Мифология вообще

Мифология вообще. Что такое мифы В понимании многих людей - это прежде всего ан- тичные, библейские и другие старинные сказки о сотворении мира и человека, а также рассказы о деяниях древних, по преимуществу гре- ческих и римских, богов и героев - поэтические, наивные, нередко причудливые. Это житейское, подчас до сих пор бытующее представ- ление о мифах в частности и о мифологии вообще, в какой-то мере результат более раннего включения именно античной мифологии в круг знаний европейского человека само слово миф, 7яmyqoz 0, греческое и означает предание, сказание именно об античных мифах сохранились высокохудожественные литературные памятники, наиболее доступные и известные самому широкому кругу читателей.

Действительно, вплоть до 18 в. в Европе были наиболее распространены лишь античные мифы - рассказы древних греков и римлян о своих богах, героях и других фантастических существах.

Особенно широко имена древних богов и героев стали известны с эпохи Возрождения 15 - 16 вв когда в европейских странах оживился интерес к античности. Примерно в это же время в Европу проникают первые сведения о мифах арабов и аме- риканских индейцев. В образованной среде общества вошло в моду употреблять имена античных богов и героев в аллегорическом смысле говоря Марс, подразумевали войну, под Венерой разумели любовь, под Минервой - мудрость, под музами - различные искусства и науки и т.д. Такое словоупотребление удержалось до наших дней, в частности в поэтическом языке, вобравшем в себя многие мифологи- ческие образы.

В 1-й половине 19 в. в научный оборот вводятся мифы широкого круга индоевропейских народов древних индийцев, иранцев 3 - германцев, славян. Последующее выявление мифов народов Америки, Африки, Океании, Австралии показало, что мифология на определенной стадии исторического развития существовала практически у всех на- родов мира. О том что мифология является историческим типом миро- воззрения, говорит тот факт, что научный подход к изучению миро- вых религий христианства, ислама, буддизма показал, что и они наполнены мифами.

Далее создавались литературные обработки мифов разных времен и народов, появилась огромная научная литература, посвященная мифологии отдельных народов и регионов мира и сравни- тельно-историческому изучению мифов при этом привлекались не только повествовательные литературные источники, являющиеся уже результатом более позднего развития, чем первоначальная мифология например, древнегреческая Илиада, индийская Рамаяна, каре- ло-финская Калевала, но и данные этнографии, языкознания.

Сравнительно-историческое изучение широкого круга мифов позволило установить, что в мифах различных народов мира - при чрезвычайном их многообразии - целый ряд основных тем и мотивов повторяется. К числу древнейших и примитивнейших мифов принадлежат, вероятно, ми- фы о животных. Самые элементарные из них отражают по всей видимос- ти тип мировоззрения людей на начальном уровне развития, и предс- тавляют собой лишь наивное объяснение отдельных признаков живот- ных. Глубоко архаичны мифы о происхождении животных от людей та- ких мифов очень много, например, у австралийцев или мифологичес- кие представления о том, что люди были некогда животными.

Предс- тавления о зооантропоморфных предках распространены у тех же авс- тралийцев, они окрашены тотемическими чертами. Мифы о превращении людей в животных и в растения известны едва ли не всем народам земного шара. Широко известны древнегреческие мифы о гиацинте, нар- циссе, кипарисе, лавровом дереве девушка-нимфа Дафна, о пауке Арахне и др. Очень древни мифы о происхождении солнца, месяца, звезд.

В одних мифах они нередко изображаются людьми, некогда жившими на земле, и по какой-то причине поднявшимися на небо, в других - создание солнца не олицетворенного приписывается какому-либо сверхъес- тественному существу 4 - 1.2