рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Детская одежда

Детская одежда - раздел Культура, Традиционная одежда у вайнахских народов Детская Одежда. В Рассматриваемый Период, А Также В Наши Дни, Вайнахская Семь...

Детская одежда. В рассматриваемый период, а также в наши дни, вайнахская семья была традиционно многочисленной. До рождения ребенка не было принято заблаговременно приобретать для него одежду. А после рождения дитя об одежде и колыбели для него заботилась свекровь. Если не было свекрови, то эта обязанность переходила к старшей женщине со стороны супруга. Рождение ребенка было связано с большой радостью в семье, особенно, если рождался мальчик.

Наречение новорожденного именем было обязанностью старших в семье. По обычаю, мальчику давали имя безвременно ушедшего из жизни молодого члена фамилии. Если такой случай не имел место, давали имя предка. Имя для девочки подбирала бабушка с отцовской стороны по собственному желанию. Существовал обычай, что для укладывания ребенка впервые в колыбель приглашали многодетную мать, у которой все дети были живы. Чтобы уберечь ребенка от дурного глаза, на запястье ему надевали черную бусинку, а на колыбели подвешивали вместе с бусинкой медвежий, волчий коготь и зуб. После проведения этого ритуала приглашенную женщину хорошо угощали и щедро одаривали.

Если рождался мальчик, то первую рубашку шили из старой отцовской рубахи, а если девочка, то из материнской. Эта традиция идет от желания, чтобы ребенок вырос, как его родители, был счастлив, сносил старую и новую рубаху до старости.

Эта рубаха доходила ребенку до колен. Укладывая его в колыбель, заднюю часть ее складывали до пояса, а переднюю опускали до колен. Шили эту рубаху по покрою родительской, но швы делали снаружи, чтобы не повредить нежное тело младенца. У рубахи были длинные рукава, ворот вырезан округло. Вынимая из колыбели, младенца оборачивали в одеяло из ткани. Через 2-3 месяца поверх рубахи на ребенка надевали утепленную, достигающую талии одежду типа «жакет». На голову малышу повязывали небольшого размера платок – йовлакх, который складывали треугольником, опуская на лоб и укрепив на голову при помощи ткани шириной в два пальца – тухч. На ноги надевали короткие, сшитые из шерстяной ткани носки. Эта одежда предназначалась для детей до 5-6 месяцев.

После того, как ребенок начинал ходить, к его одежде добавлялись штаны длиной по щиколотку и с сужающимися после колен штанинами – хеча. Они были сшиты от талии до седалища, а мотня оставалась открытой. Такие полусшитые штаны ребенок носил до 4-5, а порой и 6 лет. Их можно было не менять, когда ребенок мочился.

Для мальчиков штаны шили из темных тканей, а для девочек – любого цвета. С 5-6 летнего возраста на детей надевали уже обычные штаны. Следует отметить, что покрой и название элементов детской одежды такие же, как и у взрослых. У 5-6 летнего ребенка была теплая одежда из овчины, сшитые из материала или вязаные, достигающие колен, носки, в которые заправлялись штанины, на ноги надевались неIармачаш или мачаш, а на голову – сложенный треугольником платок, коны которого проводились под подбородком и завязывались сзади. В вайнахских семьях никогда не шили своим 5-6 летним детям чоху или архалук, поскольку для такого возраста эта одежда не была характерна.

Считалось, что в ребенке должны быть пробуждены интерес к росту, здоровью, любовь к труду с тем, чтобы в 12-14 летнем возрасте у него появились и чоха, и архалук, к 15-16 годам – еще и нагрудник, украшения из золота и серебра. Следующим элементом детской одежды, как отмечалось выше, являются штаны – хеча. Этот элемент отличался от штанов, которые носили до 5-6 лет. Между выкроенными по размеру штанинами вставлялся треугольник из другой ткани.

Если позволяла ширина ткани, то обходились без вставки, и от мотни до щиколотки штанину постепенно зауживали, оставляя мотню сравнительно просторной, а штанину зашивали сверху донизу. В талии штаны закреплялись кушаком. Поверх рубахи девочки надевали одежду типа архалука, однако она отличалась от настоящего архалука.

Она была в талии отрезная, спереди полностью распахнутая, короче рубахи, подбита ватой с прямо поставленными рукавами. Верх этой одежды был из сатина или шерсти, а подкладкой служила дешевая ткань. Эту одежду носили в прохладную погоду. Спереди и по низу она была обшита позументом. Дети большей части населения Чечни и Ингушетии обходились, как правило, перешитой одеждой взрослых и старших братьев и сестер. С 13-14 лет девочки уже одевали чохи, которые сшиты по обычному взрослому покрою.

