Антропологическая школа изучения мифологии

Антропологическая школа изучения мифологии. Вторая школа - антропологическая или исторически-эволюционистская Э.Тайлор, Э.Лэнг, Г.Спенсер и др сложилась в Англии и была результатом первых научных шагов сравнительной этнографии.

Ее глав- ным материалом были архаические племена в сопоставлении с цивили- зованным человечеством. Сопоставляя две разные исторические точки на отрезке развития человечества, можно было проследить ступени эволюции мифа и его подверженность влиянию различных типов миро- воззрения. Исходя из этого, возникновение мифологии и религии Тай- лор относил к гораздо более раннему, чем Мюллер, собственно перво- бытному состоянию и возводил не к натурализму, а к анимизму, т.е. к представлению о душе, возникшему, однако, в результате чис- то рациональных размышлений дикаря по поводу смерти, болезни, снов - именно чисто рациональным, логическим путем первобытный че- ловек, по мнению Тайлора, и строил мифологию, ища ответы на воз 20 - никавшие у него вопросы по поводу непонятных явлений, и отвечая на эти вопросы сам он выражал в них свой, специфический тип мировозз- рения.

Таким образом, мифология отождествлялась со своего рода первобытной наукой. С развитием культуры мифология как бы пол- ностью лишалась сколько-нибудь самостоятельного значения, своди- лась к ошибкам и пережиткам, к только лишь наивному, донаучному способу объяснения окружающего мира. Но такой подход, внешне ста- вивший изучение мифологии на строго научную почву и создавший впе- чатление исчерпывающего объяснения мифа, был по существу и его полным развенчанием.

Серьезные коррективы в тайлоровскую теорию анимизма внес Дж. Дж. Фрейзер вышедший из английской антропологи- ческой школы, противопоставивший анимизму магию, в которой видел древнейшую универсальную форму мировоззрения.

Миф для Фрейзера все больше выступал не в качестве сознательной попытки объяснения ок- ружающего мира, а просто как слепок отмирающего магического ритуа- ла, обряда. Фрейзер оказал большое влияние на науку о мифе не только тезисом о приоритете ритуала над мифом, но в гораздо боль- шей степени исследованиями собранными главным образом в Золотой ветви, 1890 мифов, связанных с аграрными календарными культами умирающих и воскресающих богов. 3.4