Пути примирения

Пути примирения.

Если воссозданная картина тотального конфликта между современной цивилизацией и культурой достоверна, и авторы и актеры этой драмы установлены, возникают кардинальные вопросы о глубинных причинах их любви-ненависти и альтернативах исхода из этого лабиринта. Возможно, разгадка- в фундаментальном несоответствия между функцией человека как главной производительной силы и его призванием как главной социально-творческой силы. Ключ к несовершенству современного общества- не только в эгоцентризме его титанов или человека-массы.

Это- лишь основные ипостаси несовершенства, инфантильности родового человека, извечного и непреодолимого в парадигме абстрактного гуманизма разрыва между целями и средствами, неспособности к их ко эволюции. Но лучшие умы человечества все более сознают это противоречие и ищут исход из него. Выдающийся гуманист XX столетия, испанский философ М. Унамуно в эссе Вглубь! отметил перевернутый характер соотношения цивилизации и ее творца- человека.

Нет писал он я не отрицаю ни громадную социальную энергию, ни мощь цивилизации, все это имеется наука- в изобилии, искусство- в изобилии, мораль- в изобилии, но через какое-то время, заполнив мир чудесами индустрии, огромными заводами, дорогами, музеями, библиотеками, мы в изнеможении упадем у подножия сотворенного нами, и кому тогда все это будет нужно? Что для чего человек для науки или все же наука для человека? Если прогресс- цель, для кого мы работаем? Кто этот Молох, который, по мере приближения к нему тружеников, вместо награды пятится, и в утешение изнуренным и обреченным на гибель толпам только и умеет ответить горькой насмешкой, что после их смерти все будет прекрасно на земле вы обрекаете современных людей на жалкую участь быть несчастными работниками, которые, по колено в грязи, тащат барку со смиреной надписью прогресс в будущем на флаге.

Цель бесконечно далекая- не цель, а уловка. В. Розанов усматривал в этом явную аномалию В нормальном процессе всякого развития благоденствие самого развивающегося существа есть цель так дерево растет, чтобы осуществить полноту своих форм. Из всех процессов, которые мы наблюдаем в природе, есть только один, в котором этот закон нарушен это процесс истории.

Человек есть развивающееся в нем, и, следовательно, он есть цель но это лишь в идее, в иллюзии в действительности он есть средство, а цель- это учреждения, сложность общественных отношений, цвет наук и искусств, мощь промышленности и торговли.

Все это неудержимо растет, и никогда не придет на мысль бедному человеку хоть когда-нибудь не дать передушить себя всему этому, не лечь перед торжествующей колесницей Ваала и не обрызгать колес кровью. Коренное зло заключается в неправильном соотношении между целью и средствами человеческая личность, признанная только средством, бросается к подножию возводимого здания цивилизации. Н. Бердяев полагал, что и кажущийся антипод социализма- анархизм- лишь предельное течение в судьбах европейского общества.

Внешне он производит впечатление учения, которое претендует на утверждение человеческой личности и ее свободы. Но в действительности он возник из того же комплекса, что и социализм- уравнительного, усредняющего чувства зависти и мести. Поэтому радости свободного творчества, свободного избытка анархизм не знает и знать не может Это какая-то предельная, угрюмая и мучительная свобода, которая обращается в насилие. Анархизм подчеркивал мыслитель в конце концов, есть форма реакционного восстания против культуры, неприятие культуры с ее неравенствами, неприятие ее во имя процесса уравновешивающего, сглаживающего и сметающего все возвышающееся. Духом анархизма пронизаны и новейшие течений в искусстве.

Здесь господствуют аналитически расчленяющие процессы, глубокое потрясение и расчленение форм человека, гибель целостного человеческого образа, разрыв с природой погибает человек как величайшая тема искусства. И парадоксальным образов такой человек вовсе не освобождается, а погружается и проваливается в социальные и космические коллективности. Новые философско-религиозные течения также обнаруживают более или менее скрытые антигуманные начала.

В них человеческая индивидуальность подчиняется космическим иерархиям духов. Человек перестает играть ту центральную и обособленную роль, которую он играл в ренессансный, гуманистический период истории. Аналогичную судьбу претерпевает контр культура на новом витке, начиная условно с 1968 года, когда Т. Роззак дал ей ставшее нормативным собственное имя. Он определял ее как протестующее мировоззрение и разъяснял Старая культура склонна предпочитать права. собственности- правам личности, требования НТР- человеческим потребностям, конкуренцию- сотрудничеству, формальное общение- самовыражению Контр культура склонна предпочитать обратное . 1968 - конкретная дата, но и символ цельности взаимосвязи ряда социокультурных явлений, которые свертывались до и после этого года. Они включали в себя протест против аристократической системы образования во Франции вьетнамский синдром американских солдат, швырявших боевые награды к подножию Капитолия Пражскую весну как стремление к социализму с человеческим лицом, оппозицию советской интервенции в Афганистане широкое участие молодежи культурной революции в Китае оживление националистических движений в благополучных государствах ряд неформальных инициатив в сфере искусства популярность альтернативных стилей жизни, и т. п. Это было, по словам французского социолога Ж. Гурвича, время бурных совместных действий, меняющих социальную сальность.

Это было время духовного Причастия.