культурный мир средневековья

Содержание: Введение Раннее средневековье 1.Введение 2.Образование 3.Искусство и архитектура 4.Эпос Высокое (классическое) Средневековье 1.Введение 2.Литература 3.Праздничная культура средневековья 4.Архитектура 5.Позднее средневековье Заключение Используемая литература 1.Введение Средними веками культурологи называют исторический период в истории Западной Европы, следующий после Древнего мира и предшествующий Новому времени.

Этот период охватывает более тысячелетия с V по XV века. Внутри тысячелетия принято выделять, по меньшей мере, три периода: Раннее Средневековье, от начала эпохи до 900 или 1000 годов (до X - XI в. в); Высокое (Классическое) Средневековье - от X -XI веков до примерно XIV века; Позднее Средневековье, XIV- XV века. При мысли о Средних веках перед нами мысленно вырастают стены рыцарских замков и громады готических соборов, вспоминаются крестовые походы и усобицы, костры инквизиции и феодальные турниры … Если попытаться восстановить духовный облик людей средневековья, умственный, культурный фонд, которым они жили, то окажется, что это время почти целиком поглощено густой тенью, отбрасываемой на него классической античностью, с одной стороны, и Возрождением - с другой. Сколько искаженных представлений и предрассудков связано с этой эпохой! Таким образом, долгое время в историко-культурологической литературе господствовал взгляд на Средневековье как на «темные века». Основы такой позиции были заложены просветителями.

Однако история культуры западноевропейского общества была далеко не столь однозначна.

Давайте же окунёмся в этот мир и узнаем о жизни, быте и культуре людей, живших тогда… 2.Раннее средневековье 2.1. Введение Раннее Средневековье - время, когда в Европе происходили бурные и очень важные процессы, такие, как вторжение варваров, закончившиеся падением Римской империи.

Варвары селились на землях бывшей империи, ассимилировались с ее населением, создавая новую общность Западной Европы. Новые западноевропейцы при этом, как правило, принимали христианство, которое к концу существования Рима стало его государственной религией. Христианство в различных его формах вытесняло языческие верования, и этот процесс после падения империи только ускорился. Третьим существенным процессом было формирование на территории бывшей Римской империи новых государственных образований, создававшихся теми же «варварами». Племенные вожди провозглашали себя королями, герцогами, графами, постоянно воюя друг с другом и подчиняя себе более слабых соседей.

Характерной особенностью жизни в раннее Средневековье были постоянные войны, грабежи и набеги, которые существенно замедляли экономическое и культурное развитие. [9, стр. 16] Главная масса населения Европы того времени - сельские жители, образ жизни которых был всецело подчинен рутине, а кругозор до крайности ограничен.

Консерватизм - неотъемлемый признак этой среды. Крестьянство и его жизнь почти вовсе не отражаются в социальной картине мира. Общество, аграрное по своей природе, строившееся на эксплуатации и подчинении широких слоев сельского населения, как бы позволяло себе идеологически игнорировать собственное большинства. Парадокс: простой люд, прежде всего - крестьянство, презираемое и игнорируемое господствующим классом, вместе с тем, в определенном смысле, доминировало в духовной жизни раннего Средневековья.

Сельская жизнь с ее неторопливой размеренностью и периодической сменой производственных сезонов, была главным регулятором социального ритма общества ([ 9], стр. 63) Церковь не разделяла открытой враждебности к крестьянам. Ее задача состояла в том, чтобы по возможности сглаживать социальные конфликты. Обращаясь к сильным мира сего, она взывала к милосердию по отношению к угнетенным и обездоленным. Это сочувствие проистекало в значительной мере из социального учения церкви, которая превозносило бедность, считая ее, идеальным состоянием.

Правда, осуждение богатства, столь решительное в произведениях церкви III-V веков, было несколько приглушено в литературе более позднего времени, когда церковь стала крупнейшим собственником. Прославление же бедности проходит лейтмотивом через все литературные памятники Раннего Средневековья. 2.

Образование

все школы в странах Западной Европы находились в руках церкви. Уровень преподавания в разных школах был неодинаков, соответственно, м... После определенного подъема VIII-IX вв. Массовая средневековая культура существовала через сознание безграмотн... Соответственно этому определялось и поведение средневекового европейца...

Искусство и архитектура

Тем не менее, универсальные каноны церкви накладывались на специфику н... Иногда эти эпические поэмы представляют собой поэтическую переработку ... Особенной славой пользовались трубадуры - поэты, исполнявшие свои стих... В основном они вели бродячую жизнь, переезжал от двора одного знатного... Поэтические находки трубадуров широко перенимались и использовались пе...

Праздничная культура средневековья

С 17 по 23 справлялись веселые сатурналии, с цирковыми представлениями... И все-таки отдельные виды увеселений продолжали жить, породив новый ви... е. Так, вместо обращения к «Богу всемогущему» следовало обращение к «Баху... Первые храмовые постройки готического стиля, ставшие образцом для боле...

литература», для которой было характерно реалистическое изображение городского повседневного быта различных слоев городского населения, а также появление сатирических произведений.

Представителями городской литературы в Италии были Чекко Анджольери, Гвидо Орланди ( конец XIII века). [4] Развитие городской литературы свидетельствовало о новом явлении в культурной жизни западноевропейского общества - городской культуре, сыгравшей очень большую роль в становлении западной цивилизации в целом.

