рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Структура и функции культуры

Работа сделанна в 2007 году

Структура и функции культуры - раздел Культура, - 2007 год - Феномен культуры Структура И Функции Культуры. Структура Культуры. В Соответствии С Сов...

Структура и функции культуры.

Структура культуры. В соответствии с современными представлениями можно обрисовать следующую структуру культуры. В едином поле культуры выделяются два уровня: специа¬лизированный и обыденный. Специализированный уровень подразде¬ляется на кумулятивный (где сосредоточивается, накапливается профессиональный социокультурный опыт, аккумулируются цен¬ности социума) и трансляционный. Исходя из антропологической модели человека, на кумулятивном уровне культура выступает как взаимосвязь элементов, каждый из которых есть следствие предрас¬положенности человека к определенной деятельности.

К ним отно¬сятся: хозяйственная культура, политическая культура, правовая культура, философская культура, религиозная культура, научно-техническая культура, художественная культура. Каждому из этих элементов на кумулятивном уровне соответствует элемент культуры на обыденном уровне. Они тесным образом взаимосвязаны и влияют друг на друга. Экономической культуре соответствует домашнее хозяйствование, ведение семейного бюджета; политической – нравы и обычаи; правовой – мораль; философии – обыденное мировоззрение; религии - суеверия и предрассудки, народные ве¬рования; научно-технической культуре – практические техно¬логии; художественной культуре – обыденная эстетика (народная архитектура, искусство украшения жилища). На трансляционном уровне осуществляется взаимодействие между кумулятивным и обыденным уровнями, происходит обмен культурной информацией (см. табл. 1). Между кумулятивным и обыденным уровнями существуют ка¬налы связи, осуществляемой посредством трансляции: 1. Сфера обра¬зования, где традиции, ценности каждого из элементов культуры передаются последующим поколениям. 2. Средства массовой коммуникации – телевидение, радио, печать – где осуществляется взаимодействие между "высокими" ценностями и ценностями повседневной жизни, нормами, традициями, произведениями искусства и массовой культурой. 3. Социальные институты, учреждения культуры, где знания о культуре и культур¬ные ценности становятся доступными для широкой публики (биб¬лиотеки, музеи, театры и т.п.). Развитие информационной цивилизации расширило возмож¬ности человека в постижении им реального мира, появились новые способы трансляции культуры.

В этой связи актуализировалась проблема элитарной и массовой культуры.

Таблица 1. Культура Специализированный уровень (специальный, элитарный) Обыденный уровень (культура повседневности) Кумулятивный Трансляционный каналы связи 1 2 3 -экономическая культура Сфера образования Средства массовой информации Учреждения культуры -домашнее хозяйствование -политическая культура -нравы и обычаи -правовая культура -мораль -философская культура -обыденное мировоззрение -научно-техническая куль тура¬ -практические технологии -художественная культура -обыденная эстетика Американский культуролог Т. Элиот, в зависимости от степени осознанности культуры, выделял в ее вертикальном срезе два уровня: высший и низший, понимая под культурой определенный образ жизни, вести который могут только избранные – "элита". В современном индустриальном обществе массовая культура – понятие, характеризующее особенности производства культурных ценностей, рассчитанных на массовое потребление и подчиненных ему, по аналогии с поточно-конвейерной индустрией, как своей цели. Если элитарная культура ориентирована на избранную, интеллектуальную публику, массовая культура ориентирует распространяемые ею духовные и материальные ценности на "усредненный" уровень развития массовых потребителей.

Говоря о структуре культуры, необходимо иметь в виду, что она представляет собой систему, единство образующих ее элементов.

Доминирующие черты каждого из элементов образуют так называемое "ядро" культуры, которое представляет собой стабильную целостность ведущих ценностных ориентации. "Ядро" культуры выступает как ее основополагающий принцип, который и выражается в науке, искусстве, философии, этике, религии, праве, основных формах экономической, политической и социальной организации, в ее менталитете и образе жизни.

Специфика "ядра" той или иной культуры зависит от иерархии составляющих его ценностей.

Таким образом, структуру культуры можно представить как разделение на центральное "ядро" и так называемую периферию (внешние слои). Если ядро обеспечивает устойчивость и стабильность, то периферия более склонна к инновациям и характеризуется относительно меньшей устойчивостью.

Ценностная ориентация культуры может меняться в зависимости от ряда факторов, в качестве которых выступают экономические условия, этические нормы, эстетические идеалы и критерий удобства.

