Психоанализ в изучении мифов

Психоанализ в изучении мифов.

В работах немецкого психолога В.Вундта в связи с генезисом мифов особо подчеркивалась роль аффективных состояний и сновидений, а также ассоциативных цепей. Аффектные состояния и сновидения как продукты фантазии, родственные мифам, занимают еще большее место у представителей психоаналитической школы изучения мифологических типов мировоззрения - З.Фрейде и его последователей.

Для Фрейда речь идет главным образом о вытесненных в подсознание сексуальных комплексах, прежде всего о так называемом эдиповом комплексе в основе которого лежат инфантильные сексуальные влечения к родителю противоположного пола - мифы рассматриваются фрейдистами как отк- ровенное выражение этой психологической ситуации. Другую попытку связать мифологические мировоззрения с бессознате- льным началом в психике предпринял швейцарский ученый К.Г. Юнг, ис- ходивший в отличие от Фрейда из коллективных представлений и из символической интерпретации мифа, родственной кассиреровской.

Юнг обратил внимание на общность в различных видах человеческой фанта- зии включая миф, поэзию, бессознательное фантазирование в снах и возвел это общее к коллективно-подсознательным психологически ми- фоподобным символам - архетипам. Последние выступают у Юнга как некие структуры первичных образов коллективной бессознательной фантазии и категории символической мысли, организующие исходящие извне представления.

Точка зрения Юнга содержала опасность раство- рения мифологии в психологии, а также крайнего расширения понятия мифа до продукта воображения вообще когда буквально любой образ - 25 - фантазии в индивидуальном литературном произведении, сне, галлюци- нации и т.д. рассматривался как миф. Эти тенденции отчетливо про- явились у некоторых современных авторов, испытавших в той или иной мере влияние Юнга, таких как Дж. Кэмпбелл автор монографии Маски бога, 1959-70, который склонен подходить к мифологии не как к разновидности типа мировоззрения, а откровенно биологизаторски, или М.Элиаде, выдвинувший модернизаторскую теорию мифотворчества как спасения от страха перед историей его основной подход к мифам опирается прежде всего на характер функционирования мифа в ритуа- лах. 3.9