В этом возрасте они уже примыкали к кругу совершеннолетних девушек и были обязаны выполнять все вайнахские обычаи ношения одежды. Одежды 7-12 летних детей обычно не украшались. Матери не особенно заботились о красоте внешнего облика детей. Все их внимание было перенесено на одежду девушек на выданье, на убранство и расшивку которой уходило много времени. Зимнюю одежду – овчинную шубу – кхакхан кетар шили для детей с 3-4 летнего возраста. Ее шили почти на все возрасты почти по одному и тому же покрою, но здесь были свои нюансы.

Эта одежда была необходима в зимнюю пору. Ее шили из овчины, но для детской одежды использовали шкуры ягнят, поскольку они были тонкими и имели нежную мягкую шерсть. Такую же шкуру использовали для утепления ног новорожденного ребенка. На ногах дети раннего возраста носили сшитые из домотканины шерстяные носки. В Шатойском и Введенском районах зафиксированы сведения, что носки вязали и на спицах. Носки обоих видов достигали колен.

Обувью служили неIармачаш. В летний период дети ходили босиком. Следует отметить, что вайнахи, хотя бы 2-3 раза за время подрастания полностью сбривали девочкам волосы, чтобы те выросли густыми. Пользовались всевозможными средствами для роста волос. С малых лет девочкам показывали, как расчесывать волосы. Если в семье были девочки разных возрастов, то они помогали в этом друг другу. Девочки заплетали волосы в 2-3-4-6 кос, концы которых связывались вместе ниткой с заговоренной бусинкой или звериным зубом.

Украшением для девочек 3-12 лет служили бусы и серьги из стекла и коралла, детям прокалывали уши с трех лет и вместо серег, поначалу, до 4-5 лет, продевали в мочки нитку, а затем одевали простые сережки или бусинки. Хотя были семьи, где дети имели и дорогие украшения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что вайнахи не уделяли большого внимания детской одежде. До 12 лет дети носили различную одежду, свидетельствующую об имущественном расслоении населения.

Бывали семьи, где дети имели всего одну шерстяную рубашку из домотканины, к которой зимой добавлялась нагольная шуба. Покрой детской одежды был во многом аналогичен покрою одежды для взрослых, однако при пошиве не доставало признаков полной формы. Названия одежды, головных уборов и обуви у детей и взрослых одни и те же, лишь с той разницей, что количество элементов одежды у взрослых больше. 6.Украшения Украшения, которые носили вайнахские женщины, отличаются своим разнообразием.

Чеченки и ингушки из богатых семей в конце ХIХ - начале ХХ вв. носили кольца, серьги, браслеты, цепочки, нагрудные часы, которые привозили из Петербурга и Москвы, не говоря уже о Тифлисе и Баку. Но и вайнахские маcтера не стояли в стороне от изготовления украшений. Центром приобретения их был и Грозный. Но не в меньшей степени это ремесло было развито в Урус-Мартане, Шали, Атагах, Ведено и других населенных пунктах. Специалисты по золоту и серебру были в Ведено в тайпах Тахиевых, в Урус-Мартане - у Абдулаевых, в Атагах – у Нинциевых.

В этих тайпах изготовление различного вида украшений (поясов, нагрудных украшений, колец, серег) было развито со времени их далеких предков. Украшения различались по способу ношения: на шее, на груди, на руках и в ушах. Украшения всех видов носили как незамужние девушки, так и невесты. После замужества количество этих украшений, как правило, уменьшалось, но оставшиеся, в зависимости от возраста, носили до конца своих дней. Некоторые украшения имели торжественное назначение.

Каждая вайнахская женщина бережно хранила их, передавая из поколения в поколение. В конце ХIХ – начале ХХ вв. в быту вайнахов были распространены сочетающиеся с самобытной одеждой украшения, которые отражают большой вкус народа, красоту одежды. Эти украшения использовались и отдельно. Однако нагрудные и поясные украшения не разделялись, носились в комплекте. Они считались основным украшением женского костюма, без которого он и не выглядел должным образом.

Нагрудные вайнахские украшения в прежние годы прикреплялись на груди верхней одежды – чохи или архалука, которые застегивались с верха до пояса серебряными пряжками. Из украшений, имеющих самостоятельное значение, прежде всего следует отметить камал - широкий серебряный пояс, иногда в золотой или позолоченной оправе. Одевать чоху или архалук только с поясом было нельзя, следовало сочетать с ним нагрудные украшения, которые придавали одежде совершенный вид. Нагрудные украшения ингуши называют даmо, чеченцы- mуьдаргаш.

