рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Интолерантность Базарова

Интолерантность Базарова - раздел Культура, Интолерантная личность Евгения Базарова Интолерантность Базарова. Базаров Всегда Вызывающе Грубо Отзывается О Том, Чт...

Интолерантность Базарова. Базаров всегда вызывающе грубо отзывается о том, что многие люди считают священным: « - Как? Не только искусство, поэзию… но и… страшно вымолвить… - Все с невыразимым спокойствием повторил Базаров». Он нарушает многие нормы приличия.

Называет виднейших деятелей культуры совершенно ненужными. Очень холодно относится к человеку, который благоговеет перед ним - к Аркадию Николаевичу Кирсанову. Вдобавок, своим невниманием причиняет много страданий родителям: Василию Ивановичу и Арине Власьевне Базаровым. И все это подчеркивается чересчур флегматичным, на первый взгляд, характером. Обратим внимание на особый характер полемики Базарова с Павлом Петровичем, на тот нравственный и философский результат её, который не всегда попадал в поле зрения.

К концу романа, в разговоре с Аркадием, Базаров обвиняет своего ученика в использовании «противоположных общих мест». На вопрос Аркадия, что это такое, Базаров отвечает: «А вот что: сказать, например, что просвещение полезно, это общее место; а сказать, что просвещение вредно, это противоположное общее место. Оно как будто щеголеватое, а в сущности одно и то же». И Базарова, и Павла Петровича можно обвинить в пристрастии к употреблению в споре противоположных общих мест. Кирсанов говорит о необходимости следовать авторитетам и верить в них, Базаров отрицает разумность того и другого.

Павел Петрович утверждает, что без «принсипов» могут жить лишь безнравственные и пустые люди, Евгений называет «прынцип» пустым, нерусским словом. Кирсанов упрекает Базарова в презрении к народу, нигилист парирует: «Что ж, коли он заслуживает презрения!» Павел Петрович говорит о Шиллере и Гёте, Базаров восклицает: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта!» и т.д. Базаров прав, что любые истины и авторитеты должны подвергаться сомнению.

Но наследник не может терять при этом сыновнего отношения к культуре прошлого. Это чувство Базаровым подчёркнуто отрицается. Принимая за абсолют конечные истины современного естествознания, Базаров впадает в нигилистическое отрицание всех исторических ценностей. Базаров силён в критике консерватизма Павла Петровича, в обличении пустословия русских либералов, в отрицании эстетского преклонения «барчуков» перед искусством, в критике дворянского культа любви.

Но, бросая вызов отживающему строю жизни, герой в ненависти к «барчукам проклятым» заходит слишком далеко. Отрицание «вашего» искусства перерастает у него в отрицание всякого искусства, отрицание «вашей» любви - в утверждение, что любовь - чувство напускное, всё в ней легко объясняется физиологией, отрицание «ваших» сословных принципов - в уничтожение любых авторитетов, отрицание сентиментально-дворянской любви к народу - в пренебрежение к мужику вообще и т.д. Порывая с барчуками, Базаров бросает вызов непреходящим ценностям культуры, тем самым ставя себя в трагическую ситуацию.

В базаровском складе ума проявляются типические стороны русского народного характера: например, склонность к резкой критической самооценке. Базаров держит в своих сильных руках и «богатырскую палицу» - естественнонаучные знания, которые он боготворит надёжное оружие в борьбе с идеалистической философией, религией и опирающейся на них официальной идеологией русского самодержавия, здоровое противоядие как барской мечтательности, так и крестьянскому суеверию.

В запальчивости ему кажется, что с помощью естественных наук можно легко разрешить все вопросы, касающиеся сложных проблем общественной жизни, искусства, философии. Романтической чепухой считает Евгений Базаров и духовную утончённость любовного чувства: «Нет, брат, всё это распущенность, пустота Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это всё романтизм, чепуха, гниль, художество». Рассказ о любви Павла Петровича к княгине Р. вводится в роман не как вставной эпизод, а как предупреждение заносчивому Базарову.

Большой изъян ощутим и в базаровском афоризме «природа не храм, а мастерская». Правда деятельного, хозяйского отношения к природе оборачивается вопиющей односторонностью, когда законы, действующие на низших природных уровнях, абсолютизируются и превращаются в универсальную отмычку, с помощью которой Базаров легко разделывается со всеми загадками бытия.

Отрицая романтическое отношение к природе как к храму, Базаров попадает в рабство к низшим стихийным силам природной «мастерской». Он завидует муравью, который в качестве насекомого имеет право «не признавать чувство сострадания, не то что наш брат, самоломанный». В горькую минуту жизни даже это естественное чувство сострадания Базаров склонен считать слабостью, аномалией, не согласующейся с законами природы.

Все, что лишено материалистического объяснения, Базаров отрицает. Он считает прогнившим весь государственный строй России, поэтому он отрицает «все»: самодержавие, крепостное право, религию - и то, что порождено «безобразным состоянием общества»: народную нищету, бесправие, темноту, невежество, патриархальную старину, семью. Однако положительной программы Базаров не выдвигает. Когда П. П. Кирсанов говорит ему: « Вы все разрушаете Да ведь надобно же и строить», Базаров отвечает: «Это уже не наше дело Сперва нужно место расчистить». Прощаясь с Аркадием, Базаров дает точную оценку личности своего приятеля, подчеркивает различия между ними. «Для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан.

В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор, для нашего дела это не подходит. Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения добиться не может а мы биться хотим » В любви к Одинцовой выразилась способность Базарова к сильному чувству и уважение к женщине, ее уму и характеру - ведь самыми заветными мыслями он делился именно с Одинцовой, наполняя свое чувство разумным содержанием.

