рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Анализ истории некоторых современных этносов с точки зрения теории пассионарности

Работа сделанна в 1992 году

Анализ истории некоторых современных этносов с точки зрения теории пассионарности - раздел Культура, - 1992 год - Этнос и культура в концепции Гумилева Анализ Истории Некоторых Современных Этносов С Точки Зрения Теории Пассионарн...

Анализ истории некоторых современных этносов с точки зрения теории пассионарности. Рассмотрим этносы, возникшие в результате толчков 8 в. и 13 в. В 8 веке пассионарный толчок прошел по побережью Европы от Ис¬пании до Нор¬вегии.

В резуль¬тате толчка 8 века возникли этносы европейцев и ви¬кингов (последний был со временем включен в состав западного супер¬эт¬носа). Мы рас¬смотрим этнос европейцев, впо¬следствии называвших себя «Христианским миром», а потом «Цивилизованным миром». Сейчас у за¬пад¬ного суперэтноса кончается инерци¬онная фаза. Дадим прогноз даль¬нейшего развития этноса. В 13 веке произошел последний по времени из девяти замеченных пас¬сио¬нарных толчков, прошедший через Литву, Русь, Малую Азию, Еги¬пет, до Эфио¬пии. Возникли этносы литовцев, эфиопов, турков и русских.

Мы рас¬смотрим независимый этнос литовцев, который не смог развиться дальше фазы подъема как пример пре¬рванного этногенеза. Также рассмотрим рус¬ский народ, в 20 в. пе¬решедший к инерционной фазе. Также спрогнозируем его дальнейшее развитие. 1. Литовцы Литовцы начали развиваться раньше трех других этно¬сов, возник¬ших в 13 веке. Русским пришлось преодолевать отрицательную пассионар¬ность древнерусского этноса, с начала 13 века находившегося в со¬стоянии обску¬рации, в то время как предки литовцев в момент пассионар¬ного толчка на¬ходи¬лись в состоянии гомеостаза.

Подъем. Быстрый прирост территории и пассионарности был сам по себе опа¬сен: старая культура (язычество) ли¬товцев уже не удовлетворяла, а вы¬думать оригинальную культуру и этни¬ческую доминанту, приемлемую для всех членов этноса, литовцы быстро не успели. Им пришлось выби¬рать, у кого из соседей ее поза¬имствовать - у Владимирско-Московского княже¬ства (православие), унас¬ле¬довавшего культуру Древней Руси, или у Польши (католичество), при¬над¬лежащей к западному суперэтносу.

Ли¬товцы вы¬брали Запад. В 1336 г. князь Ягайло женился на поль¬ской коро¬левне Яд¬виге, и их страны объедини¬лись. Со временем литовцы приняли западный сте¬реотип поведения и, таким об¬разом, влились в запад¬ный су¬перэтнос. Немалую роль сыграло и то, что в Литве не соблюдалась эндо¬гамия - мно¬гие литовцы привозили себе невест из Польши, а те учили своих детей польской культуре, делая их поляками.

Так исчез самостоя¬тельный литов¬ский этнос. Он прожил всего около 90 лет. Сейчас литовцы оста¬ются этно¬сом западного суперэтноса. 2. Русские В 13 веке Древняя Русь находилась в состоянии обскурации, и новому рус¬скому этносу пришлось преодолевать инерцию отжившей культуры. Поэтому развитие русского народа нача¬лось немного позже турок и литов¬цев. Будем счи¬тать днем рождения русского народа 1380 год - год Куликов¬ской битвы.

Подъем. С начала 14 века по первую четверть 16 шел подъем. Первона¬чальная идея о господстве церкви, опирающийся на народ и управ¬ляющей князь¬ями, в течение этой фазы меня¬ется на идею абсолютного гос¬подства царя. Пассио¬нарность устойчиво растет, а этническая структура усложня¬ется. Акматическая фаза. Потом началась акматическая фаза. Высокий уро¬вень пассионарного напряжения привел к кризису, известному как Смутное время (1533 - 1584 гг.). Струк¬тура этноса черес¬чур усложнилась, пассиона¬риев стало слишком много, и они стали драться за влияние.

Смена ар¬мий и прави¬телей разорила страну, поставила под угрозу ее существова¬ние. Тогда произошла реге¬нерация. Порядок навело ополчение К. Минина, Д. Пожар¬ского. Пассио¬нариев осталось много, и акматическая фаза про¬должилась. К этому периоду относится превращение русского этноса в су¬перэтнос. Пассионарный надлом. К началу 19 в. пассионариев осталось так мало, что естественный прирост уже не мог восстановить их количество, и на¬чался пассио¬нарный надлом.

Энергии на поддержание системы стало не хватать. Россия проиграла Крымскую войну, потом русско-японскую войну (1905 - 1907 гг.), а потом и первую мировую. В начале двадцатого века про¬изошло упрощение русского суперэтноса: он раскололся на этнические еди¬ницы с разными стереотипами поведения: на белых и красных. Упрощение системы ведет за собой вы¬брос свободной энергии. Се¬ребряный век рус¬ского искусства - одно из про¬явлений выброса, явление, схожее с европей¬ским Возрождением: там тоже несостоявшимся героям пришлось заняться искусством.

Террор, кро¬вопролития граждан¬ской войны и коллективиза¬ции, индустриализация, проводившаяся на голом энтузиазме прояв¬ления этого. В результате ре¬волюции исчезло много субэтносов русского супер¬этноса, та¬ких, как казаки, раскольники, духовенство, дворянство и др. Большевики уничто¬жали не классы, а су¬бэт¬носы, упрощая систему. В ста¬линское время погибли де¬сятки миллионов людей.

На многих вы¬бор пал случайно, но в основном, это были люди, которые в чем-нибудь отлича¬лись от серой массы - пас¬сионарии и носители других стереотипов поведе¬ния. Это явле¬ние характерно для перехода от надлома к инерционной фазе. Пас¬сиона¬риев слишком мало, чтобы система работала как раньше, и слиш¬ком много, чтобы она могла бес¬перебойно работать, как в инерцион¬ной фазе, вот система и уничтожает избыток пас¬сионариев. Так суперэтнос пе¬решел на более низкий уровень пассио¬нарности, и вторая мировая война способствовала этому.

Во второй половине 20 в. наступил заключительный этап надлома - пас¬сионарная депрес¬сия - время безвластия и разгула субпассионариев. Сейчас идет переход от пассионарной депрессии к инерционной фазе. А теперь прогноз. Во время инерционной фазы может произойти следующее. Прогноз. У русских будет слишком мало пассионарности, чтобы каждый мог иметь свою цель и вообще для разнообразия целей, но достаточно, чтобы следовать какой-то одной цели, не требующей особых жертв, но всеоб¬щей. По¬этому в начальный период этой фазы в этниче¬ском сознании может поя¬виться идеал для подражания (это может быть конкретный глава государ¬ства или от¬влеченный идеал воина или бизнесмена). В бо¬лее поздний пе¬риод этого уже не будет - со снижением пассионарности возобладает ци¬низм. Будут накоплены значительные богатства и колонизированы значи¬тель¬ные территории.

Бывшие рес¬публики СССР будут снова присоединены. Воз¬можно, среди будущих колоний будут Европа и Северная Америка.

К пассионариям отношение общества еще ухудшится, и они будут вы¬ми¬рать в резуль¬тате естественного отбора (гармоничные особи не поже¬лают заводить с ними семью, так как в цене будут не безумцы, а основа¬тельные люди, заботящиеся о пропитании семьи). Около 2300 г. плюс-минус 50 лет энергии станет не хватать, и начнется рас¬пад эт¬носа - обскурация. Окончательный распад наступит около 2500 г. плюс-минус 100 лет. 3. Европейцы На Западе, в Испании и западной Франции было смешанное населе¬ние: там жили вельски - потомки римлян и тевтоны - германцы, причем и вель¬ски, и тевтоны нахо¬дились в фазе обскура¬ции. Этногенез там шел ин¬тенсив¬нее, чем на Востоке, так как пас¬сионариям труднее пре¬одолевать со¬против¬ление обычаев мо¬нолитного общества, чем об¬щества составного.

Из-за этого Германия отставала и была раздроблена до середины 19 века, когда большинство европейских госу¬дарств уже объединилось. Она вела мировые войны, когда эти государства имели слишком мало пассио¬нарно¬сти для этого.

Подъем. До 730 года Европу с легкостью захватывали любые при¬шельцы с Востока. Потом появи¬лись люди, начавшие оказывать сопротив¬ление. Они основали импе¬рию Каролингов и успешно бо¬ролись против венгров и славян. Пассионарность росла, и структура этноса усложня¬лась, и империя разва¬лилась по этни¬ческому признаку. Каролинги - Карл Лысый и Людовик Немецкий - зачитали друг другу Страсбург¬скую клятву, гласившую, что страна делится, и что немцы и французы будут жить отдельно (впервые был упомянуто название - «французы»). Это произошло в 841 году, и этот год может ус¬ловно счи¬таться годом рождения Европы.

Немного раньше в Испании появились ас¬турийцы (предки испанцев). Акматическая фаза. С 11 века началась акматическая фаза. Чрезмер¬ный запас пассионарности у европейцев привел к Крестовым походам. В Израиле погибло много пассионариев, но в Европе их осталось доста¬точно, чтобы вести междоусобные войны - Столетнюю войну и войну Алой и Белой розы. Эти войны так же, как и Смутное время в России, были бес¬полезны со всех точек зре¬ния кроме одной: сброса лишней пассионарности. В промежутках между кровопролитиями убыль пассиона¬риев уже не вос¬полнялась полностью, и после зати¬шья энергии для поддержания системы стало не хва¬тать. Пассионарный надлом.

