Ритуалистическая доктрина изучения мифов

Ритуалистическая доктрина изучения мифов.

Научное творчество Фрейзера послужило отправной точкой для расп- ространения ритуалистической доктрины изучения мифа как историчес- кого типа мировоззрения. Непосредственно от нее идет так называе- мая кембриджская школа классической философии Д.Харрисон, Ф.М.Корнфорд, А.Б.Кук, Г.Марри, исходившая в своих исследованиях из безусловного приоритета ритуала как образа мировоззрения нам мифом как типом мировоззрения, и видевшая в ритуалах важнейший ис- точник развития религии, философии, искусства древнего мира. Не- посредственно предшествовал кембриджскому ритуализму и кое в чем его предвосхищал А.Н.Веселовский, предложивший при этом гораздо более широкую концепцию участия ритуалов и мифов в генезисе не от- дельных сюжетов и жанров, а поэзии и отчасти искусства в целом.

В 30-40-х гг. 20 в. ритуалистическая школа заняла доминирующую пози 21 - цию С.Х.Кук, Т.Х.Гастер, Э.О.Джеймс и др Крайний ритуализм свойственен работам Ф.Рэглана считавшего все мифы ритуальными текстами, а мифы, оторванные от ритуала сказками или легендами и С.Э.Хаймана.

За последние десятилетия появился целый ряд работ, критически оценивающих крайний ритуализм К.Клакхон, У.Баском, В.И.Гринуэй, Дж. Фонтенроз, К.Леви-Строс. Австралийский этнограф Э.Станнер показал, что у североавстралийских племен имеются как строго эквивалентные друг другу мифы и обряды, так и обряды, не связанные с мифами, и мифы не связанные с обрядами и от них не происходящие, что не мешает мифам и обрядам иметь в принципе сход- ную структуру. 3.5