Мировоззренчество космогонических мифов

Мировоззренчество космогонических мифов.

Центральную группу мифов, по крайней мере у народов с развитыми мифологическими системами, составляют мифы о происхождении мира, вселенной и человека. У культурно отсталых народов мало космогони- ческих мифов. Так, в австралийских мифах лишь изредка встречается идея о том, что земная поверхность некогда имела иной вид, но воп- росов, как появились земля, небо, и все остальное, не ставится. О происхождении людей говорится во многих австралийских мифах.

Но мотива творения, создания здесь нет говорится или о превращении животных в людей, или выступает мотив доделывания. У народов сравнительно культурных появляются развитые космогонические и ант- ропогонические мифы. Очень типичные мифы о происхождении мира и людей известны у полинезийцев, североамериканских индейцев, у на- родов Древнего Востока и Средиземноморья. В этих мифах выделяются две идеи - идея творения и идея развития. По одним мифологическим представлениям креационным, основанным на идее творения, мир создан каким-либо сверхъестественным существом - богом-творцом, демиургом, великим колдуном и т.п по другим эволюционным, мир постепенно развился из некоего первобытного бесформенного сос- тояния - хаоса, мрака либо из воды, яйца и пр. Обычно в космогони- ческие мифы вплетаются и теогонические сюжеты - мифы о происхожде- нии богов и антропогонические мифы - о происхождении людей.

В чис- ле широко распространенных мифологических мотивов - мифы о чудес- ном рождении, о происхождении смерти сравнительно поздно возникли мифологические представления о загробном мире, о судьбе. К космо- гоническим мифам примыкают также встречающиеся лишь на сравнитель- но высокой ступени развития эсхатологические мифы - рассказы-про- рочества о конце мира развитые эсхатологические мифы известны у древних майя и ацтеков, в иранской мифологии, в христианстве, в германо-скандинавской мифологии, в талмудическом иудаизме, в исла- ме. На ранних стадиях развития человеческого общества мифы по большей части примитивны, кратки, элементарны по содержанию, лишены связной фабулы, что в полной мере отражает тип мировоззрения об- щества создавшего их. Позднее, на пороге более сложного, развитого классового общества, постепенно создаются более сложные мифы, раз 5 - ные по происхождению, мифологические образы и мотивы переплетают- ся, мифы превращаются в развернутые повествования, связываются друг с другом, образуя циклы.

Таким образом, сравнительное изуче- ние мифов разных народов показало, что, во-первых, весьма сходные мифы часто существуют у разных народов, в самых различных частях мира, и, во-вторых, что уже самый круг тем, сюжетов, охватываемых мифами вопросы происхождения мира, человека, культурных благ, социального устройства, тайны рождения и смерти и другие затра- гивает широчайший, буквально глобальный, круг коренных вопросов мироздания.

Мифология как исторический тип мировоззрения выступает перед нами уже не как сумма или даже система наивных рассказов древних.

Более углубленный подход к этому феномену неизбежно при- водит к постановке проблемы, что же такое мифология Ответ не прост.

Не случайно современные исследователи до сих пор нередко коренным образом расходятся во взглядах на ее сущность и природу. К тому же к мифологии, изучая ее в разных аспектах, по-разному подходят религиоведы, этнографы, философы, литературоведы, линг- висты, историки культуры и т.д. их исследования часто дополняют друг друга. 1.3 Методология изучения мифологии как исторического типа мировоззрения. По мнению автора данной работы, методология изучения мифологии как исторического типа мировоззрения иили одной из форм общест- венного сознания должна базироваться на принципах диалектического и исторического материализма.

Для такого исследовательского подхо- да к решению проблем мифологии необходимо следование принципам ис- торизма, внимание к содержательным, идеологическим проблемам мифо- логии, подчеркивание ее мировоззренческой основы.

Таким образом, мифотворчество рассматривается как важнейшее явле- ние в культурной истории человечества. В первобытном обществе ми- фология представляла основной способ понимания мира. Миф выражает мироощущение и миропонимание эпохи его создания. Человеку с самых ранних времен приходилось осмыслять окружающий мир. Мифология и выступает как наиболее ранняя, соответствующая древнему и особенно - 6 - первобытному обществу форма мировосприятия, понимания мира и само- го себя первобытным человеком, как природа и сами общественные формы, уже переработанные бессознательно-художественным образом народной фантазией, как первоначальная форма духовной культуры че- ловечества.

То или иное конкретное осмысление какого-либо явления природы или общества сначала зависело от конкретных природных, хо- зяйственных и исторических условий и уровня социального развития, при которых жили народы - носители данной мифологии. Кроме того отдельные мифологические сюжеты могли перениматься одним народом у другого, правда, вероятно, только в тех случаях, когда заимство- ванный миф получал осмысленное место в жизни и мировоззрении восп- ринимающего народа в соответствии с его конкретными условиями жиз- ни и достигнутым им уровнем развития.

Но мифология представляет собой очень своеобразную систему фантастических представлений об окружающей человека природной и социальной действительности. При- чины, по которым вообще должны были возникать мифы т.е. ответ на вопрос, почему восприятие мира первобытным человеком должно было принять такую своеобразную и причудливую форму, как мифотворчест- во, следует, по-видимому, искать в общих для того уровня культур- но-исторического развития особенностях мышления. 1.4