В начале 14 в. начался пассионарный надлом. Первая часть надлома известна как Возрождение. Произошло упро¬щение системы и пас¬сионарии были вытеснены на окраины ее социального ареала.

Не¬нужным упрощенной системе пассионариям оставалось зани¬маться только искус¬ством и наукой, Вторая часть надлома - это Реформация. В ходе Реформации евро¬пей¬ская суперэтническая система раскололась на 2 части: протестантов и като¬ликов с раз¬ными стереотипами поведения. По Ев¬ропе прокатились войны, гораздо более кровавые, чем войны до раскола. Например, война в Герма¬нии уменьшила ее на¬селение в 4 раза. В ходе пассионарного надлома в Англии часть английских пассио¬нариев выселилась в се¬верную Америку.

Потом туда стали эмигрировать наиболее пас¬сионарные европейцы, ненужные на родине. В результате соз¬дался аме¬риканский этнос - наиболее пассионарный этнос западного супер¬этноса. Когда войны окончательно истощили Европу, конфликт окончился ком¬промиссом. Сис¬тема перестроилась. Пассионарный надлом в Европе затянулся на 300 лет из-за раздроб¬лен¬но¬сти и неоднород¬ности европейского суперэтноса. На примере надлома в Европе видно, что надлом делится на 3 ста¬дии. «Возрождение» - спокойный период, когда значительное количе¬ство пас¬сионариев вы¬тес¬нено в сферу искусства и науки. «Реформация» - период гражданской войны и резкого снижения пассио¬нарности.

Может сопровождаться расколом этноса. Пассионарная депрессия - период господства субпассионариев. В российской истории тоже прослеживаются эти 3 стадии: «Возрождение»(19 в начало 20 в.) - золотой и серебряный века русской по¬эзии, классики; «Реформация» - революция и сталинизм; пассионарная де¬прессия - вторая поло¬вина 20 века. Инерционная фаза. В конце 17 века началась инерционная фаза. Приме¬ром для подражания стала не пассио¬нарная индивидуальность, а гармонич¬ная посредственность.

По¬этому для Европы 17-18 веков, то есть начала инерционной фазы, характерна ин¬квизиция, уничтожавшая тех, кто откло¬нялся от средней нормы (в России то же самое происходило в конце пассио¬нарного надлома). На смену войнам за религию пришли колонизационные войны.

С 17 века по конец 19 было колонизировано больше половины Земли. Пора¬бощенные народы в основном находились на более низком уровне пассио¬нарности, чем ев¬ропейцы: негры, маори и индейцы были в гомео¬стазе, а в Индии пас¬сионарный толчок произошел на 200 лет раньше. Там, где уро¬вень пассио¬нарности был выше, войны выигрывались за счет стравливания противни¬ков и численного и тех¬нического перевеса: уже в 20 веке во время 2 мировой войны Италия захватила более пассионар¬ную Эфиопию, задавив ее тан¬ками. На смену этносам, изначально занимавшим ведущее место и истра¬тив¬шим свою пассио¬нарность, то есть испанскому и французскому на роль ли¬дера выдви¬нулись отсталые пассионарно части суперэтноса: сначала Анг¬лия во второй половине 18 и в конце 19 веков, потом США и Гер¬мания (в 20 веке). У США было пространство для развития и не было сильных соседей.

По¬этому сейчас это ведущий и наиболее пассионарный этнос западного су¬перэтноса. Американ¬ский этнос вобрал в себя европейскую, мексиканскую, китайскую и иную пассионар¬ность.

Прогноз. Во второй половине 21 веке начнется обскурация. Оконча¬тель¬ный распад насту¬пит около 2400 года плюс-минус 100 лет. Из-за неод¬нородности западного суперэтноса и изоли¬рованности его частей эти про¬цессы могут затя¬нуться: скажем, в Америке обскурация может на¬ступить в 22 веке.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Этнос и культура в концепции Гумилева

Написанная ярким живым языком книга Гумилева - не традиционное описание всемирной истории, а очень серьезная попытка объяснить причины глобальных … Наибольшую актуальность представляет для меня вторая часть контрольной работы,… Бывшие рес¬публики СССР будут снова присоединены. Воз¬можно, среди будущих колоний будут Европа и Северная Америка.К…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Анализ истории некоторых современных этносов с точки зрения теории пассионарности

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Этнология Л. Гумилева
Этнология Л. Гумилева. Этнология Льва Гумилева зачастую идентифицируется с социопсихологией. Мы привыкли рассуждать о социопсихологии, просто распространяя на всех элементы психологии индивидуально

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги