Специфика мифологического мышления

Специфика мифологического мышления.

Центральными проблемами важнейших последующих исследований запад- ных ученых в области изучения мифологии как исторического типа ми- ровоззрения становятся не столько вопросы о функциональном значе- нии мифологии, ее соотношении с религией и т.д сколько проблемы специфики мифологического мышления. Во всяком случае, именно в этой области было высказано более всего существенно новых идей. Французский ученый Леви-Брюль в своих работах 30-х гг. о перво- бытном мышлении, построенных на этнографическом материале народов Африки, Австралии и Океании, показал специфику первобытного мышле- ния и его качественное отличие от научного мышления.

Первобытное мышление он считал дологическим но не алогическим. Леви-Брюль исходит из социальной а не из индивидуальной психологии. Коллек- тивные представления а именно - мифологические представления яв- ляются, считает он, предметом веры, а не рассуждений, носят импе- ративный характер если современный европеец дифференцирует ес- тественное и сверхъестественное, то дикарь в своих коллективных представлениях воспринимает мир единым. Эмоциональные и моторные элементы занимают в коллективных представлениях место логических включений и исключений.

Дологический характер мифологического мышления проявляется в частности, в несоблюдении логического зако- на исключенного третьего объекты могут быть одновременно и са- мими собой, и чем-то иным. В коллективных представлениях, считает Леви Брюль, ассоциациями управляет закон партиципации сопричас- тия - возникает мифическое сопричастие между тотемической группой и страной света, между страной света и цветами, ветрами, мифичес- кими животными, лесами, реками и т.д. Пространство в мифологии не- однородно, его направления обременены различными качествами и свойствами, представления о времени тоже имеет качественный харак- тер. Леви-Брюль показал, как функционирует мифологическое мышле- ние, как оно обобщает, оставаясь конкретным и пользуясь знаками.

Но сквозь призму мистическим партиципации он не заметил интел- лектуального смысла своеобразных мифологических мыслительных опе- раций и его практических познавательных результатов.

Делая акцент на эмоциональных импульсах и магических представлениях коллектив- ные представления как основе мифологического мышления, он недоо 23 - ценил значение его своеобразной логики, своеобразного интеллекту- ального характера мифологии постулат о дологическом характере мифологического мышления. 3.7 Символическая теория мифа. Символическая теория мифа, в полном виде разработанная немецким философом Э.Кассирером, позволила углубить понимание интеллекту- ального своеобразия мифологического мышления.

Мифология рассматри- вается Кассирером не только как тип мировоззрения, но и также на- ряду с языком и искусством как автономная символическая форма культуры, отмеченная особым способом символической объективации чувственных данных, эмоций.

Мифология предстает как замкнутая сим- волическая система, объединенная и характером функционирования, и способом моделирования окружающего мира. Кассирер рассматривал ду- ховную деятельность человека и в первую очередь мифотворчество в качестве древнейшего вида этой деятельности как символическую. Символизм мифа восходит, по Кассиреру, к тому, что конкретно-чувс- твенное а мифологическое мышление именно таково может обобщать только становясь знаком, символом - конкретные предметы, не теряя своей конкретности, могут становится знаком других предметов или явлений, т.е. их символически заменять. Мифическое сознание напо- минает поэтому код, для которого нужен ключ. Кассирер выявил неко- торые фундаментальные структуры мифологического мышления и природы мифического символизма.

Он сумел оценить интуитивное эмоциональное начало в мифе и вместе с тем рационально проанализировать его как форму творческого упорядочения и своеобразного познания реальнос- ти. Специфику мифологического мышления Кассирер видит в неразличе- нии реального и идеального, вещи и образа, тела и свойства, нача- ла и принципа, в силу чего сходство или смежность преобразуется в причинную последовательность, а причинно-следственный процесс име- ет характер материальной метафоры.

В мифологическом типе мировозз- рения отношения не синтезируются, а отождествляются, вместо зако- нов выступают конкретные унифицированные образы, часть функцио- нально тождественна целому.

Весь космос построен по единой модели и артикулирован посредством оппозиции сакрального священного 24 - т.е. мифически релевантного, концентрированного, с особым магичес- ким отпечатком и профанного эмпирического, текущего. От этого зависят мифологические представления о пространстве, времени, чис- лах, подробно исследованные Кассирером. Идея конструирования символического мира в мифологии, выдвинутая Кассирером, очень глу- бока. Но Кассирер в соответствии со своей неокантианской филосо- фией избегает сколько-нибудь серьезной постановки вопроса о соот- ношении конструируемого мира и процесса конструирования с действи- тельностью и общественным бытием. 3.8