Предпосылки и следствия мифологической логики

Предпосылки и следствия мифологической логики.

Главные предпосылки своеобразной мифологической логики - это, во-первых, то, что первобытный человек еще не выделял себя из ок- ружающей среды - природной и социальной, и, во-вторых, элементы логической диффузности, нерасчлененности первобытного мышления, не отделившегося еще отчетливо от эмоциональной, аффектно-моторной сферы.

Следствием этого явилось наивное очеловечивание окружающей природной среды и вытекающая отсюда всеобщая персонификация в ми- фах и широкое метафорическое сопоставление природных и культур- ных социальных объектов. Человек переносил на природные объекты свои собственные свойства, приписывал им жизнь, человеческие чувс- тва. Выражение сил, свойств и фрагментов космоса в качестве конк- ретно-чувственных и одушевленных образов порождало причудливую ми- фологическую фантастику.

Космос часто представляется в мифах живых - 7 - великаном, из частей которого может быть создан мир, тотемические предки рисуются существами двойной - зооморфной и антропоморфной - природы и с легкостью меняют свои обличья, болезни имеют вид чудо- вищ, пожирающих души, сила может быть выражена многорукостью, хо- рошее зрение - многоглазостью и т.д. При этом все боги, духи, ге- рои связаны чисто человеческими семейно-родовыми отношениями.

Не- которые мифологические образы оказываются сложным многоуровневым пучком различительных признаков, входящих в известную мифологичес- кую систему. Мифологические образы представляют одушевленные, пер- сонализированные конфигурации метафор, метафорический, точнее символический образ представляет инобытие того, что он моделирует, ибо форма тождественна содержанию, а не является ее аллегорией, иллюстрацией. 1.5 Мировоззренческий символизм мифа. Мировоззренческий символизм мифа представляет его важнейшую чер- ту. Диффузность, нерасчлененность первобытного мышления проявилась в неотчетливом разделении в мифологическом мышлении субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, ве- щи и ее атрибутов, единичного и множественного, пространственных и временных отношений, начала и принципа, т.е. происхождения и сущ- ности.

Мифологическое мышление оперирует, как правило, конкретным и персональным, манипулирует внешними вторичными чувственными ка- чествами предметов объекты сближаются в пространстве и во време- ни. То, что в научном анализе выступает как сходство, в мифологи- ческом объяснении выглядит как тождество.

Конкретные предметы, не теряя своей конкретности, могут становиться знаками других предме- тов или явлений, т.е. их символически заменять. Заменяя одни сим- волы или одни ряды символов другими, мифическая мысль делает опи- сываемые ею предметы как бы более умопостигаемыми хотя полное преодоление метафоризма и символизма в рамках мифа невозможно.

Для мифа весьма характерна замена причинно-следственных связей прецендентом - происхождение предмета выдается за его сущность генетизм мифа. Научному принципу объяснения противопоставляется в мифологии начало во времени. Объяснить устройство вещи - это - 8 - значит рассказать, как она делалась, описать окружающий мир - зна- чит рассказать о его происхождении. Нынешнее состояние мира - рельеф, небесные светила, породы животных и виды растений, образ жизни, социальные группировки и религиозные установления и т.д все оказывается следствием событий давно прошедшего времени и действий мифических героев, предков или богов.

В любом типичном мифе мифологическое событие отделено от настоящего времени ка- ким-то большим промежутком времени как правило, мифологические рассказы относятся к стародавним временам, начальным временам. Резкое разграничение мифологического периода и современного сак- рального и профанного времени свойственно даже самым примитив- ным мифологическим представлениям, часто имеется особое обозначе- ние для древних мифологических времен.

Мифологическое время - это и то время, когда все было не так, как теперь. Мифическое прош- лое - это не просто предшествующее время, а особая эпоха претворе- ния, мифическое время, предшествующее началу эмпирического време- ни мифическая эпоха - это эпоха первопредметов и перводействий первый огонь, первое копье, первые поступки и т.д. Все происходив- шее в мифическом времени приобретает значение парадигмы, рассмат- ривается как прецендент, служащий образцом для воспроизведения уже в силу того, что данный прецендент имел место в первоначальные времена.

Поэтому миф обычно совмещает в себе два аспекта - расс- каз о прошлом диахронический аспект и средство объяснения насто- ящего, а иногда и будущего синхронический аспект. Для первобыт- ного сознания все, что есть сейчас результат развертывания пер- воначального прецендента. Актуальность исторических преданий подтверждается жанром этиологических объяснений основных объектов на территории данного коллектива и его основных социальных уста- новлений.

Вообще этиологизм, попытка объяснить какое-то реальное явление в окружающей человека среде как это произошло, как это сделано, почему - существенная черта мифологического мышления. Этиологизм входит в самую специфику мифа, поскольку в мифе представления об устройстве мира передаются в виде повество- вания о происхождении тех или иных его элементов.

Кроме того, име- ется особенно в наиболее архаических мифологиях, например у авс- тралийских аборигенов немало и собственно этиологических мифов, представляющих собой лишь короткие рассказы, содержащие примитив- ные объяснения тех или иных особенностей животных, происхождения - 9 - каких-либо черт рельефа и т.д. Содержание мифа, отражающего тип мировоззрения, мыслится перво- бытным сознанием вполне реальным более того в силу парадигма- тического характера мифа - как высшая реальность, различие между реальным и сверхъестественным не проводится.

Для тех, среди кого миф возникал и бытовал, миф - правда, потому что он - ос- мысление реально данной и сейчас длящейся действительности, при- нятое многими поколениями людей до нас. Коллективный практичес- кий опыт, каков бы он ни был, накапливался множеством поколений, поэтому лишь он рассматривался как достаточно надежный. Для вся- кого первобытного общества этот опыт был сосредоточен в мудрости предков, в традиции поэтому осмысление фактов внешнего мира ока- зывалось делом веры, вера же не подлежала проверке и не нуждалась в ней. Итак, неспособность провести различие между естественным и сверхъестественным, безразличие к противоречию, слабое развитие абстрактных понятий, чувственно-конкретный характер, метафорич- ность, эмоциональность - эти и другие особенности первобытного мышления превращают мифологию в очень своеобразную символическую знаковую систему, в терминах которой воспринимался и описывался весь мир. ГЛАВА 2