Например, современную культуру часто называют обществом всеобщего потребления, поскольку на первый план социокультурной жизнедеятельности выдвинуты именно эти ценностные основания. Основные функции культуры – совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих ее в своих интересах; совокупность селектированных историческим опытом наиболее приемлемых по своей социальной значимости и последствиям способов (технологий) осуществления коллективной жизнедеятельности людей.

При этом все функции культуры социальны, т.е. обеспечивают именно коллективный характер жизнедеятельности людей, а также определяют или корректируют почти все формы индивидуальной активности человека в силу его связанности с социальным окружением. Число такого рода функций культуры весьма велико (и они могут быть выстроены в иерархическую структуру), от наиболее общих, до сравнительно частных, обеспечивающих функции более высокого уровня.

Наиболее общей и универсальной функцией следует признать обеспечение социальной интеграции людей: формирование оснований их устойчивого коллективного существования и деятельности по совместному удовлетворению интересов и потребностей, стимулирование повышения уровня их групповой консолидированности и эффективности взаимодействия, накопление социального опыта по гарантированному социальному воспроизводству их коллективов как устойчивых сообществ.

Ко второму уровню рассматриваемой иерархии можно отнести функции, обеспечивающие основные формы интегрированного существования сообщества людей, такие как: 1. Организация людей в их совместной жизнедеятельности посредством их структурной дифференциации на различного рода относительно самодостаточные группы: а) социально – территориальные соседские общины (племена, этносы, нации). б) социально-функциональные (производственные, военные, учебные и прочие коллективы, специальности, профессии, классы). в) социально-бытовые (семьи, кланы, сословия). г) коммуникативные (по диалектам, языкам, языковым семьям). д) религиозно-конфессиональные (религиозные общины, секты, деноминации, конфессии) и т.п. 2. Регуляция процессов взаимодействия между людьми посредством исторической селекции, нормирования и стандартизации наиболее удачных элементов социального опыта в этой области и реализации их в работе регулятивных механизмов конвенционального (ценностные ориентации, мораль, нравственность, обычаи, этикет и пр.) или институционального (право, политика, идеология, церемониал и т.п.) свойства. 3. Консолидация и самоидентификация людей в коллективе посредством: а) выработки общих целей и идеалов их совместного существования. б) групповых интересов и потребностей, чувства солидарности личности с коллективом. в) удовлетворенности действующими нормами и правилами совместного общежития и взаимодействия. г) формирования системы образов групповой идентичности (этнических, социальных, государственных). д) основания личной самоидентификации человека в коллективе и самоотождествления с ним. е) заинтересованности членов коллектива в его социальном воспроизводстве как процессе, отвечающем их индивидуальным, и групповым интересам.

Третий уровень – функции, обеспечивающие основные средства совместной жизнедеятельности людей. К ним можно отнести: 1. Культуру демографического и социального воспроизводства членов сообщества, функционирующую посредством выработки норм сексуальных отношений, брачно-семейных и родственных обязательств, норм соседского общежития, стандартов физического развития индивида и охраны его репродуктивных возможностей. 2. Системы форм и средств целенаправленной межпоколенной трансляции социального опыта (воспитание, просвещение, образование, традиции, обряды и ритуалы и пр.), выработки норм и стандартов социализации и инкультурации личности, ее социальной и культурной адекватности обществу проживания. 3. Стимулирование заинтересованности в приемлемых для общества формах социальной самореализации, в творческой и инновативной деятельности, в превращении индивида из «продукта и потребителя» культуры в ее «производителя». 4. Культуру адаптации сообщества к природным и историческим условиям его обитания, реализуемую посредством накопления опыта и воплощения его в нормах, правилах и формах непосредственного жизнеобеспечения.

Прежде всего, в обеспечении продовольствием, теплом, жильем, в методах и традициях охраны здоровья и межличностной взаимопомощи людей; обеспечении коллективной и индивидуальной безопасности сообщества (оборона), их имущества и легитимных прав интересов (правоохранительная система). 5. Культуру развития искусственной материально-пространственной среды обитания сообщества.

Обеспечения его членов социальными благами, выраженную в формировании принципов, норм, правил и стандартов построения территориальной инфраструктуры зоны проживания; развития системы энергообеспечения, обеспечения производства и распределения товаров потребления и услуг; культуру собственности, власти и социальной престижности, связанную с развитием приемлемых для сообщества технологий и форм властно-собственнических претензий и отношений, способах обретения богатства, формированием иерархии социальных статусов, порядка статусного роста и его символической маркировки (регалии, престижные образцы одежды, украшения, обстановки быта, стилистики поведения, этикета). 6. Культуру социального патронажа, проявляющуюся в традициях оказания материальной и иной поддержки людям, оказавшимся в ситуации неконкурентоспособности (по возрасту, увечью, врожденным физическим недостаткам и.т.п). Культуру благотворительности, милосердия, помощи терпящим бедствие.