Буквально – петли. Они представляют собой 16 или, порой меньше, 12 пар позолоченных серебряных застежек, которые укреплены на расстоянии по ширине в 8 или 12 сантиметров по всей длине, от шеи до талии бархатной или суконной ткани, нашиваемой по обе стороны груди чохи. На талии застегивались 4-5 парными пряжками - чаьрпаз. Позднее обычай ношения указанного украшения изменили и перенесли его под чоху на грудь поверх платья. Оно хорошо смотрелось на распахнутом нагрудном вырезе чохи. В начале ХХ века застежки или их имитации стали делать различной формы, сообразуясь с формой выреза платья, под которое надевали нагрудник.

Последнее, чаще всего наблюдалось в Осетии, Чечне и Ингушетии. Широко использовались вайнахскими женщинами в конце ХIХ начале ХХ вв. разнообразные пояса. Они были признаны вторым главным украшением женского костюма. Различаются – грузинский пояс, на котором в исполненном золотистым цветом орнаменте вставлен драгоценный красный камень.

Пояс с позументами. Этот пояс представляет собой позумент шириной в три пальца, к которому подшит в виде второго, нижнего слоя, кусок сукна. На подогнанном по размеру поясе укреплены пять серебряных пряжек с красными и голубыми камнями. Этот пояс называют вайнахским. Еще один вид пояса - в виде цепочки. На его передних пряжках изображена бычья голова, а у застежки - детское лицо. Это ангел (малик), спутник женщины, оберегающий ее. Чеченцы называют этот пояс черкесским.

Большую роль в костюме чеченок, в меньшей степени ингушек, играли украшения из металла, золота и серебра: серьги, кольца, браслеты, бусы, ожерелья из монет и височные подвески. Серьги – чIуг, иногда вдевали в ухо по две сразу. Большие плоские серьги – хъалкханаш, дополнительно вешали на нитке в ухо. В ряде случаев серьги соединяли тонкой цепочкой, висевшей под подбородком. Браслеты были широкими и массивными с бирюзой и изумрудом, а то и без камня. К нашейным украшениям относятся разного цвета и размера бусы из коралла и стекла, серебряные и золотые цепочки.

Вайнахские женщины очень любили серьги, и девочкам прокалывали уши в 4-5 летнем возрасте, давали им носить весьма сложные по конструкции серьги. Девочки из зажиточных семей, носили обычно золотые и серебряные серьги. Незамужние женщины носили украшения всех видов (на шее, на груди, на талии, на руках, на запястьях и в ушах). После замужества снимали нагрудные украшения – туьйдаргаш, с талии пояс – доьхка и с запястья – браслет - хIоз. Невеста надевала эти украшения, но она имела дополнительную брошку и на руке больше одного кольца.

Став женой, женщина снимала эти украшения и бережно хранила их для своих детей. Вайнахские женщины и дети для защиты от злого духа носили на шее амулет – хIайкал. Это был листок бумаги, на котором был выписан стих из Корана, сложенный треугольником, затем зашитый в кожу. Носили его на шее. Итак, можно сказать, что вайнахи с древнейших времен ценили и культивировали украшения.

Они носили их с повседневной, выходной и торжественной одежной. Сохранили они эту традицию и в наши дни. Только число украшений уменьшилось, но зато появились новые, более развитые формы. Украшения вайнахских женщин были как местного изготовления, так и завозными из соседних и отдаленных районов, с которыми их издавна связывали добрососедские отношения 7.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Традиционная одежда у вайнахских народов

Также особенность этого региона – разнообразие природных условий, что способствовало развитию различных видов хозяйства. Территория Кавказа вновь и… В течение многих веков, под влиянием труда, быта и природы, сложились общие… Одежда народов Северного Кавказа отличается исключительным разнообразием, красочностью и обилием украшений, но мне…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Детская одежда

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Традиционная мужская одежда у чеченцев
Традиционная мужская одежда у чеченцев. Археологические и этнографические сведения и ряд других источников свидетельствуют о том, что основной тип вайнахского костюма сложился в процессе развития м

Традиционная мужская одежда у ингушей
Традиционная мужская одежда у ингушей. Наиболее ярким и выразительным предметом материальной культуры каждого народа является одежда. У ингушей она была разнообразной. Потребности в одежде и

Женская одежда вайнахов
Женская одежда вайнахов. Указанные элементы одежды объединяются в три группы: цельная одежда, носимая выше пояса (талии) и ниже его. К цельной одежде относятся рубаха, чоха, архалук, кожаная шуба,

Прически и головные уборы
Прически и головные уборы. Чтобы представить в целом женскую одежду чеченцев и ингушей, необходимо рассказать о правилах и обычаях, связанных с прическами и элементами головных уборов вайнахов.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги