Структуралистско-мировоззренческая теория мифов

Структуралистско-мировоззренческая теория мифов. Структуралистско-мировоззренческую теорию мифа разработал фран- цузский этнолог К.Леви-Строс, основатель т.н. структурной антропо- логии уже ранее подход к структурально-мировоззренческому изуче- нию мифов намечался в символических концепциях у Кассирера и Юн- га, а также французского специалиста по сравнительной мифологии индоевропейских народов Ж.Дюмезиля, предложившего теорию трехфунк- циональной структуры индоевропейских мифов и других культурных фе- номенов религиозная власть - мудрость военная сила плодородие.

Теория первобытного мышления, созданная Леви-Стросом, во многом противоположна теории Леви-Брюля. Исходя из принципа своеобразия мифологического мышления как мышления на чувственном уровне, конкретного, метафорического и т.д Леви-Строс показал в то же время, что это мышление способно к обобщениям, классификациям и логическому анализу.

Основу структурного метода Леви-Строса обра- зует выявление структуры как совокупности отношений, инвариантных при некоторых преобразованиях т.е. структура понимается не просто как устойчивый скелет какого-либо объекта, а как совокупность правил, по которым из одного объекта можно получить второй, третий и т.д. путем перестановки его элементов и некоторых других симмет- ричных преобразований.

Применив структурный метод к анализу мифов как самого характерного продукта примитивной культуры, Ле- ви- Стросс сосредоточил внимание на описании логических механизмов первобытного мышления.

Мифология для Леви-Строса - это прежде все 26 - го поле бессознательных логических операций, логический инструмент разрешения противоречий.

Важнейший объект мифологических штудий Леви-Строса - выявление в повествовательном фольклоре американских индейцев своеобразных механизмов мифологического мышления, которое он считает по-своему вполне логичным. Мифологическая логика дости- гает своих целей как бы ненароком, окольными путями, с помощью ма- териалов, к тому специально не предназначенных, способом брикола- жа от франц. bricoler, играть отскоком, рикошетом.

Сплошной анализ разнообразных мифов индейцев выявляет механизмы мифологи- ческой логики. При этом прежде всего вычленяются в своей дискрет- ности многочисленные бинарные оппозиции типа высокий-низкий, теп- лый-холодный, левый-правый и т.д. их выявление - существенная сторона леви-стросовской методики. Леви-Строс видел в мифе логи- ческий инструмент разрешения фундаментальных противоречий посредс- твом медитации - прогрессивного посредничества, механизм которого заключается в том, что фундаментальная противоположность например жизни и смерти подменяется менее резкой противоположностью нап- ример растительного и животного царства, а эта, в свою очередь более узкой оппозицией.

Так громоздятся все новые и новые мифоло- гические системы и подсистемы как плоды своеобразной порождающей семантики, отражающую смену типов мировоззрений, как следствие бесконечных исторических трансформаций, создающих между мифами сложные иерархические отношения.

При этом при переходе от мифа к мифу сохраняется и тем самым обнажается их общая арматура, но меняются сообщения или код. Это изменение при трансформации мифов большей частью имеет образно-метафорический характер, так что один миф оказывается полностью или частично метафорой друго- го. 3.10