Мифология и религия

Мифология и религия.

Многое из написанного выше подводит нас к сложному и не имеющему однозначного решения в науке вопросу о соотношении мифологии рассматривая ее как исторический тип мировоззрения и религии.

Некоторая часть проблем связана с вопросами о месте религии в пер- вобытном сознании и представляет предмет самостоятельного исследо- вания. В контексте мифология - религия наиболее дискусионным оказался вопрос о соотношении мифа и обряда религиозного, ритуа- ла. Давно отмечено в науке, что многие мифы служат как бы разъяс- нением религиозных обрядов культовые мифы. Исполнитель обряда - 10 - воспроизводит в лицах рассказанные в мифе события - миф представ- ляет собой своего рода либретто исполняемого драматического дейс- твия. Хорошо известны исторически сравнительно поздние примеры культо- вых мифов в Древней Греции элевсинские мистерии сопровождались рассказыванием священных мифов о Деметре и ее дочери Коре, о по- хищении Коры владыкой подземного мира Плутоном, ее возвращении на землю, как бы разъяснявших совершаемые драматические действия.

Есть основания полагать, что культовые мифы распространены широко, что они есть везде, где совершаются религиозные обряды.

Религиоз- ный обряд и миф тесно между собой связаны. Связь эта давно призна- на в науке. Но разногласия вызывает вопрос что здесь является первичным, а что производным Создавался ли обряд на основе мифа, или миф сочинился в обоснование обряда Этот вопрос имеет разные решения в научной литературе.

Множество фактов из области религии самых разных народов подтверждает примат обряда над мифом. Очень часто, например, отмечаются случаи, когда один и тот же обряд ис- толковывается его участниками по-разному. Обряд всегда составляет самую устойчивую часть религии, связанные же с ним мифологические представления изменчивы, нестойки, нередко вовсе забываются, на смену им сочиняются новые, долженствующие объяснить все тот же об- ряд, первоначальный смысл которого давно утрачен.

Конечно, в из- вестных случаях религиозные действа складывались на основе того или иного религиозного предания, т.е. в конечном счете на основе мифа, как бы в качестве его инсценировки. Безусловно, что соотно- шение двух членов этой пары - обряд - миф - нельзя понимать как взаимодействие двух посторонних друг другу явлений. Миф и обряд в древних культурах в принципе составляют известное единство - миро- воззренческое, функциональное, структурное, являют как бы два ас- пекта первобытной культуры - словесный и действенный, теоретичес- кий и практический.

Такое рассмотрение проблемы вносит в наше представление о мифологии как историческом типе мировоззрения еще одно уточнение. Хотя миф в точном смысле этого слова - это по- вествование, совокупность фантастически изображающих действитель- ность рассказов, но это не жанр словесности, а определенное представление о мире, которое лишь чаще всего принимает форму по- вествования мифологическое же мироощущение выражается и в иных формах - действа как в обряде, песни, танца и т.д 11 - Мифы а это, как уже отмечалось выше, обычно рассказы о первоп- редках, о мифических временах первотворения составляют как бы священное духовное сокровище племени.

Они связаны с заветными пле- менными традициями, утверждают принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживают и санкционируют определенные нормы поведе- ния. Миф как бы объясняет и санкционирует существующий в обществе и мире порядок, он так объясняет человеку его самого и окружающий мир, чтобы поддержать этот порядок. В культовых мифах момент обос- нования, оправдания отчетливо превалирует над моментом объяснения.

Культовый миф всегда является священным, он, как правило, окружен глубокой тайной, он - сокровенное достояние тех, кто посвящен в соответствующий ритуал. Культовые мифы составляют эсотерическую сторону религиозной мифологии. Но есть и другая группа религиоз- ных мифов, составляющих ее экзотерическую сторону. Это мифы, как бы нарочито придуманные для запугивания непосвященных, особенно детей, женщин.

Обе категории мифов - эсотерическая и экзотеричес- кая - располагаются порой вокруг какого-то общественного явления и связанного с ним ритуала. Яркий пример - мифы связанные с инициа- циями - возрастными посвятительными обрядами, совершаемыми при пе- реводе юношей в возрастной класс взрослых мужчин. Во время их со- вершения посвящаемым сообщают мифы, которых раньше они, как и все непосвященные не смели знать.

На почве самих посвятительных обря- дов в свою очередь родились специфические мифологические представ- ления например, возник мифологический образ духа - учредителя и покровителя возрастных инициаций. Различные мифы и мифические об- разы, принадлежащие к внутреннему и к внешнему кругам, не ог- раничиваются связью с возрастными посвятительными обрядами. Можно думать, что к тенденции запугивать слушателей восходит и один из элементов, вплетающихся наряду с другими в сложную ткань мифов о враждебных людям чудовищам тератологические мифы. Культовые мифы разрастаются на почве практики тайных союзов Меланезия, Северная Америка, Западная Африка и др на почве монополизируемых жрецами культов племенных богов, в дальнейшем - в рамках государственно организованных храмовых культов, в форме богословских спекуляций жрецов.

Расщепление религиозно-мифологических образов на эсотери- ческие и экзотерические - явление исторически преходящее, и отра- жающее конкретный исторически сформировавшийся тип мировоззрения. Оно характерно и для некоторых племенных культов, и для древних - 12 - национальных религий.

В мировых религиях - буддизме, христианс- тве, исламе - принципиальная грань между эсотерической и экзотери- ческой мифологией ослабевает или даже исчезает совсем - религиоз- но-мифологические представления становятся обязательным предметом веры, превращаются в религиозные догматы. Это связано с новой иде- ологической ролью мировых религий, с их новой - церковной - орга- низацией. Религии эти призваны служить идеологическим орудием под- чинения масс господствующему социальному порядку.

Из всего сказан- ного видно, что вопрос о соотношении мифологии как исторического типа мировоззрения и религии также рассматривая ее как одну из разновидностей типа мировоззрения решается не просто. По-видимо- му, по своему происхождению мифология не связана с религией, но безусловно, что уже на ранних стадиях своего развития мифология органически связывается с религиозно-магическими обрядами, входит существенной частью в состав религиозных верований.

Но первобытная мифология, хотя и находилась в тесной связи с ре- лигией, отнюдь к ней не сводима. Будучи системой первобытного ми- ровосприятия, мифология включала в себя в качестве нерасчлененно- го, синтетического единства не только религии, но и философии, по- литических теорий, донаучных представлении о мире и человеке, а также - в силу бессознательно-художественного характера мифотвор- чества, специфики мифологического мышления и языка метафорич- ность, претворение общих представлений в чувственно-конкретной форме, т.е. образность - и разных форм искусства, прежде всего словесного.

Рассматривая мифологию как исторический тип мировозз- рения, следует также иметь ввиду, что роль мифа в первобытном об- ществе как обществе где еще не сложились классы, а также не воз- никло системы научных знаний отличалась от ее роли в классовых обществах. Превращение некоторых мифов в религиозные догматы, но- вая социальная роль религии мифов - результат уже далеко зашед- шего исторического развития.

На пороге классового общества в силу изменения типа мировоззрения, мифология подвергается существенной трансформации. В силу изменяющихся общественных условий и через контаминацию ми- фологических сюжетов и мотивов сами персонажи - боги, полубоги, герои, демоны и др вступают друг с другом в сложные отношения родственные, супружеские, иерархические.

Возникают целые генеа- логии богов, образы которых первоначально рождались и бытовали по 13 - рознь. Характерны примеры циклизации мифов и формирования полите- истического пантеона - сложный пантеон великих и малых богов Поли- незии, а также майя, ацтеков и других народов Мексики и Централь- ной Америки. Сложную мифологию, окрашенную туманно-мистическим и спекулятивно-философским духом, вырабатывали в течении веков брах- маны Индии. Отчетливые следы работы жрецов, борьбы отдельных их группировок видны на мифах Древнего Египта, Вавилонии.

По тому же пути шло но не завершилось развитие германо-скандинавской мифо- логии, где сложился пантеон богов-асов, ассимилировавших другую группу богов-ванов. В античной греческой мифологии отдельные обра- зы великих богов разного происхождения сблизились между собой, породнились, выстроились в иерархический ряд во главе с отцом бо- гов и людей Зевсом, разместились по вершинам и склонам фессалийс- кого Олимпа, определили свое отношение к полубогам, героям, людям.

Перед нами классический политеизм - результат смены мировоззрения, слияния культов, контаминации мифов. В связи с изменением типа мировоззрения деление общества на классы, мифология. как правило, тоже расслаивается. Разрабатыва- ются мифологические сказания и поэмы о богах и героях, которые изображаются как предки аристократических родов. Так было в Егип- те, Вавилонии, Греции, Риме. Местами от этой аристократической мифологии отлична жреческая - мифологические сюжеты, разрабатывавшиеся замкнутыми корпорациями жрецов.

Так создавалась высшая мифология. Напротив, в верованиях народных масс дольше сохранялась низшая мифология - представления - представления о разных духах природы - лесных, горных, речных, морских, о духах, связанных с земледелием, с плодородием земли, с растительностью. Эта низшая мифология, более грубая и непосредственная, оказывалась обычно наиболее устойчивой. В фольклоре и поверьях многих народов Европы сохранилась именно низшая мифология, тогда как высшая мифоло- гия, представления о великих богах, существовавшие у древних кельтских, германских и славянских народов, почти совершенно изг- ладились в народной памяти и лишь частично влились в образы хрис- тианских святых 14 - 2.2