология культуры возникла как реакция на известную ограниченность позитивистской социологии, не справляющейся с анализом сложных процессов, в том числе – процессов в сфере духовной жизни, науки, искусства, религии, идеологии.

Свою задачу разработчики социологии культуры видели в том, чтобы соизмерить и связать смысловые конструкции с определенными общественными условиями, раскрыть их собственную динамику. Социология культуры стремиться к социологическому раскрытию историко-культурного материала, накопленного родственными культурологическими дисциплинами, с целью изучения воздействия идей на социальную структуру общества, на социальные институты, социальные движения, на скорость и характер социокультурного развития.

Социология культуры ориентирована не столько на фиксирование и описание тех или иных явлений культуры, сколько на исследование генезиса и исторических трансформаций различных культурных форм. Культура как «вторая природа» порождается материальными потребностями людей, их интеллектуальными, нравственными, эстетическими и другими запросами, практическими интересами различных социальных общностей, групп и индивидов.

Социология культуры активно изучает тенденции культурного развития общества. Она выявляет воздействие научно-технического прогресса на культурные процессы, исследуют социально- культурные последствия урбанизации, влияние средств массовой информации на социализацию личности, на общественные настроения. Социология культуры фиксирует изменения национальных, духовных, семейных, бытовых отношениях, вызванные распространением образования, динамикой численности учреждений культуры. 4.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Основные тенденции развития европейской культуры ХХ века

Культура тесно связана с обществом. Если под обществом понимается совокупность людей, то под культурой – совокупность результатов их деятельности.… Мы привыкли говорить о духовной и материальной культуре и прекрасно понимаем,… Понятие «культура» имеет достаточно длительную историю. Она происходит от латинского слова, означающего возделывание…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Кризисные явления в культуре

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Современная культура и цивилизация
Современная культура и цивилизация. Для культуры ХХ века в отличие от XIX века, в котором культура мыслилась в тех же синонимах, что и цивилизация, характерно разведение этих понятий. При эт

Структура и принципы культуры
Структура и принципы культуры. В вопросе о понимании структуры, основных элементах культуры среди исследователей нет единства. Так, в американской социологической школе культуру структурирую

Функции и формы культуры
Функции и формы культуры. Культура выполняет многообразные и ответственные социальные функции. Прежде всего она, по мысли Смелзера, структурирует общественную жизнь, то есть делает то же, чт

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги