Этнос и культура в концепции Гумилева

Содержание Введение 1. Этнология Л. Гумилева 2. Анализ истории некоторых современных этносов с точки зрения теории пассионарности 12 Заключение 18 Библиография 19 Приложение 20 Введение Лев Николаевич ГУМИЛЁВ, советский историк и этнограф, основатель теории пассионарности. Он родился 1 октября 1912 года и умер 15 июня 1992-го. Его отец и мать - знаменитые поэты Николай Гумилев и Анна Ахматова. «Этногенез и биосфера Земли» - главный теоретический труд выдающегося отечественного историка, географа и этнолога Л. Н. Гумилева посвящен проблемам этнической истории и вопросам взаимодействия народов (этносов) со своей средой обитания.

Написанная ярким живым языком книга Гумилева - не традиционное описание всемирной истории, а очень серьезная попытка объяснить причины глобальных исторических и экологических процессов. Она представляет оригинальное научное открытие автора, совершенное на основе обобщения гигантского фактического материала, с применением методов гуманитарных и естественных наук. Этнос - система, имеющая начало и конец во времени.

Наибольшую актуальность представляет для меня вторая часть контрольной работы, в которой мной приведен анализ истории некоторых современных этносов, особенно интересно было прочесть про будущее России: «У русских будет слишком мало пассионарности, чтобы каждый мог иметь свою цель и вообще для разнообразия целей, но достаточно, чтобы следовать какой-то одной цели, не требующей особых жертв, но всеоб¬щей. Будут накоплены значительные богатства и колонизированы значи¬тель¬ные территории.

Бывшие рес¬публики СССР будут снова присоединены. Воз¬можно, среди будущих колоний будут Европа и Северная Америка. К пассионариям отношение общества еще ухудшится, и они будут вы¬ми¬рать в резуль¬тате естественного отбора (гармоничные особи не поже¬лают заводить с ними семью, так как в цене будут не безумцы, а основа¬тельные люди, заботящиеся о пропитании семьи).» Л.Н. Гумилёв рассматривал этнос (народ) как маргинальное образование, находящееся на стыке социального и природного миров и являющееся их связующим звеном.

Этнос - это динамическая система, с одной стороны - верхнее звено биоценоза своего ландшафта, с другой - часть социума, общественного организма, который составляют реальные живые люди, члены тех или других сообществ. Понятие этноса не совпадает ни с биологическим понятие расы, ни с социальным понятием национальности.

Этносы возникают, развиваются и исчезают, проходя в своем развитии закономерные фазы этногенеза. Этнос - не состояние, а момент процесса, т.е. этнос имеет возраст. 1.

Этнология Л. Гумилева

График пассионарного напряжения этноса Естественно, рассмотренная нами... н.э. в начальном и конечном периодах этногенеза), а также в болезненные мом... родители неосознанно дезориентируют его. 2.

Анализ истории некоторых современных этносов с точки зрения теории пассионарности

пе¬решедший к инерционной фазе. К началу 19 в. 3. Эти войны так же, как и Смутное время в России, были бес¬полезны со вс... В ходе Реформации евро¬пей¬ская суперэтническая система раскололась на...

Заключение

Заключение Я считаю, что прогнозирование этногенезов с помощью только теории пассионарности не мо¬жет быть точным по следующим причинам. Помимо процесса этногенеза, на той же территории и при участии тех же людей происходят другие процессы: этнические контакты социальное развитие (классовая борьба, смена социальных формаций), технический прогресс, рост населения, биологические циклы поведения людей (зависимость агрессивности людей от солнечной активности, описанная А.Л. Чижевским, смена времен года, тоже влияющая на поведение людей) и т.д. Все это влияет на этногенез и делает невозможным точное прогнозиро¬вание без учета этих процессов.

В работе они не учитываются, так что все прогнозы примерные. Поступки отдельных людей создают зигзаги в ходе этногенеза.