Суть городской культуры сводилась к постоянному усилению светских элементов во всех сферах человеческого бытия. Городская культура зародилась во Франции в XI- XII вв. В этот период она была представлена, в частности, творчеством «жонглеров», которые выступали на городских площадях как актеры, акробаты, дрессировщики, музыканты и певцы.

Они выступали на ярмарках, народных праздниках, свадьбах, крестинах и т.п. и пользовались большой популярностью в народе. Примерно с середины XII века театральные действия перемещаются из-под церковных сводов на площади и действия разыгрываются уже не на латыни, а на французском языке. В роли же актеров выступают уже не священнослужителя, а горожане, сюжеты пьес становятся все более светскими, пока не превращаются в сценки из обыденной городской жизни, часто сдобренными доброй порцией сатиры.

В это же время развивается театральное искусство и в Англии. Новым и чрезвычайно важным явлением, свидетельствующим об углублении процесса развития городской культуры, было создание в городах не церковных школ - это были частные школы, материально от церкви не зависящие. Преподаватели этих школ жили за свет платы, взимаемой с учащихся, и обучать в них своих детей могли все, кто мог позволить себе заплатить за обучение.

С этого времени идет быстрое распространение грамотности в среде городского населения. 4.Позднее средневековье. Позднее Средневековье продолжило процессы формирования европейской культуры, начавшиеся в период классики. Однако ход их был далеко не гладким. В XIV-XV веках Западная Европа неоднократно переживала великий голод. Многочисленные эпидемии, особенно чумы, принесли неисчислимые человеческие жертвы.

Очень сильно замедлила развитие культуры Столетняя война. В эти периоды неуверенность и страх владели массами. Хозяйственный подъем сменяется длительными периодами спада и застоя. В народных массах усиливались комплексы страха перед смертью и загробным существованием, усиливаются страхи перед нечистой силой. В конце Средневековья в сознании простонародья Сатана трансформируется из, в общем-то, не страшного и иногда смешного черта во всемогущественного повелителя темных сил, который в завершение земной истории выступит в роли Антихриста.

Другая причина страхов - голод, как следствие низкой урожайности и нескольких лет засух. Источники страхов лучше всего высвечиваются в молитве крестьянина того времени: «Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны». ([9], стр. 330) Господство устной культуры мощно способствовало умножению суеверий, страхов и коллективных паник. Однако, в конце концов, города возрождались, люди, уцелевшие от мора и войны, получили возможность устраивать свою жизнь лучше, чем в предыдущие эпохи. Возникли условия для нового подъема духовной жизни, науки, философии, искусства.

Этот подъем с необходимостью вел к так называемому Возрождению или Ренессансу. 5.Заключение. В Средние века комплекс представлений о мире, верований, умственных установок и системы поведения, который условно можно было бы назвать «народной культурой» или «народной религиозностью» был достоянием всех членов общества ([1], стр. 356). Мышление средних веков было преимущественно теологическим.

Средневековая церковь, с опаской и подозрением относившаяся к обычаям, вере и религиозной практике простонародья, испытывала на себе их влияния. Как пример, можно привести санкционирование церковью культа святых в его народной интерпретации. Магический подход к природе распространялся на христианские обряды, вера в чудеса была повсеместной. Вся культурная жизнь европейского общества этого периода в значительной степени определялась христианством.

Европейское средневековое общество было очень религиозно, и власть духовенства над умами была чрезвычайно велика. Учение церкви было исходным моментом всякого мышления, все науки - юриспруденция, естествознание, философия, логика- все приводилось в соответствие с христианством. Высшее духовенство было единственно образованным классом, однако средневековый европеец, включая и высшие слои общества, был неграмотен. Лишь к концу XV века церковь осознала необходимость иметь образованные кадры и начала открывать духовные семинарии. «Переводом» мыслей социальной и духовной элиты на доступный для понимания всех людей язык стали проповеди, представляющие собой значительный пласт средневековой культуры.

Приходские священники, монахи, миссионеры должны были растолковывать народу основные положения богословия, внушать принципы христианского поведения и искоренять неправильный образ мыслей. Создавалась специальная литература, которая популярно излагала основы христианского учения, давая пастве образцы для подражания.

Эта литература, в основном, предназначалась священникам, чтобы они использовали ее в своей повседневной деятельности. Во времена классического Средневековья возникает городская культура как новое явление культурной народной жизни, сыгравшая очень большую роль в становлении западной цивилизации в целом. Суть городской культуры сводилась к постоянному усилению светских элементов во всех сферах человеческого бытия. Позднее Средневековье продолжило процессы формирования европейской культуры, начавшиеся в период классики.

Список литературы. 1. Р. М. Самарин «Эпос раннего средневековья» 2. Гуревич А.Я. “ Проблемы средневековой народной культуры”. М 1981 г. 3. Гуревич А.Я. “ Категории средневековой культуры” М 1984 г 4. Под ред. Марковой А.Н. ”Культурология”, М 1995 г. 5. Под ред. Радугиной А.А. “Культурология”. М 1997 г 6 Всемирная история. Энциклопедия том-1 Москва «Аванта+»,1993г. 685с. 7 Артамонов С.Д. Литература средних веков: кн. для учащихся ст. кл М, «Просвещение», 1992г 240с. 8.З. В. Гуковская «Литература Средневековья» 9. Гуревич А.Я. “Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства”. М 1990 г.