Изучение мифологии как исторического типа мировоззрения

Изучение мифологии как исторического типа мировоззрения. Первые попытки рационального переосмысления мифологического мате- риала и рассмотрения его как проявление исторического типа миро- воззрения, решения проблемы отношения рационального знания к мифо- логическому повествованию предпринимались уже в античности с это- го, собственно, и началось развитие античной философии. Господс- твующим было аллегорическое толкование мифов у софистов, у стои- ков, видевших в богах персонификацию их функций, у эпикурейцев, считавших, что мифы, созданные на основе естественных фактов, предназначались для откровенной поддержки жрецов и правителей, и др Платон противопоставил народной мифологии философско-симво- лическую интерпретацию мифов.

Древнегреческий философ Эгемер 3 в. до н. э рассматривая мифологию как один из типов мировоззрения, видел в мифических образах обожествленных исторических деятелей такое толкование мифов, получившее название эвгемерического, было распространено и позднее.

Средневековые христианские теологи, толкуя Ветхий и Новый заветы буквально и аллегорически, дискреди- тировали античную мифологию, либо ссылаясь на эпикурейскую и эвге- меристическую интерпретацию, либо низводя античных богов до бе- сов. Новый интерес к античной мифологии как к типу мировоззрения пробудился в эпоху Возрождения. Обращаясь к античной мифологии, гуманисты эпохи Возрождения видели в ней выражение чувств и страс- тей эмансипирующейся человеческой личности, свойственных той эпо- хе. Также античная мифология трактовалась в качестве моральных по- этических аллегорий.

Аллегорическое толкование мифов оставалось преобладающим трактат Бокаччо, позднее сочинения Ф.Бэкона и др Для развития знаний о мифологии большое значение имело открытие Америки и знакомство с культурой американских индейцев. Появляются - 17 - первые попытки сравнительной мифологии Нравы американских индей- цев в сравнении с нравами древних времен Ж.Ф.Лафито, 1724, сопос- тавившего культуру североамериканских индейцев с древнегреческой.

Глубокую философию мифа, пытаясь рассматривать его как отпечаток исторических взглядов его создателей, создал итальянский ученый Дж. Вико, автор сочинения Основания новой науки 1725. Древней- шая эпоха представляется Вико как поэтическая и во всех аспектах коренящаяся в мифе, что указывает на понимание им первобытного идеологического синкретизма. Вико называет мифологию божественной поэзией из которой возникает затем героическая поэзия гомеровс- кого типа и связывает ее своеобразие с неразвитыми и специфичес- кими формами мышления, сравнимыми с детской психологией.

Вико име- ет ввиду чувственную конкретность и телесность, эмоциональность и богатство воображения при отсутствии рассудочности, перенесение человеком на предметы окружающего мира своих собственных свойств, неумение абстрагировать атрибуты и форму от субъекта, замену сути эпизодами, т.е. повествовательность, и др. Его философия мира содержала в зародыше почти все основные последующие направления в изучении мифологии как типа мировосприятия. По сравнению с теорией Вико взгляд на мифологию деятелей фран- цузского Просвещения, рассматривавших мифологию как продукт неве- жества и обмана, как суеверие Б.Фонтенель, Вольтер, Д.Дидро, Ш.Монтескье и др был шаг назад.

Переходную ступень от просветительского взгляда на мифологию к романтическому представляют исследования немецкого философа И.Г.Гердера. Мифология интересует его как часть созданных народом богатств, народной мудрости, отражение его мировоззрения и отноше- ние к различным явлениям.

Он рассматривает мифы разных народов, в том числе и первобытных, мифы привлекают его своей поэтичностью, национальным своеобразием. 3.1 Романтическая философия мифа. Романтическая философия мифа, получившая свое завершение у Ф.В.Шеллинга, трактовала миф преимущественно как эстетический фе- номен. Мировоззренческая теория мифа в философской системе Шеллин 18 - га занимает место как бы между природой и искусством политеисти- ческая мифология оказывается больше обожествлением природных явле- ний посредством фантазии, символикой природы.

Преодоление традици- онного аллегорического толкования мифа в пользу символически-миро- воззренческого - основной пафос романтической философии мифа. Ис- ходя из этого Шеллинг дает сравнительную символически-мировоззрен- ческую характеристику античной, древневосточной и христианской ми- фологий, оценивая греческую мифологию как высочайший первообраз поэтического мира. Шеллинг считает, что мифотворчество продолжа- ется в искусстве, неся отпечаток определенных типов мировоззрения, и может принять вид индивидуальной творческо-мировоззренческой ми- фологии.

Немецкие ученые-филологи Я. и В.Гримм открывают в сказке одну из древнейших форм человеческого мировоззренческого творчества, один из драгоценнейших памятников народного духа, отражение древней- шей мировоззренческой мифологии народа. Я.Гримм начинает исследо- вание мифологии континентальных германцев, указывая ее пережитки и в поверьях более позднего времени Немецкая мифология, 1835. 3.2