Западноевропейская культура эпохи декаданса: основные черты и особенности (2-я половина XIX века)

Содержание Введение…1.Критический реализм… ….2.Импрессионизм….3.Постимпрессионизм…4.Художественный стиль модерн….13 Заключение… 14 Литература…. …16 Введение Культура XIX века является культурой сложившихся буржуазных отно­шений.Это период появления произведений, ставших огромным достоянием культуры и завоеванием человеческого гения, хотя условия развития были сложными и противоречивыми. Факторы, повлиявшие на основные процессы и направления художественного творчества, были разнообразны.

В числе социально-экономических и политических факторов определяющее значение имели социальные революции и революционное движение. В XIX веке буржуазные революции охватили многие страны Европы. Они способствовали утверждению и развитию капитализма, решению назревших исторических задач, пробудили в прогрессивном человечестве стремление к свободе от социального гнёта и несправедливости. Огромное влияние на развитие западноевропейского мира оказала промышленная революция, которая завершилась именно в XIX веке. Её непосредственный результат – беспрецедентный рост производительности общественного труда.

Развитие производства стимулировало быстрое развитие науки. Р. Майер, Дж. Джоуль, Г. Гельмгольц открыли законы сохранения и превращения энергии, обеспечив единую основу для всех разделов физики и химии. А. Эйнштейн создал теорию относительности, М. Планк – квантовую теорию, что привело к прорыву в области микромира и больших скоростей.

Сделано множество других величайших открытий в различных областях науки. Создание паровоза, двигателя внутреннего сгорания, телефона, радио, кино совершило переворот в науке и технике. Началось формирование индустриального общества. Промышленное производство сыграло великую цивилизирующую роль. В XIX веке достигнуто значительное развитие философской мысли. Оно было подготовлено учениями И. Канта и И. Фихте. Исходя из их положений была создана романтическая теория, заложены основы объективно –идеалистической философии, оформленной в стройное учение Ф.В. Шеллингом.

Объективно – идеалистическая концепция получила дальнейшее развитие в трудах крупнейшего немецкого философа Г. Гегеля, который придал ей завершённость в форме основных законов диалектики. В противовес позициям Гегеля тогда же возникла идеалистическая концепция, сторонниками которой были Ф. Р. де Шатобриан и А. Шопенгауэр. XIX век дал миру К. Маркса и Ф. Энгельса, создавших в середине века материалистическое учение.

Они, используя гегелевскую диалектику, разработали концепцию исторического материализма. Их учение вошло в историю под названием «марксизм». Влиятельным в XIX веке было философское движение О. Конта, который был основоположником позитивизма – учения, согласно которому подлинным знанием может быть только эмпирическое знание, основанное на опыте и точном его описании. В XIX веке под влиянием атеистических тенденций в обществе серьёзный кризис переживает церковь. В Европу проникают новые религии, рождаются концепции отделения церкви от государства, свободы совести, вероисповедания, секуляризации образования.

Эти процессы подрывают влияние религии на общество. Таким образом, великие сдвиги, имевшие место в начале XIX века в развитии философии, науке и технике, оказали огромное влияние на развитие литературы и искусства Западной Европы. Общей чертой мировой культуры этого времени был неуклонный рост международного культурного обмена.

Этому способствовало стремительное развитие мировых экономических контактов, совершенствование средств транспорта, связи и взаимной информации. Рассмотрим сущность и содержание различных направлений в развитии европейской культуры XIX века.

Критический реализм

Клод Оскар Мане был не только одним из создателей импрессионизма и кру... Значительное влияние на музыкальный импрессионизм оказала поэзия, в пе... Констебл и У. Гогеном, Ж. Тулуз- Лотреком. Эти художники в ранний период своего творчества сами ...

Художественный стиль модерн

Рубеж 18-19 веков был началом преобразований всех сторон жизни- от нау... В архитектуре модерна выделились несколько направлений: национально- р... Оно началось в тех областях художественного творчества, которые давали... Деятельность Морриса положила начало новому движению в Англии. Главным критерием красоты модерн провозгласил целостность создаваемого...

Заключение

Заключение Европейская культура XIX века является отражением тех противоречивых начал, которые являет собой развитое буржуазное общество, но, тем не менее, она не имеет себе равных по глубине проникновения в бытие и духовный мир человека по творческому напряжению в науке, литературе, философии и искусстве.

Для культуры XIX века характерны многообразие стилей, борьба различных направлений, начало кризисных явлений. Различные ценностные ориентации основывались на двух исходных позициях: установлении и утверждении ценностей буржуазного образа жизни, с одной стороны, и критическом неприятии буржуазного общества, с другой. Отсюда – появление столь несходных явлений в культуре XIX века: романтизма, критического реализма, символизма, натурализма и т.д. Причем в разных течениях мироощущение и стремление к чувственному контакту с миром проявляется по-разному. В натурализме – через фиксацию мимолетного, через индивидуальное впечатление.

В импрессионизме – через передачу динамически наполненной жизни. В символизме – благодаря одушевлению внешнего мира. Очень важным фактом в культуре XIX века явилось разделение художественной культуры на эстетику, художественную критику, историю искусств, как отдельных областей гуманитарного знания. Научные открытия XIX века оставили огромный по своим масштабам комплекс знаний, имеющих чрезвычайную глубину и пространство для дальнейших исследований.

Это способствовало изменению мировоззрения и поменяло многие взгляды на природу и ее связь с человеком, породило новый способ мышления – диалектико-материалистический. XIX век является веком взлетов и упадка, веком многостильности и противоречий, но он подготовил тот перелом в сознании и культуре человечества, который разделил традиции классической и современной эпох.

Литература

Литература 1.Емохова Л.Г. «Мировая художественная культура» Учебное пособие, 2001 г. http://ru.wikipedia.org/wiki/Импрессиони зм.