Человек может не намного, но изменить срок существования этносу, столкнуть два эт¬носа, а в кри¬тический момент может спасти или погубить этнос, если ве¬ро¬ятности того и дру¬гого примерно равны. Для событий более высокого по¬рядка, т.е. событий этнической истории все это случайности, которые тоже сказыва¬ются на точности прогнозирования. В силу своей природы, этнос после жизни оставляет след как в памяти, фиксируемый историей, так и на поверхности Земли, в ее ландшафтах.

Поэтому этнология, основы которой заложены Л.Н.Гумилёвым, развивается как самостоятельная дисциплина на стыке наук гуманитарных (история) и естественных (география), привлекая арсеналы обеих, но отнюдь не подменяя ни ту, ни другую. Историческое развитие, связанное с эволюцией общественного сознания, идет в обществе и спонтанно, следствием чего являются смена общественно-экономических формаций.

Процессы этногенеза протекают в биосфере и дискретно, в результате чего возникают и исчезают этносы. Оба явления взаимодействуют между собой, но не определяют друг друга. Политическая история привлекается этнологией как вспомогательная дисциплина, воспроизводящая последовательность исторических политических событий, само совершение которых невозможно без затрат реальной физической энергии организмами живых людей, а также без способности и желания таких затрат. Для объяснения этой чисто энергетической стороны действия системы этноса Л.Н.Гумилёвым предложено понятие пассионарности - эффекта биогеохимической энергии живого вещества биосферы - энергии, открытой В.И.Вернадским.

Пассионарная энергия и является той формой энергии, которая поддерживает системные связи этноса, обеспечивает его жизнедеятельность и устойчивость и тратится в процессе этногенеза.

Библиография

Библиография Гумилев Л.Н. “Конец и вновь начало”. // М.: ДИ-ДИК, 1999 Гумилев Л.Н. “Этногенез и биосфера Земли”. // М.: ДИ-ДИК, 1999 Гумилев Л.Н. “Этнос, история и культура”. // М.: ДИ-ДИК, 2000 Гумилев Л.Н. “Древняя Русь и великая степь”. // М.: ДИ-ДИК, 2001 Маклаков К. “Теория этногенеза с точки зрения биолога“.// Лар-пресс 2001

Приложение

Приложение Табл.1. Императивы по фазам этногенеза Фаза Императивы У русских Перегибы Исходное сочета¬ние эт¬носов и ландшафтов ре¬гиона Разнообразны Борьба за веру - - "Надо исправить мир, ибо он плох" Пусковой мо¬мент Подъем "Будь тем, кем ты дол¬жен быть" "Мы государевы люди" - - "Не по-вашему, а по-моему" Идеи абсолютной монар¬хии Ивана 3 и Ивана 4; оп¬ричнина Переход в акма¬тиче¬скую фазу Акматическая (пассионарный пере¬грев) "Будь самим со¬бой" Идеи казацкой вольницы. - - "Мы устали от вели¬ких" Декабристы и их идеи Переход в фазу над¬лома Надлом "Только не так, как было" "Мы старый мир разру¬шим до осно¬ванья " (Интернационал) - - "Дайте жить, гады!" "Лишь бы не было войны". "Не надо нам помогать, лишь бы не мешали" Переход в инер¬ци¬он¬ную фазу Инерционная "Будь таким, как я" ? - - "Не будь ты моим бла¬годе¬те¬лем" ? Переход в фазу об¬скура¬ции Об¬скура¬ция "Будь таким, как мы" ? - - " Да когда же это кон¬чится! ? Переход к го¬мео¬стазу Гомеостаз "Будь сам собой дово¬лен, тролль" ? - - "А ведь не все еще по¬гибло! " ? Переход к мемо¬ри¬альной фазе Мемориальная "Вспомним, как было пре¬красно" ? - Вырождение "А нам ничего не надо" ? - ? - еще не наступившие фазы.