Тургенев отражает глубокие психологические переживания героя, страстную их напряженность, цельность и силу. В любовном конфликте Базаров выглядит крупной личностью. Отвергнутый, он одерживает нравственную победу над эгоистичной женщиной, но его чувства к ней и разрыв трагичны для Базарова.

Любовь к Одинцовой помогла Базарову пересмотреть свои взгляды, переосмыслить свои убеждения. У него появляется новый психологический настрой: замкнутость, самоуглубленность, тяготение к ранее чуждым ему проблемам. С болью говорит Базаров о краткости человеческого существования: «Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с основным пространством и часть времени, которую мне удается прожить, так ничтожна перед вечностью » Наступает сложная переоценка ценностей.

Впервые Базаров теряет веру в свое будущее, но не отказывается от своих стремлений и выступает против успокоенности. Бескрайняя Русь с ее темными, грязными деревнями становится предметом его пристального внимания. Но он так и не приобретает умения «рассуждать о делах и нуждах» мужиков и только помогает в лекарской практике отца деревенскому населению. Величие Базарова Тургенев показал во время его болезни, перед лицом смерти. В речи умирающего боль от сознания близкого неминуемого конца.

Каждая реплика, обращенная к Одинцовой сгусток духовных страданий: «Вы посмотрите, что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный», а еще топорщится. И ведь тоже думал: обломаю дед много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант Я нужен России Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен?» Зная, что умрет, он утешает родителей, проявляет чуткость к матери, скрывая от нее грозящую ему опасность, обращается с предсмертной просьбой к Одинцовой - позаботиться о стариках: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать » Мужество и стойкость его материалистических и атеистических взглядов проявились в отказе от исповеди, когда он, уступая мольбам родителей, согласился принять причастие, но только в бессознательном состоянии, когда человек не отвечает за свои поступки.

Писарев отмечал, что перед лицом смерти «Базаров становится лучше, человечнее, что является доказательством цельности, полноты и естественного богатства натуры». Не успевший реализовать себя в жизни, Базаров только перед лицом смерти избавляется от своей нетерпимости и впервые по-настоящему ощущает, что реальная жизнь гораздо шире и многообразней его представлений о ней. В этом заключается главный смысл финала.

Сам Тургенев признавал, что тот самый герой «все-таки стоит ещё в преддверии будущего». Он писал: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная - все-таки обреченная на гибель потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего». Базаров о себе скажет: «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным В теперешнее время полезнее всего отрицание мы отрицаем». Заключение В заключение нужно отметить одиночество Базарова.

В романе у него нет ни сторонников его идеи, ни единомышленников. Казалось бы, Аркадий - его приятель и товарищ - должен был занять это место рядом с Евгением, но Аркадий - продолжатель традиций своего отца - Николая Петровича Кирсанова. Кукшина и Ситников - карикатурные образы, это пародия на революционеров- демократов.

Но Базаров и не нуждается в чьем-либо сочувствии. Он просто говорит без стеснения то, что думает, и не обращает внимания на то, как реагируют окружающие на его слова. «Личность Базарова замыкается сама в себе, потому что за пределами ее и кругом нее почти совсем нет родственных ей элементов». В конце романа Евгений достойно умирает. Он прощается с жизнью как гигант: «умирает прилично, не виляя хвостом». Базаров сомневается: нужен ли он России, и приходит к выводу, что нет! Он не смог понять человеческой души, для него ее вообще не существовало.

Его идеи высоки в научном направлении, но они не могут быть применены на улучшение общественного строя, оказание России той помощи, в которой она так нуждалась. Базаров не был патриотом своей Отчизны, более того, он отрицал все русские достижения прошлых лет, он презирал русский народ, потому что «мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке Базаров умер, так и ничего не сделав для общества, кроме распластания лягушки, циничных речей и оскорблений.

Евгений Базаров «рано родился». Он говорит Аркадию о будущем поколений: «Умницы они будут уже потому, что своевременно они родятся, не то что мы с тобой». Базаров является противником пустых фраз. Он хорошо понимает недостатки и опасности современного ему общества, «…когда все наши акционерные общества лопаются единственно оттого, что оказывается недостаток в честных людях, когда самая свобода, о которой хлопочет правительство, чуть ли пойдет нам впрок…».

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Интолерантная личность Евгения Базарова

Интолерантный – нетерпимый. Интолерантность представляет собой культурную нетерпимость, активное неприятие других ценностных систем, стремление… Главное действующее лицо - Евгений Базаров, «нигилист», как он себя называет.… Краткий пересказ романа Действие романа происходит летом 1859 года. Молодой кандидат, Аркадий Николаевич Кирсанов,…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Интолерантность Базарова

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Краткий пересказ романа
Краткий пересказ романа. Действие романа происходит летом 1859 года. Молодой кандидат, Аркадий Николаевич Кирсанов, приезжает в деревню к своему отцу вместе со своим приятелем, Евгением Васильевиче

Личность Евгения Базарова
Личность Евгения Базарова. Базаров - сын бедного уездного лекаря; Тургенев ничего не говорит о его студенческой жизни, но надо полагать, что то была жизнь бедная, трудовая, тяжелая; отец Базарова г

Положительные качества Евгения Базарова
Положительные качества Евгения Базарова. Как только в романе появляется Евгений Базаров, внимание читателя сразу же привлекает его простота и искренность. Его одежда представляет собой прост

Отрицательные качества Евгения Базарова
Отрицательные качества Евгения Базарова. Но автор не идеализирует своего героя, поэтому у Базарова есть и отрицательные качества. Одним из них и наиболее весомым является эгоизм и самолюбие молодог

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги