Сравнительно-мировоззренческая школа изучения мифологии

Сравнительно-мировоззренческая школа изучения мифологии.

Во 2-й половине 19 в. противостояли друг другу в основном две ма- гистральные школы, которые изучали мифы учитывая их мировоззрен- ческую окраску. Первая из них, вдохновленная исследованиями Я.Гримма и не порвавшая полностью с романтическими традициями не- мецкие ученые А.Кун, В.Шварц, В.Манхардт, английский - М.Мюллер, русские - Ф.И.Буслаев, А.Н.Афанасьев, А.А.Потебня и др опира- лась на успехи научного сравнительно-мировоззренческого исследова- ния индоевропейского языкознания и ориентировалась на реконструк- цию древнеиндоевропейской мифологии посредством этимологических сопоставлений в рамках индоевропейских языков.

М.Мюллером была создана мировоззренческо-лингвистическая концепция возникновения мифов в результате болезни языка первобытный человек обозначал отвлеченные понятия через конкретные признаки посредством метафо- рических эпитетов, а когда первоначальный смысл последних оказы- вался забыт или затемнен, то в силу этих семантических сдвигов и - 19 - возникал миф. Сами боги представлялись М.Мюллеру преимущественно солярными символами, тогда как Кун и Шварц видели в них образное обобщение метеорологических грозовых явлений.

Затем на первый план выдвигались астральные и лунарные мифы, указывалось на роль животных в формировании мифов и т.д. Эту школу принято называть натурической натуралистической или солярно-метеорологической в фольклористике ее иногда называют мифологической, т.к. сторонники школы сводили сказочные и эпические сюжеты к мифологическим т.е. к тем же солярным и грозовым символам, метеорологическим, солнеч- ным, лунным циклам.

Последующая история науки внесла в концепции этой школы серьезные коррективы иной вид приняла индоевропеисти- ка, обнаружилась ложность теории болезни языка, обнажилась еще в 19 в. крайняя односторонность сведения мифов к небесным природным феноменов, появилась необходимость учитывать мировоззренческое влияние при создании мифов.

Но вместе с тем это был первые серьез- ный опыт использования языка для реконструкции мифов, который по- лучил позднее более продуктивное продолжение, а солярная, лунарная и т.п. символика, особенно в плане природных циклов, оказалась од- ним из уровней сложного мифологического моделирования. 3.3