Культуру гуманизма и абсолютизации ценности человеческой жизни.

Культуру мифологии социальной справедливости. 7. Культуру познания и мировоззрения, накопления и кумуляции социально значимых знаний, представлений и опыта: а) рациональных (наука и обыденные рациональные наблюдения). б) иррациональных (религия, мистика, эзотерика, суеверия), логико-метафизических (философия, здравый смысл, народная мудрость). в) образных (искусство, метафоричность мышления и суждений, игровые формы поведения и пр.). 8. Культуру коммуницирования и обмена информацией и социальным опытом между людьми, реализуемую в виде процессов: а) символизации объектов и явлений (формирование обозначающих понятий, слов, знаков, символов и пр.). б) сложение языков обмена информацией (устных и письменных вербальных, невербальных языков жестов и телесной пластики, естественнонаучных, компьютерных, нотных и пр разнообразных систем указательных знаков, звуковых сигналов, знаков различия, функциональной атрибутики, языков цифрового, графического и звукового кодирования объектов и продуктов и т.п.). в) сложение систем фиксации информации (в графической, звуковой, видовой и иной технологической форме), ее тиражирования и трансляции. А также институтов, занимающихся накоплением, сохранением и обеспечением доступа к социально значимой информации (архивы, библиотеки, музеи, хранилища, информационные банки данных, картотеки). 9. Культуру физической и психической реабилитации и релаксации человека, включающую принятые в сообществе нормы и формы охраны здоровья и личной гигиены; традиции кулинарии; социальные нормы отдыха (системы выходных, отпусков, освобождения от активной деятельности по возрасту и состоянию здоровья); традиции физической культуры и спорта, культурно-просветительного туризма и иных форм активного отдыха; традиции общенациональных и народных праздников, карнавалов, массовых гуляний, разнообразные формы развлекательного, игрового и интеллектуального досуга.

Следует подчеркнуть, что во всех рассматриваемых случаях функций речь идет не о практических технологиях по достижению утилитарного результата (созданию продукта потребления), а о социальных нормах, регулирующих допустимость и предпочтительность тех или иных способов осуществления этой деятельности.

Четвертый и последующие уровни функции связаны уже с дифференциацией культуры на специализированные функциональные сегменты («экономическая культура», «военная культура», «культура торговли», «религиозная культура», «педагогическая культура») и системы критериев качества осуществления тех или иных социальных функций («культура труда и потребления», «культура быта», «культура языка», «культура научного мышления», «культура художественного творчества»). В обоих случаях здесь имеется в виду уровень соответствия применяемых технологий, в той или иной сфере жизнедеятельности, общепринятым технологическим нормам в соответствующей сфере, которые сложились в процессе исторической селекции такого рода технологий по признакам их приемлемости и допустимости с точки зрения социальной цены и долговременных социальных последствий и закрепились в ценностных комплексах специфических свойств, называемых обычно «проф.культурой» и «культурой образа жизни». То есть во всем многообразии функций можно выделить такие «профильные» направления, как социально-интегративное, организационно-регулятивно-нормативное, познавательно-коммуникативное, рекреационное и оценочное.

Однако не все в культуре может быть объяснено с помощью функционального анализа.

Функциональная интерпретация пока¬зывает лишь то, как культура обслуживает человека и общество.

Наряду с функциональным, существует и феноменологическое описание культуры, которое признает самостоятельную ценность как культуры в целом, так и отдельных ее феноменов. 5.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Феномен культуры

В этой связи культура оценивается как фактор творческого жизнеустройства, неиссякаемый источник общественных нововведений. Отсюда стремление выявить… Многие теоретики связывают судьбы мира с философским постижением культуры в… Возникает разрыв между самочувствием реального индивида и объективным, зачастую обезличенным потоком культурного…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Структура и функции культуры

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Обыденное и научное понимание культуры
Обыденное и научное понимание культуры. Начнем с общеизвестного. Понятие «культура» многозначно. Его невозможно определить двумя-тремя фразами. Кроме того, сложно назвать другое такое слово,

Типология культур
Типология культур. В современной культурологии и социологии понятие культуры стоит в ряду фундаментальных понятий этих дисциплин. Оно считается столь же важным для анализа социальной жизни и

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги