Причины упадка и гибели цивилизаций

Причины упадка и гибели цивилизаций. Арнольд Тойнбн (1899— 1975), английский историк и социолог, в работе «Постижение истории» поставил такой вопрос: почему не¬которые общества оказываются «неподвижными» уже на ранней ста¬дии развития, почему не складывается цивилизация? Для генезиса цивилизации, по словам А. Тойпби, необходимы два условия: во-первых, понимание роли творческого меньшинства в данном обществе; во-вторых, наличие среды, которая не очень благо¬приятна, но и пе очень враждебна.

Чтобы цивилизация состоялась, нужен «механизм взаимодействия вызова и ответа»: среда умеренно неблагоприятная, она бросает вызов обществу, а общество через твор¬ческое меньшинство успешно отвечает на вызов и решает пробле¬мы: общество в движении, следовательно, уровень цивилизации не изменен. А.Тойпби выделяет четыре цивилизации: дальнезападиая (ир¬ландская), дальневосточная христианская (нсэторианская в Сред¬ней Азии), скандинавская и сирийская — все они родились мертвы¬ми. А пять цивилизаций — полинезийская, эскимосская, кочевая, спартанская и оттоманская — застыли в своем развитии.

Почему все это случилось? Рост цивилизации — в самовыражении цивилизации, в пере¬ходе от грубых форм религии к более возвышенным и сложным формам религиозного сознания и культуры. Растущая цивили¬зация — это социальное единство общества, где за творческим меньшинством следует, подражая ему, большинство.

В таком об¬ществе нет братоубийственных схваток, нет застывших соци¬альных различий. Это — устойчивое целое, общество, где нет классовых битв, революций. Почему же цивилизации надламываются, почему они распада¬ются? Основная идея двенадцатитомного «Исследования истории» А.Тойпби — идея цивилизаций. Он идентифицировал 32 циви¬лизации, в том числе 21 полностью развившуюся и раскрывшую¬ся. Все цивилизации индивидуальны и самобытны.

Среди мно¬жества механизмов развития цивилизаций А.Тойнби выделяет механизм чередования статики и динамики, которые он обозна¬чает китайскими символами Инь и Ян. Вызов — и —Ответ — один из важных механизмов развития ци¬вилизаций. А.Тойнби пишет: «Цивилизации развиваются благо¬даря порыву, который влечет их от вызова через ответ к дальней¬шему вызову». Механизм Ухода — и —Возврата особенно важен на стадии роста цивилизаций, это — «двухтактный» ритм творческих актов, составля¬ющих процесс роста: уйти за кулисы исторической драмы, отступив, с тем, чтобы накопить силы и способности целого общества, отдель¬ных личностей, внутренне преобразиться и затем с новыми силами ответить на брошенный вызов.

Механизм Раскола А.Тойнби видит в период распада надломлен¬ной цивилизации, в период отчуждения большинства от меньшинства. А.Тойнби видит тень фатализма, обреченности в непрерывном по¬вторении одного и того же исторического круга бытия в циклической концепции.

Он ищет, как не быть «вечными жертвами космической шутки», как внести смысл в повторение истории. И поскольку сама цивилизация в понимании А.Тойнбп — это общая основа пересече¬ния «индивидуальных полей действия множества людей», мыслитель XX века обращает свои надежды к человеческой деятельности, воз¬можностям и свободе выбора. Знание прошлого — одна из будущих возможностей. Отсюда необходимость попять причины гибели пре¬жних цивилизаций. По мнению А. Тойнбн, цивилизации сами кончают с собой.

При¬роду этого он объясняет тремя причинами: • упадком творческих сил меньшинства; • ослаблением добровольного подражания со стороны большинства; • утратой социального единства общества как следствием первых двух причин. Надлом цивилизации приводит к внутренней нестабильности в обществе, к росту социальной напряженности в нем. Фаза упадка цивилизации распадается на три подфазы: надлом цивилизации, се разложение, ее исчезновение. Все это длится века. Так, египетская цивилизация испытала падлом в XVI в. до н. э а исчезла только в V в.н.э. Две тысячи лет она существовала в форме «окаменевший жизни и смерти». Но как бы долго это ни длилось, судьба большинства цивилиза¬ций, если не всех, рано или поздно влечет их к конечному исчезно¬вению.

Такова природа упадка цивилизаций: творческое меньшин¬ство теряет свою привлекательность, и большинство отказывается подражать и следовать ему. Меньшинство применяет силу (госу¬дарство) для сохранения себя, но оно становится рабом своих кос¬ных установок и само ведет себя к гибели.

Таким образом, раскол входит в тело и душу цивилизации. Одновременно раскол ведет к возникновению четырех типов лич¬ностей и «спасателей»: во-первых, появляются «архаисты», ко¬торые пытаются вернуть «былое», ушедшее и уходящее. Во-вто¬рых, появляются «футуристы», намеренные силой (мечом) вер¬нуть и удержать события. В-третьих, — «безразличные стоики», которые равнодушно взирают на все происходящее, они стоичес¬ки намерены просто дожить до лучших времен.

В-четвертых, не¬избежны «преображенные религиозные спасатели», нашедшие опору в Боге. Но все это, как считает А.Тойнби, — иллюзии. Единственный путь, который он находит верным, — это «путь преображения», перенос цели и ценностей в сверхчувственное «царство божье» — «от чело¬века — к сверхчеловеку», «от града земного — к граду Небес¬ному» как предельному итогу человека и цивилизации. На Западе эту теорию Тойиби изрядно критиковали. Так, Пити-рнм Сорокин увидел в ней два главных «дефекта». Он нашел, что развитие цивилизаций по линии «генезис — рост — упадок» — это упрощенный подход.

Это первое. И второе, против чего воз¬ражает П.Сорокин, — рассматривать цивилизацию как систему, а не просто скопление экономических, политических и социальных отношений. Живой цивилизацией А.Тойпби считает только одну цивилиза¬цию - западную, все остальные либо мертвы, либо полумертвы. Для ряда цивилизаций он использует термин «окаменевшей цивилиза¬ции». Так, Китай, по мнению А.Тойиби, окаменел на одну тысячу лет, Египет — на 2 тысячи лет. А Рим прошел «путь непрерывного разложения с начала и до конца». Таким образом, на Земле множество культур, и каждая способна придать всемирной истории неповторимый облик.